Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» г. Ухта ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ СТАРШЕГО ВОСПИТАТЕЛЯ 1. Общие положения 1.1. Должность старшего воспитателя относится к категории педагогического персонала. 1.2. На должность старшего воспитателя принимается лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупнённых групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. Требования к опыту практической работы не предъявляются. 1.3. Старший воспитатель принимается и освобождается от должности руководителем образовательной организации (далее – ОО). 1.4. Старший воспитатель должен знать: приоритетные направления развития образовательной системы Российской Федерации; законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность в Российской Федерации; современные тенденции развития дошкольного образования; историю, теорию, закономерности и принципы построения и функционирования образовательных систем, роль и место образования в жизни личности и общества; Конвенцию о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; законодательство о правах ребенка; дошкольную педагогику, включая классические системы дошкольного воспитания; детскую психологию; индивидуальные и возрастные особенности детей, возрастную физиологию; теорию и методику воспитательной работы; современные педагогические технологии продуктивного, дифференцированного обучения, реализации компетентностного подхода, развивающего обучения; педагогическую этику; методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с воспитанниками разного возраста, их родителями (лицами, их заменяющими), коллегами по работе; технологии диагностики причин конфликтных ситуаций, их профилактики и разрешения; основные закономерности семейных отношений, позволяющие эффективно работать с родительской общественностью; основы психодиагностики и основные признаки отклонения в развитии детей; основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием; трудовое законодательство; правила внутреннего трудового распорядка ОО; инструкции по охране труда и пожарной безопасности; порядок работы со служебной информацией, правила делового этикета, основы ведения делопроизводства. 2. Должностные обязанности Старший воспитатель выполняет следующие должностные обязанности. 2.1. Координирует работу воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструктора по физической культуре. 2.2. Принимает участие в организации текущего и перспективного планирования, в осуществлении контроля за выполнением программ и планов: Основной образовательной программы ОО, разработанной в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования; Адаптированной основной образовательной программы ОО для детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР) от 5 до 7 лет; Программы развития ОО; Комплексно – целевой программы оздоровления воспитанников; Годового плана работы ОО; Рабочих программ педагогов. 2.3. Организует учебно-воспитательную, методическую работу: составляет расписание непосредственно образовательной деятельности, а также других видов учебной и воспитательной (в том числе культурно - досуговой) деятельности; совместно с заместителем заведующего готовит и регулярно проводит заседания педагогического совета; следит за выполнением решений, принятых на заседаниях педагогического совета; проводит семинары, индивидуальные и групповые консультации, конкурсы педагогического мастерства педагогических работников; организует работу школы молодого педагога, работу творческих групп; оказывает методическую помощь педагогам детского сада (в первую очередь начинающим) в подготовке проведения занятий; ведет работу по изучению и обобщению положительного педагогического опыта работы воспитателей, по организации обмена опытом работы между педагогами; пропагандирует передовой педагогический опыт среди воспитателей детского сада; планирует проведение открытых занятий по различным видам деятельности во всех возрастных группах детского сада с целью внедрения новых педагогических технологий и форм проведения занятий; ведет ознакомительную работу среди педагогов с достижениями педагогической теории и практики; анализирует учебно-методическую и воспитательную работу и принимает на ее основе конкретные меры повышения эффективности методической работы; оказывает помощь педагогическим работникам в освоении и разработке инновационных программ и технологий. 2.4. Осуществляет контроль за качеством образовательного процесса: за максимально допустимым объемом недельной образовательной нагрузки воспитанников, включая занятия по дополнительному образованию; за выполнением режима дня; за состоянием развивающей среды и сохранности методического обеспечения в группах; за взаимодействием воспитателей с родителями (законными представителями); за организацией дополнительных, в том числе платных, образовательных услуг; анализирует результаты проведения педагогического мониторинга освоения детьми основной образовательной программы и его результатов; анализирует результаты коррекционной работы с детьми в группах компенсирующей направленности. 2.5. Создаёт позитивный психологический климат в коллективе и условия для доброжелательных отношений между сотрудниками. 2.6. Участвует в создании, поддержании уклада, атмосферы и традиций жизни ОО. 2.7. Вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса. 2.8. Владеет ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста. 2.9. Понимает документацию специалистов (психологов, дефектологов, логопедов и т.д.). 2.10. Принимает участие в работе комиссии по аттестации педагогов на соответствие занимаемой должности. 2.11. Оказывает помощь и содействие педагогам при прохождении ими аттестации на первую и высшую квалификационную категорию. 2.12. Содействует получению дополнительного образования воспитанниками через систему кружков, организуемых в ОО. 2.13. Проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем, развитием воспитанников, в том числе с помощью электронных форм. 2.14. Ведет активную пропаганду здорового образа жизни. 2.15. Организует просветительскую работу среди родителей (лиц, их заменяющих). 