Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» г. Ухта ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЯ 1. Общие положения 1.1. Должность воспитателя относится к категории педагогического персонала. 1.2. На должность воспитателя принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. 1.3. Воспитатель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО). 1.4. Воспитатель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; Конвенцию о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; законодательство о правах ребенка; дошкольную педагогику, включая классические системы дошкольного воспитания; детскую психологию; индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию; теорию и методику воспитательной работы; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; педагогическую этику; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; трудовое законодательство; правила внутреннего трудового распорядка ОО; инструкции по охране труда и пожарной безопасности. 2. Должностные обязанности Воспитатель выполняет следующие должностные обязанности. 2.1. Создаёт позитивный психологический климат в группе и условия для доброжелательных отношений между детьми, в том числе принадлежащими к разным национально-культурным, религиозным общностям и социальным слоям, а также с различными (в том числе ограниченными) возможностями здоровья. 2.2. Соблюдает права и свободы воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность во время пребывания в ОО. 2.3. Воспитатель осуществляет: тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарными правилами и правилами противопожарной безопасности в помещениях ОО и на детских прогулочных площадках; формирование у детей навыков самообслуживания и безопасности жизнедеятельности; комплексные оздоровительные мероприятия (закаливание и др.), рекомендуемые оздоровительной программой ОО; комплекс мероприятий по социальной адаптации детей в коллективе; взаимодействие с воспитанниками на основе сотрудничества, уважение личности ребенка; работу по созданию развивающей среды в группе, участвует в её преобразовании в соответствии с возрастными потребностями детей, уровнем их развития и требованиями реализуемых программ; календарное и перспективное планирование образовательной работы; подбор наглядного и дидактического материала; подготовку и проведение родительских собраний (один раз в квартал), консультаций для родителей (законных представителей); оформление групповой ячейки и информационных стендов к праздничным датам; ежедневное мытье и обработку игрушек (в группе раннего возраста – 2 раза в день). 2.4. Воспитатель ведёт следующую документацию: табель посещаемости; журнал здоровья; протоколы родительских собраний; сведения о родителях (законных представителях); рабочие материалы по оценке индивидуального развития детей; рабочую программу педагога; документацию по посещению воспитанников на дому; план взаимодействия с родителями на учебный год. 2.5. Самостоятельно разрабатывает рабочую программу в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования. 2.6. Организует и проводит педагогический мониторинг освоения детьми образовательной программы и анализ образовательной работы в группе детей раннего или дошкольного возраста. 2.7. Планирует и корректирует образовательные задачи по результатам мониторинга с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребенка. 2.8. Организует виды деятельности, осуществляемые в раннем и дошкольном возрасте: предметная, познавательно-исследовательская, игра (ролевая, режиссерская, с правилами), продуктивная; конструирование, создаёт широкие возможности для развития свободной игры детей, в том числе обеспечение игрового времени и пространства. 2.9. Организует конструктивное взаимодействие детей в разных видах деятельности, создаёт условия для свободного выбора детьми деятельности, участников совместной деятельности, материалов. 2.10. Активно использует недирективную помощь и поддержку детской инициативы и самостоятельности в разных видах деятельности. 2.11. Организует образовательный процесс на основе непосредственного общения с каждым ребенком с учетом его особых образовательных потребностей. 2.12. Ставит воспитательные цели, способствующие развитию воспитанников, независимо от их способностей и характера. 2.13. Развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность, инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирует у воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни. 2.14. Защищает достоинство и интересы воспитанников, помогает детям, оказавшимся в конфликтной ситуации и/или неблагоприятных условиях. 2.15. Формирует психологическую готовность к школьному обучению. 2.16. Сотрудничает с другими педагогическими работниками и другими специалистами в решении воспитательных задач. 2.17. Разрабатывает и реализует индивидуальные образовательные маршруты для работы с детьми с признаками одарённости. 2.18. Владеет ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2.19. Взаимодействует с семьями воспитанников, оказывает консультативную и практическую помощь в вопросах воспитания и развития детей. 2.20. Обеспечивает: строгое соблюдение режима дня и двигательной нагрузки детей; своевременное информирование родителей (законных представителей) об изменениях в состоянии здоровья детей; регулярное информирование родителей (законных представителей) о состоянии здоровья и о плановых профилактических прививках; порядок в групповой комнате; сохранность подотчетного имущества, бережное использование пособий, методической литературы, игрушек и инвентаря в группе. 2.21. Контролирует: двигательную и зрительную нагрузку детей; своевременность внесения родителями (законными представителями) платы за содержание ребенка в ОО. 2.22. Принимает участие: в работе педагогических, методических советов, а также в методической работе в других формах, в проведении родительских собраний, организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющих); в подготовке и проведении оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой (детских праздников, развлечений, спортивных мероприятий, открытых занятий). 