Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «31» августа 2022г. УТВЕРЖДЕНА: приказом № 01-10/113 от «31» августа 2022г. Дополнительная образовательная программа «Логоритмика» социально – педагогической направленности. Возраст воспитанников: 5-7 лет. Срок реализации: 1 год. Чуркина Ольга Александровна музыкальный руководитель Ухта 2022 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Календарно-тематическое планирование 4. Календарно-учебный график 5. Планируемые результаты 6. Комплекс организационно-педагогических условий 7. Список литературы 8. Приложение. Педагогическая диагностика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Логоритмика» имеет социально – педагогическую направленность. Актуальность программы Самой многочисленной категорией среди всех дошкольников с отклонениями в развитии являются дети с речевыми дефектами (от 45 до 60%). Речь – это не врождённая способность, она формируется постепенно. К пяти годам ребёнок должен овладеть чётким произношением всех звуков. У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, не сформированности произвольных движений и т.д. Сами собой дефекты звукопроизношения не исправляются. Но целенаправленное развитие и коррекция слухо-зрительно-двигательной координации средствами музыкально-логоритмических занятий даёт значительную динамику в их формировании у детей. Главный принцип проведения музыкально-логоритмических занятий – это взаимосвязь речи, музыки и движения. Именно музыка является организующим и руководящим началом на логоритмических занятиях. Она используется для упорядочения темпа и характера движений ребёнка, развития мелодикоинтонационных характеристик голоса и умения координировать пение, речь и движение. Настоящая программа составлена для детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая, подготовительная группы) и разработана на основе обязательного минимума содержания по музыкальному воспитанию для ДОУ (“Программа воспитания и обучения в детском саду” под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой) с учётом обновления по парциональным программам “Ладушки” (Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста) авторы И.М.Каплунова, И.А.Новоскольцева, “Топ-хлоп, малыши” (Программа по музыкально-ритмическому воспитанию детей младшего дошкольного возраста) авторы Т.Н.Сауко, А.И.Буренина, “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н.В.Нищевой. Адресат программы - воспитанники ДОУ 5-7 лет. Объем программы 31 учебный час. Форма организации занятий - групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам. Режим занятий. Длительность занятий- 25-30 минут. Количество занятий в неделю - 1 раза. Срок освоения программы: 1 учебный год. Количество обучающихся в группе: 15 - 16 человек. Цель программы – преодоление речевого нарушения у детей путём развития, воспитания и коррекции двигательной сферы через музыкально-логоритмические занятия. Задачи: образовательные: - формировать двигательные умения и навыки; - развивать пространственные представления; - развивать координацию, переключаемость движений; - знакомить с метроритмикой; воспитательные: - воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность; - формировать способность восприятия музыкальных образов и умение ритмично и выразительно двигаться в соответствии с данным образом; - совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма; коррекционные: - развивать речевое дыхание; - развивать артикуляционный аппарат; - развивать фонематическое восприятие; - развивать грамматический строй и связную речь; - формировать и развивать слуховое и зрительное внимание и память. