Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с №66» УТВЕРЖДЕНО Приказом № 01-10/102 от 31.08.2021 ПРИНЯТО Решением педагогического совета Протокол № 1 от 31.08.2021 ПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 66 комбинированного вида» (далее по тексту Учреждение) в соответствии с: - Федеральным Законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее ФЗ № 273); - Приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрировано в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г., № 30384) (далее ФГОС ДО); - Приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 31.07.2020 № 373 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам образовательным программам дошкольного образования»; - Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»»; - Распоряжением Правительств РФ от 02.12.2015г № 2471 - р «Об утверждении Концепции информационной безопасности детей»; - Уставом Учреждения. 1.2. Основная образовательная программа дошкольного образования Учреждения (далееПрограмма) - нормативно-управленческий документ Учреждения, определяющий содержание и организацию образовательной деятельности на уровне дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности. 1.3. Программа обеспечивает развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах общения и деятельности с учетом их возрастных, индивидуальных психологических и физиологических особенностей. 1.4. Программа направлена на: - создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; - создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему условий социализации и индивидуализации детей. 1.5. Программа руководствуется основными принципами дошкольного образования: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства (младенческого, раннего и дошкольного возраста), обогащение (амплификация) детского развития; - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; - поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; - конструктивного партнерства с семьей; - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования требований, методов возрасту и особенностям развития); - учет этнокультурной ситуации развития детей. (соответствие условий, половой идентификации. 1.6. Программа реализуется в течение всего времени пребывания детей в Учреждении (12часовое пребывание с 7.00 - 19.00) (ФГОС ДО п.2.5.). 1.7. Программа является основой для разработки рабочих программ педагогов (специалистов) в группах общеразвивающей направленности. 2. Технология разработки Программы 2.1. Программа разрабатывается и утверждается Учреждением самостоятельно в соответствии с ФГОС ДО и (или) с учетом примерных программ (ч.5, 6, ст.12 ФЗ № 273). 2.2. Программа разрабатывается рабочей группой, созданной приказом по Учреждению в соответствии с Положением об основной образовательной программе дошкольного образования. 2.3. Учреждение свободно в определении содержания образования, выборе учебно методического обеспечения, образовательных технологий по реализуемой ими программе. 2.4. Ежегодно по итогам полноты реализации Программы и качества дошкольного образования в нее могут вноситься дополнения и изменения. 2.5. Изменения и дополнения Программы утверждаются до начала учебного года на Педагогическом совете. 3. Требования к структуре Программы и ее объему 3.1. В соответствии с требованиями ФГОС ДО к основной образовательной программе дошкольного образования Программа состоит из разделов: - целевой раздел; - содержательный раздел; - организационный раздел. Содержание разделов включает обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений (ФГОС ДО п.2.11). 3.2. Программа обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает следующие направления развития и образования детей (образовательные области): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. В части, формируемой участниками образовательных отношений, представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее парциальные Программы), методики, формы организации образовательной работы. 3.3. Объем обязательной части Программы составляет не менее 60% от ее общего объема; части, формируемой участниками образовательных отношений, не более 40%. 3.4. Целевой раздел включает в себя пояснительную записку и планируемые результаты освоения программы. • Пояснительная записка раскрывает: - цели и задачи реализации Программы; - принципы и подходы к формированию Программы; - значимые для разработки и реализации Программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей раннего и дошкольного возраста. • Планируемые результаты освоения Программы конкретизируют требования ФГОС ДО к целевым ориентирам, с учетом возрастных возможностей и индивидуальных различий (индивидуальных траекторий развития) детей. 3.5. Содержательный раздел представляет общее содержание Программы, обеспечивающее полноценное развитие личности детей в группах общеразвивающей направленности. Содержательный раздел Программы включает: а) описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; б) описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов; в) описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. В содержательном разделе представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик; б) способы и направления поддержки детской инициативы; в) особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников; г) иные характеристики содержания Программы. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений из числа Парциальных и иных программ и (или) созданных ими самостоятельно. Данная часть Программы учитывает образовательные потребности, интересы и мотивы детей, членов их семей и педагогов и, в частности, ориентирована на: - специфику национально-культурных аспектов образовательной деятельности; - сложившиеся традиции детского сада. 3.6. Организационный раздел содержит описание материально-технического обеспечения Программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания, особенности организации образовательного процесса (режим дня), а также особенности традиционных событий, праздников, мероприятий; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды. 3.7. В случае если обязательная часть программы соответствует Примерной программе, она формируется в виде ссылки на соответствующую Примерную программу. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, может быть представлена в виде ссылок на соответствующую методическую литературу, позволяющую ознакомиться с содержанием выбранных участниками образовательных отношений парциальных программ, методик, форм организации образовательной работы. 3.8. Дополнительным разделом Программы является текст ее краткой презентации. Краткая презентация Программы ориентирована на родителей (законных представителей) детей и доступна для ознакомления на сайте, информационном стенде Учреждения. В краткой презентации Программы указаны: 1) возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа; 2) используемые Примерная и Парциальные Программы; 3) характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями детей. 4.Требования к структурным компонентам Программы 4.1. Требования к учебному плану 4.1.1. Учебный план (система непосредственно образовательной деятельности) нормативный документ, устанавливающий перечень образовательных областей, реализующих федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, и объем недельной образовательной нагрузки, который отводится для непосредственно образовательной деятельности (далее - НОД) в соответствии с СанПиН 2.4.3648-20. 4.1.2. В структуре учебного плана выделяются обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений. 4.1.3. Обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает выполнение Программы в развитии детей по 5-ти взаимодополняющим образовательным областям - социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие, основным целям и задачам каждой образовательной области. 4.1.4. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений, включает различные направления, выбранные участниками образовательных отношений. 4.2. Требования к структуре календарного учебного графика 4.2.1. Календарный учебный график регламентирует общие требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по Программе в учебном году. 4.2.2. Содержание календарного учебного графика включает в себя следующее: - режим работы Учреждения; - продолжительность учебного года; - количество учебных недель в учебном году; - сроки проведения каникул, их начало и окончание; - перечень проводимых праздников для воспитанников; - праздничные дни; - работа Учреждения в летний период. 5. Требования к оформлению Программы 5.1. Текст набирается в редакторе Word for Windows шрифтом Times New Roman, размер шрифта 12-14, межстрочный интервал одинарный, переносы в тексте не ставятся, выравнивание по ширине, абзац 1,25 см, поля сверху и снизу 1,5 см; слева 2,5 см, справа 1 см; центровка заголовков и абзацы в тексте выполняются при помощи средств Word, листы формата А4. Таблицы вставляются непосредственно в текст. 5.2. Титульный лист Программы считается первым, но не нумеруется, также как и листы приложения. На титульном листе указывается: - учредитель, наименование образовательного Учреждения; - грифы принятия решением Педагогического совета и утверждения приказом, с подписью руководителя; - название Программы; - срок реализации Программы; - год составления Программы. 5.3. Список литературы строится в алфавитном порядке, с указанием города и названия издательства, года выпуска. 6. Контроль 6.1. Ответственность за полноту и качество реализации Программы возлагается на воспитателей и других педагогических работников. 6.2. Контроль за полнотой и качеством реализации Программы осуществляется в соответствии с Положением о внутреннем мониторинге оценки качества дошкольного образования. 7. Хранение 7.1. Оригинал Программы, утвержденный заведующим, находится в методическом кабинете Учреждения. 7.2. Электронный вариант Программы находится у каждого педагогического работника и используется при разработке рабочих программ педагогов (специалистов) для групп общеразвивающей направленности. 7.3. Программа хранится 3 года после истечения срока ее действия.