Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с №66» УТВЕРЖДЕНО Приказом № 01-10/102 от 31.08.2021 ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ АДАПТИРОВАННОЙ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 комбинированного вида» (далее по тексту Учреждение) в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384); - Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 - СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»; - Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Распоряжением Правительств РФ от 02.12.2015г № 2471 - р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»; - Уставом Учреждения. / 1.2. Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования (далее - Программа) - нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику содержания образования, особенности организации воспитательно-образовательного процесса, характер оказываемых образовательных услуг (кроме дополнительных) в группах компенсирующей направленности. 1.3. Программа определяет организацию коррекционно-развивающей работы, содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группах компенсирующей направленности. 1.4. Программа обеспечивает развитие личности детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.5. Программа руководствуется следующими основными принципами: - принцип онтогенетический учитывает закономерности развития детской речи в норме; - принцип развивающего образования; - принцип научной обоснованности и практической применимости; - принцип единства воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач; - принцип календарно-тематического построения образовательного процесса; - принцип индивидуализации, учета возможностей, особенностей развития и потребностей каждого ребенка; - принцип признания каждого ребенка полноправным участником образовательного процесса; - принцип поддержки детской инициативы и формирования познавательных интересов каждого ребенка; - возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития детей с тяжелыми нарушениями речи); - принцип учета этнокультурной ситуации развития ребенка; - принцип конструктивного партнерства с семьями воспитанников; - принцип интеграции усилий всех специалистов; - принцип половой идентификации. 1.6. Программа направлена на решение следующих задач: 1. Охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия. 2. Обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи в период дошкольного детства независимо от места жительства, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических и других особенностей. 3. Создание благоприятных условий развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями, развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром. 4. Объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества; 5. Формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. 6. Формирование социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей; 7. Обеспечение педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и / укрепления здоровья детей, коррекции речи. Обеспечение коррекции нарушений развития детей с тяжелыми нарушениями речи, оказание им квалифицированной помощи в освоении Программы. 9. Освоение детьми с тяжелыми нарушениями речи Программы, их разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации. 10. Формирование представлений об особенностях Коми края, о культуре, истории, и традициях коми народа. 1.7. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении (12часовое пребывание с 7.00 - 19.00) (ФГОС ДО п.2.5.). 1.8. Программа является основой для разработки рабочих программ педагогов (специалистов) в группах компенсирующей направленности. 8. 2. Технология разработки Программы 2.1. Программа разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и (или) с учетом примерных программ. 2.2. Программа разрабатывается рабочей группой в соответствии с Положением об адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования. 2.3. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой ими программе. 2.4. Ежегодно по итогам полноты реализации Программы и качества образования воспитанников в нее могут вноситься дополнения и изменения. 2.5. Изменения и дополнения Программы утверждаются до начала учебного года на Педагогическом совете. 3. Требования к структуре Программы 3.1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной образовательной программе дошкольного образования Программа состоит из разделов: - целевой раздел; - содержательный раздел; - организационный раздел. Содержание разделов включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. 3.2. Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей воспитанников старшего дошкольного возраста групп компенсирующей направленности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках, методики, формы организации образовательной работы. 3.3. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 3.4. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. • Пояснительная записка раскрывает: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей старшего дошкольного возраста. • Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. 3.5. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей с тяжелыми нарушениями речи. Содержательный раздел Программы включает: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей - специальные условия для получения образования детьми с ОВЗ, использование образовательных программ и методов, специальных методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и оказание квалифицированной помощи в освоении Программы. В содержательном разделе представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа Парциальных и иных программ и (или) созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: - специфику национально-культурных аспектов образовательной деятельности; - сложившиеся традиции детского сада. 3.6. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации образовательного процесса (режим дня, учебный план, годовой календарный учебный график), а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно пространственной среды. 3.7. В случае если обязательная часть программы соответствует Примерной программе, она формируется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 3.8. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте, информационном стенде ДОУ. В краткой презентации Программы указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; 2) используемые Примерная и Парциальные Программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 4. Требования к оформлению Программы 4.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал одинарный и/или полуторный, выравнивание по ширине, абзац 1 см, поля сверху и снизу 2 см; слева 2 см, справа - 1 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 4.2. Титульный лист считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе указывается: - учредитель, наименование образовательного Учреждения; - грифы принятия решением Педагогического совета и утверждения приказом, с подписью руководителя; - название Программы; - срок реализации Программы; - год составления Программы. 4.3. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска, количества страниц документа. 5, Контроль 5.1. Ответственность за полноту и качество реализации Программы возлагается на воспитателей и других педагогических работников. 5.2. Контроль за полнотой и качеством реализации Программы осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге оценки качества дошкольного образования. 6. Хранение 6.1. Оригинал Программы, утвержденный заведующим Учреждения, находится в методическом кабинете. 6.2. Электронный вариант Программы находится у каждого педагогического работника и используется при разработке рабочих программ педагогов, при планировании образовательной деятельности в группах компенсирующей направленности. 6.3. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.