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № Наименование разделов, тем 1 Осень. Труд людей. «Спор грибов и ягод» 2 Овощи и фрукты. «Чиполино и его друзья» Деревья и кустарники. «В гостях у Лесовичка» Поздняя осень (обобщения). Перелётные птицы. «Гуси-лебеди». Домашние животные. «Поездка в Простоквашино» Домашние птицы. «Цыпленок и его семья» Дикие животные. «Маша и Медведь приглашают в гости» Зима. «Путешествие с волшебной снежинкой» Зимующие птицы. «Птичья кладовая» Зимняя одежда и обувь. «Зайкина шубка» Я и мой организм (части тела). «Как стать большим» Неделя добрых дел. «Рукодельница и Ленивица» «Как козлик маму искал» Неделя наук. «Очевидное-невероятное» Игрушки. «Весёлая карусель» В мире много сказок. «В гостях у сказки» Животные и их детёныши. «Малышок» Всего 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Количество часов (1 год обучения) 2 Всего 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 1 1 31 31 2 3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЯ Тема Осень. Труд людей. «Спор грибов и ягод» Овощи и фрукты. «Чиполино и его друзья» Деревья и кустарники. «В гостях у Лесовичка» Программное содержание Материалы и оборудование Количество часов Формирование длительного речевого выдоха – счет до пяти, добор воздуха – обратный счет». Логопедическая гимнастика (имитировать жевание, движение челюстей). Фонопедическое упражнение «Дождик». Упражнения на развитие мимических мышц «Нука, повтори». Развитие внимания. Коммуникативный танец «Хоровод дружбы». Формирование правильного физиологического и речевого дыхания. Развитие глубокого вдоха «Узнай фрукт, овощ». Развитие мускулатуры щёк: имитационное упражнение «Толстячки-Худышки». Фонопедическая игра «Эхо». Формировать мягкую атаку голоса при произнесении гласных. Закреплять умение детей простым построениям. Зрительная гимнастика «Фруктовая загадка». Усвоение понятий «сильно - слабо», как понятий относительно большей или меньшей силы мускульного напряжения. Закрепление умения детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: вверху, внизу. Укрепление дыхательной мускулатуры. Выработка плавного длительного аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 1 Дата проведения Дата проведения (факт) выдоха, направленной воздушной струи «Осенние листочки». Игра «Эхо» АУ - тихо, громко. Отработка произношения свистящих звуков «Ветер свистит». Учить детей определять пространственные отношения. Закрепить в речи наречия: около, рядом, влево, вправо. Зрительная гимнастика «По ягоды». Закреплять умение ходить с согласованными движениями рук и ног. Поздняя осень Развитие дыхания по схеме. (нос-нос, нос-рот, (обобщения). рот-нос, рот-рот). Перелётные Театрализация сказки «Гуси-лебеди»» птицы. воспроизведение высоты звуков, интонации. «Гуси-лебеди». Выработка силы голоса «Кто кого» -упражнение в длительном произнесении гласных звуков. Учить плавно переходить от умеренного темпа движения к быстрому, к медленному. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу». «Упражнение на развитие координации, общей моторики «Мы на лыжах в лес идем». Регуляция мышечного тонуса «Деревья в снегу». Домашние Артикуляционные упражнения «Кошечка животные. сердится», «Кошечка лакает», «Индюк». «Поездка в Фонопедическое упражнение «Кошечка». Простоквашино» Логопедическая распевка «Корова» Работать над четкостью дикции. Упражнение - игра на развитие речевого дыхания «Куры, гуси». Учить менять движение в соответствии с музыкальными фразами. Зрительная гимнастика «Ослик». 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок 1 1 Игра на развитие творческих способностей и воспитания выдержки «Гусь». Упражнение на развитие пространственных отношений «Курица и цыплята» - движения. Домашние Развитие артикуляционного аппарата. птицы. Логопедичес-кая песенка «Хохлатка». «Цыпленок и его Фонопедическое упражнение семья» Петушок». Двигательное упражнение «Мчится поезд». Игра «Кошка и цыплята». Дикие животные. «Маша и Медведь приглашают в гости» Зима. «Путешествие с волшебной снежинкой» Развитие артикуляционного аппарата и мимики «Маша артистка». Сценка шутка «Лиса и волк» - продолжать учить передавать характер персонажа при помощи интонации. Формирование длительного речевого выдоха счет до пяти, добор воздуха - обратный счет». Развитие пространственной координации закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Зрительная гимнастика «Однажды в лесу». Координация речи с движением «Мишка». Развитие чувства ритма «Что хочет Маша?». Игровой массаж тела «Зайка». Уточнение произношения гласных звуков Фонопедическое упражнение «Свистели метели». Развитие языкового чутья «Доскажи словечко». Развитие орального