2.23. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему дополнительных образовательных услуг. 2.24. Обязан: соблюдать инструкцию об охране жизни и здоровья детей; оперативно извещать заведующего ОО о каждом несчастном случае, произошедшем с воспитанниками, оказывать им первую доврачебную помощь; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (один раз в год), а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; обеспечивать порядок в групповом помещении в конце рабочего дня; сообщать заведующему о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни; заменять временно отсутствующего воспитателя; соблюдать требования по охране труда и пожарной безопасности; один раз в пять лет проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности, если не имеет квалификационной категории (первой или высшей); выполнять требования действующего законодательства РФ, приказов, инструкций, положений и иных нормативных актов по обеспечению сохранности конфиденциальной информации; не разглашать и не передавать конфиденциальные сведения, которые будут доверены или станут известны в ходе рабочего процесса во время выполнения должностных обязанностей; не сообщать устно или письменно, не передавать в каком – либо виде третьим лицам и не раскрывать публично конфиденциальные сведения без соответствующего разрешения заведующего в установленных им объёмах; во время работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию, исключать несанкционированное ознакомление с их содержимым посторонними лицами; осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 3. Права Воспитатель имеет право: 3.1. Участвовать в работе органов самоуправления ОО в порядке, определенном его Уставом. 3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы в соответствии с образовательной программой, утвержденной ОО. 3.3. Принимать участие: в смотрах-конкурсах ОО и города; в инновационной деятельности ОО; в семинарах, тренингах, организуемых на базе ОО и научно-методического центра. 3.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 3.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ; 3.6. Защищать свою профессиональную честь и достоинство; 3.7. Вносить предложения: по улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда; по совершенствованию образовательного процесса; 3.8. Повышать свою квалификацию: проходить аттестацию на первую и высшую квалификационные категории на добровольной основе; обучаться на курсах повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года); 3.9. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего, старшего воспитателя и специалистов ОО. 4. Ответственность 4.1. В соответствии с законодательством РФ воспитатель несет ответственность за: жизнь и здоровье детей, соблюдение их прав и свобод; реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализации образовательных программ; соответствие применяемых форм и методов в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям детей; подготовку ОО к учебному году и летней оздоровительной кампании; сохранность имущества в группе (игрушки, керамика, мебель, пособия и пр.); своевременное прохождение медицинского осмотра; соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда. 4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального поступка, воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом и Законом РФ и РК «Об образовании». 4.3. За невыполнение или ненадлежащее выполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ОО, законных распоряжений заведующего ОО и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. 5. Взаимоотношения и связи 5.1. Воспитатель непосредственно подчиняется заведующему ОО, заместителю заведующего. 5.2. Воспитатель координирует работу помощника воспитателя или младшего воспитателя. 5.3. Воспитатель согласовывает свою деятельность с воспитателем – напарником, медицинским персоналом, музыкальным руководителем, инструктором по физкультуре в рамках единого образовательного процесса в ОО. 5.4. Работает по графику, утвержденному заведующим ОО, с нагрузкой за одну ставку 36 часов в неделю. 5.5. Не имеет права меняться сменами с другим воспитателем в группе без согласования с администрацией. 5.6. Заменяет заболевшего воспитателя в первый день невыхода. 5.7. Заменяет временно отсутствующего воспитателя по болезни или другим причинам на основании почасовой оплаты. 5.8. Получает от администрации ОО материалы нормативно-правового и организационнометодического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 5.9. Информирует руководителя ОО и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей. 5.10. Порядок действий воспитателя в случае, когда ребёнка не забрали родители (законные представители) Пытается дозвониться до всех близких родственников с целью выяснения причин, почему не забрали ребёнка из детского сада; Ставит в известность заведующего и инспектора по охране прав детства о том, что ребёнка не забрали родители; Готовит все необходимые документы (копию свидетельства о рождении ребёнка, копию медицинского полиса ребёнка, справку о состоянии здоровья ребёнка); Совместно с инспектором по правам детства или самостоятельно отводит ребёнка в Социальный приют для детей и подростков по адресу пр-д Строителей, д. 27 или в Детскую больницу, если ребёнку не исполнилось трёх лет; Информирует родителей всеми доступными средствами о месте нахождения ребёнка; Инспектор по охране прав детства сообщает в органы опеки и попечительства о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С инструкцией ознакомлена_______________________________________________________ (подпись, дата) Экземпляр инструкции получила____________________________________________________ (должность, подпись, дата)