Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с №66»
УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 01-10/102
от 31.08.2021

ПРИНЯТО
Решением педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2021

ПОЛОЖЕНИЕ
ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение об адаптированной основной образовательной программе
дошкольного
образования
разработано
для
Муниципального
дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад № 66 комбинированного вида» (далее по
тексту Учреждение) в соответствии с:
- Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об
утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного
образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384);
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об
утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования»;
- Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от
28 сентября 2020 г. № 28 - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические
требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и
молодежи»;
- Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196
«Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
дополнительным общеобразовательным программам»;
- Распоряжением Правительств РФ от 02.12.2015г № 2471 - р «Об утверждении Концепции
информационной безопасности детей»;
- Уставом Учреждения.
/

1.2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее
- Программа) - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику
содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного
процесса, характер оказываемых образовательных услуг (кроме дополнительных) в группах
компенсирующей направленности.
1.3. Программа определяет организацию коррекционно-развивающей работы, содержание и
организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группах
компенсирующей направленности.

1.4. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста с
тяжелыми нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом их
возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей.
1.5. Программа руководствуется следующими основными принципами:
- принцип онтогенетический учитывает закономерности развития детской речи в
норме;
- принцип развивающего образования;
- принцип научной обоснованности и практической применимости;
- принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач;
- принцип календарно-тематического построения образовательного процесса;
- принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и
потребностей каждого ребенка;
- принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного
процесса;
- принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных
интересов каждого ребенка;
- возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий,
требований, методов возрасту и особенностям развития детей с тяжелыми
нарушениями речи);
- принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка;
- принцип конструктивного партнерства с семьями воспитанников;
- принцип интеграции усилий всех специалистов;
- принцип половой идентификации.
1.6. Программа направлена на решение следующих задач:
1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их
эмоционального благополучия.
2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с
тяжелыми нарушениями речи в период дошкольного детства независимо от места
жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и
других особенностей.
3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными
и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и
творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,
другими детьми, взрослыми и миром.
4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на
основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе
правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового
образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических,
интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и
ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.
6. Формирование социокультурной
среды,
соответствующей возрастным,
индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;
7. Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности
родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и
/

укрепления здоровья детей, коррекции речи.
Обеспечение коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи,
оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы.
9. Освоение детьми с тяжелыми нарушениями речи Программы, их разностороннее
развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых
образовательных потребностей, социальной адаптации.
10.
Формирование представлений об особенностях Коми края, о культуре, истории,
и традициях коми народа.
1.7. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении (12часовое пребывание с 7.00 - 19.00) (ФГОС ДО п.2.5.).
1.8. Программа является основой для разработки рабочих программ педагогов
(специалистов) в группах компенсирующей направленности.
8.

2. Технология разработки Программы
2.1. Программа разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно в
соответствии с ФГОС ДО и (или) с учетом примерных программ.
2.2. Программа разрабатывается рабочей группой в соответствии с Положением об
адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования.
2.3. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно­
методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой ими программе.
2.4. Ежегодно по итогам полноты реализации Программы и качества образования
воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения.
2.5. Изменения и дополнения Программы утверждаются до начала учебного года на
Педагогическом совете.
3. Требования к структуре Программы
3.1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной образовательной программе
дошкольного образования Программа состоит из разделов:
- целевой раздел;
- содержательный раздел;
- организационный раздел.
Содержание разделов включает обязательную часть и часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
3.2. Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанников
старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности в различных
видах деятельности и охватывает следующие направления развития (образовательные
области):
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены
выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений
Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных

областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации
образовательной работы.
3.3. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема;
части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%.
3.4. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты
освоения программы.
•
Пояснительная записка раскрывает:
- цели и задачи реализации Программы;
- принципы и подходы к формированию Программы;
- значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе
характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста.
•
Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования
ФГОС ДО к целевым ориентирам, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных
различий (индивидуальных траекторий развития) детей.
3.5. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее
полноценное развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи.
Содержательный раздел Программы включает:
а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития
ребенка, представленными в пяти образовательных областях;
б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с
учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их
образовательных потребностей и интересов;
в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции
нарушений развития детей - специальные условия для получения образования детьми с
ОВЗ, использование образовательных программ и методов, специальных методических
пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных
коррекционных занятий и оказание квалифицированной помощи в освоении Программы.
В содержательном разделе представлены:
а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик;
б) способы и направления поддержки детской инициативы;
в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями
воспитанников;
г) иные характеристики содержания Программы.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает
различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа
Парциальных и иных программ и (или) созданных ими самостоятельно.
Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и
мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на:
- специфику национально-культурных аспектов образовательной деятельности;
- сложившиеся традиции детского сада.
3.6. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения
Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и
воспитания, особенности организации образовательного процесса (режим дня, учебный
план, годовой календарный учебный график), а также особенности традиционных событий,
праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно­
пространственной среды.

3.7. В случае если обязательная часть программы соответствует Примерной программе, она
формируется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу.
Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может
быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу,
позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных
отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы.
3.8. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая
презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и
доступна для ознакомления на сайте, информационном стенде ДОУ.
В краткой презентации Программы указаны:
1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа;
2) используемые Примерная и Парциальные Программы;
3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей.
4. Требования к оформлению Программы
4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, размер
шрифта 12-14, межстрочный интервал одинарный и/или полуторный, выравнивание по
ширине, абзац 1 см, поля сверху и снизу 2 см; слева 2 см, справа - 1 см; центровка
заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4.
Таблицы вставляются непосредственно в текст.
4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения.
На титульном листе указывается:
- учредитель, наименование образовательного Учреждения;
- грифы принятия решением Педагогического совета и утверждения приказом, с подписью
руководителя;
- название Программы;
- срок реализации Программы;
- год составления Программы.
4.3. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия
издательства, года выпуска, количества страниц документа.
5,
Контроль
5.1. Ответственность за полноту и качество реализации Программы возлагается на воспитателей и
других педагогических работников.
5.2. Контроль за полнотой и качеством реализации Программы осуществляется в
соответствии с Положением о внутреннем мониторинге оценки качества дошкольного
образования.
6.
Хранение
6.1. Оригинал Программы, утвержденный заведующим Учреждения, находится в
методическом кабинете.
6.2. Электронный вариант Программы находится у каждого педагогического работника и
используется при разработке рабочих программ педагогов, при планировании
образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности.
6.3. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».