праксиса – имитационные игры «Замерзли». Развитие слухового внимания. Зрительная гимнастика «Падают снежинки». Развивать чувство ритма «Мосток». аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок 1 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок, обручи, стулья 1 1 Зимующие птицы. «Птичья кладовая» Зимняя одежда и обувь. «Зайкина шубка» Я и мой организм (части тела). Пальчиковая гимнастика «Мы с тобой снежки лепили». Закрепление умения перестраиваться по зрительному сигналу. Логопедическая распевка «Ворона», «Воробьишка». Формирование темповой организации высказывания «Дятел» - проговаривание в разном темпе. Упражнение на дыхание «Ворона». Гимнастика мозга «Сова». Фонопедическое упражнение «Метель» Упражнение на развитие ритма «Воробьи, воробышки». Игра «Зимняя пляска». Пальчиковая гимнастика «Пой-ка, подпевай-ка». Упражнение на развитие слухового внимание «Сорока» Упражнение для укрепления жевательноартикуляторных мышц. Формирование темповой организации высказывания «Проговори скороговорку в разном темпе». Фонопедическое упражнение «Зима». Речевая игра «Подснежник». Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики». Развитие пространственной координации закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать. Логопедическая гимнастика. Упражнение на развитие дыхания «воздушный шар». аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок, обручи, стулья 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме, мячи Су-джок, обручи, стулья 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, 1 «Как стать большим» Чистоговорка. Пальчиковая игра «Иголка». Комплекс общеразвивающих упражнений «Дождик». Неделя добрых Развивать умение поднимать боковые края языка. дел. «Чашечка». «Рукодельница и Формирование длительного плавного выдоха Ленивица» «Буря в стакане», «Метелица в колодце». Закрепление артикуляции звука У. Фонопедическое упражнение «Рукодельница». Развитие ритма и темпа движения «Взбиваем перину». Развитие координации и переключаемости движений «Щёлк-щёлк». Пальчиковый самомассаж «Веретено». «Как козлик Артикуляционная гимнастика. маму искал» Фонопедическое упражнение «Мамочка». Упражнение на дыхание. Пальчиковая игра «Семья», «Хозяйка». Песня с массажем «Из раскрытого окошка». Песня о маме. Неделя наук. Развитие речевого дыхания «Счет от 1 до 5 и «Очевидноеобратно» на выдохе». невероятное» Логопедическая игра с элементом массажа «Потягушечки». Инсценировка стихотворения «Врун» Д.Хармса. Коммуникативная игра «Ворота». Развитие моторики и координации «Намотай шнур на палочку». Совершен-ствование общей моторики – разные виды ходьбы и бега. «Хлопайшлёпай» - веселая логоритмика. картинный материал по лексической теме аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 Игрушки. «Весёлая карусель» В мире много сказок. «В гостях у сказки» Воспитание силы выдоха «Заведи вертушки». Воспитание шепотной речи при проговаривании потешек. Формирование темповой организации высказывания «Проговори скороговорку в разном темпе». Имитационная игра «Дудочка» (высоко-низко). Попевка «Качели». Зрительное упражнение «Юла». Совершенствование способности различать замедление, ускорение музыкального темпа, параллельно выполняя упражнения на построение «круг» - игра «Карусели». Игра на развитие чувства ритма и моторику «Музыкальные кубики». Упражнения, регулирующие мышечный тонус «Тряпочные куклы, заводной зайчик, солдатики». Упражнение на развитие речевого дыхания «Буря». Чтение строки из сказки на выдохе. Работа над темпом и ритмом речи. Проговаривание загадки о золотой рыбке с одновременным прохлопыванием. Речевое упражнение «Петушок». Фонопедическое упражнение «Колосок». Развитие самостоятельности, инициативности и выразительности в выборе ролей для инсценировки знакомых сказок, отрывков. Развитие слухового внимания «Что не правильно». Упражнение на координацию речи и движения «У моря». Развитие слухового внимания – слушание - аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 1 Животные и их детёныши. «Малышок» колыбельная из оперы «Сказка о царе Салтане» Н.