2.16. Обязан: соблюдать инструкцию об охране жизни и здоровья детей; оперативно извещать заведующего ОО о каждом несчастном случае, произошедшем с воспитанниками, оказывать им первую доврачебную помощь; проходить предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры (один раз в год), а также внеочередные медицинские осмотры по направлению работодателя; проходить в установленном законодательством Российской Федерации порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда; один раз в пять лет проходить аттестацию с целью подтверждения соответствия занимаемой должности; сообщать заведующему о невыходе на работу в связи с заболеванием и о начале работы после болезни; соблюдать требования по охране труда и пожарной безопасности; выполнять требования действующего законодательства РФ, приказов, инструкций, положений и иных нормативных актов по обеспечению сохранности конфиденциальной информации; не разглашать и не передавать конфиденциальные сведения, которые будут доверены или станут известны в ходе рабочего процесса во время выполнения должностных обязанностей; не сообщать устно или письменно, не передавать в каком – либо виде третьим лицам и не раскрывать публично конфиденциальные сведения без соответствующего разрешения заведующего в установленных им объёмах; во время работы с документами, содержащими конфиденциальную информацию, исключать несанкционированное ознакомление с их содержимым посторонними лицами; осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне; соблюдать правовые, нравственные и этические нормы, следовать требованиям профессиональной этики. 3. Права Старший воспитатель имеет право: 3.1. В пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом, давать необходимые указания педагогическим работникам ОО, требовать качественного выполнения работы, присутствовать на занятиях с воспитанниками, получать от педагогических работников ОО информацию, необходимую для осуществления своей деятельности. 3.2. Свободно выбирать и использовать методики обучения и воспитания, учебные пособия и материалы, учебники в соответствии с основной образовательной программой ОО. 3.3. Участвовать в работе органов самоуправления ОО в порядке, определенном его Уставом. 3.4. Знакомиться с жалобами и другими документами, содержащими оценку его работы, давать по ним объяснения. 3.5. На конфиденциальность дисциплинарного (служебного) расследования, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ. 3.6. Защищать свою профессиональную честь и достоинство. 3.7. Вносить предложения: по улучшению условий труда для их включения в соглашение по охране труда; по совершенствованию образовательного процесса. 3.8. Повышать свою квалификацию: проходить аттестацию на первую и высшую квалификационные категории на добровольной основе; обучаться на курсах повышения квалификации (не реже 1 раза в 3 года). 3.9. Получать консультативную помощь от заместителя заведующего и специалистов ОО. 4. Ответственность 4.1. В соответствии с законодательством РФ старший воспитатель несет ответственность за: жизнь и здоровье детей, соблюдение их прав и свобод; неисполнение или ненадлежащее исполнение своих обязанностей – в соответствии с трудовым законодательством; действия (бездействия), повлекшие причинение вреда жизни и здоровью воспитанников во время образовательного процесса; реализацию не в полном объеме образовательных программ, качество реализации образовательных программ; соответствие применяемых форм и методов в организации воспитательно-образовательного процесса возрастным психофизическим особенностям детей; подготовку ОО к учебному году и летней оздоровительной кампании; своевременное прохождение медицинского осмотра; соблюдение правил техники безопасности, пожарной безопасности, охраны труда. 4.2. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и психическим насилием над личностью воспитанника, а также совершение иного аморального поступка, старший воспитатель может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с Трудовым Кодексом и Законом РФ и РК «Об образовании». 4.3. За невыполнение или ненадлежащее выполнение без уважительных причин Устава и правил внутреннего трудового распорядка ОО, законных распоряжений заведующего ОО и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей инструкцией, воспитатель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством РФ. 5. Взаимоотношения и связи 5.1. Старший воспитатель непосредственно подчиняется заведующему ОО, заместителю заведующего. 5.2. Старший воспитатель координирует работу воспитателей, учителей-логопедов, музыкальных руководителей, инструкторов по физической культуре по выполнению учебных планов и программ, а также разработку необходимой методической документации 5.3. Работает по графику, утвержденному заведующим, с нагрузкой за одну ставку 36 часов в неделю. 5.4. Получает от администрации ОО материалы нормативно-правового и организационнометодического характера, знакомится под расписку с соответствующими документами; 5.5. Информирует руководителя ОО и соответствующие службы обо всех чрезвычайных происшествиях, связанных с жизнью и здоровьем детей. 5.6. Знает и координирует действия воспитателя в случае, когда ребёнка не забрали родители (законные представители): Пытается дозвониться до всех близких родственников с целью выяснения причин, почему не забрали ребёнка из детского сада; Ставит в известность заведующего и инспектора по охране прав детства о том, что ребёнка не забрали родители; Готовит все необходимые документы (копию свидетельства о рождении ребёнка, копию медицинского полиса ребёнка, справку о состоянии здоровья ребёнка); Совместно с инспектором по правам детства или самостоятельно отводит ребёнка в Социальный приют для детей и подростков по адресу пр-д Строителей, д. 27 или в Детскую больницу, если ребёнку не исполнилось трёх лет; Информирует родителей всеми доступными средствами о месте нахождения ребёнка; Инспектор по охране прав детства сообщает в органы опеки и попечительства о несовершеннолетнем, оставшемся без попечения родителей, согласно части 2 статьи 16 Федерального закона от 24.06.1999 года №120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». С инструкцией ознакомлена______________________________________________ (подпись, дата) Экземпляр инструкции получила________________________________________ (должность, подпись, дата)