Римский-Корсаков. Звукоподражание животным. Фонопедическое упражение «Котёнок». Работа над темпом и ритмом речи. Упражнение на развитие дыхания. Пальчиковая игра «Детёныши». Хоровод «Будем маме помогать». аудио проигрыватель, массажные и резиновые разноцветные мячики, картинный материал по лексической теме 1 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года 03.10.2022 Дата окончания учебного года 31.05.2023 количество учебных недель 32 сроки контрольных процедур 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ О положительной динамике, достигнутой в ходе коррекционно-развивающего процесса средствами логопедической ритмики свидетельствуют, следующие показатели: сформированность знаний, расширение словарного запаса по лексическим темам, умение самостоятельно составлять небольшие рассказы на определенную тему, придумывать необычные окончания знакомых сказок, песен; сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами, выразительно передавая заданный характер, образ; сформированность модуляции голоса, плавности и интонационной выразительности речи, правильного речевого и физиологического дыхания, умения правильно брать дыхание во время пения; сформированность произносительных навыков, подвижности артикуляционного аппарата; способность правильно выполнять артикуляции звуков отдельно и в слоговых рядах, дифференцировать парные согласные звуки в слоговых рядах, словах, чистоговорках; способность выполнить оздоровительные упражнения для горла, для улучшения осанки, дыхательные и пальчиковые упражнения, самомассаж лица и тела, психогимнастические этюды на напряжение и расслабление мышц тела, на преодоление двигательного автоматизма; способность ориентироваться в пространстве, двигаться в заданном направлении, перестраиваться в колонны и шеренги, выполнять различные виды ходьбы и бега; способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений; положительные результаты диагностик музыкальных и творческих способностей детей в соответствии с возрастом дошкольников (дети внимательно слушают музыку, активно отвечают на вопросы о характере и содержании музыкальных произведений, поют, танцуют, играют на музыкальных инструментах, сочиняют мелодии, ритмические рисунки, танцевальные и общеразвивающие движения); улучшение результатов диагностик развития речи, в том числе и диалогической; воспитание нравственно-патриотических чувств, уважения к культуре и традициям народов России, родного края, труду людей; воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья и здоровья окружающих людей. 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Технические средства для подготовки и проведения занятий. · видео - аудио, CD- проигрыватели детские музыкальные инструменты шумовые игрушки массажные и резиновые разноцветные мячики · природный игровой материал (морские камушки, ракушки, палочки различной фактуры, орешки, каштаны, желуди, сушеные листья, шишки) · мягкие, резиновые игрушки Картинный материал по лексической теме Мячи Су-джок Обручи Стулья 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Нищева Н.В. “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)” - СПб.: ДЕТСТВОПРЕСС, 2007 2. Зацепина М.Б. “Музыкальное воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации” - М.: Мозаика-Синтез, 2006 3. Воронова А.Е. “Логоритмика в речевых группах ДОУ для детей 5-7 лет. Методическое пособие” - М.: ТЦ Сфера, 2006 4. Сергиенко Г.Н. “Учимся, говорим, играем. Коррекционно-развивающая деятельность в ДОУ” - Воронеж: ЧП Лакоценин С.С. 5. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 4-5 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008 6. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 6-7 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008 7. Картушина М.Ю. “Конспекты логоритмических занятий с детьми 3-4 лет”- М.: ТЦ Сфера, 2008 8. Волкова Г.А. “Логопедическая ритмика” 9. Лапшина А.Е. “Логоритмика: диагностика, коррекционно-развивающие аспекты. (Методические рекомендации) ” - Красноярск, 1997. Приложение 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Тест на слухоречевую память – игра «Попугай». Ребенку предлагают превратиться в попугайчика. Педагог зачитывает ряд слов, которые ребенок должен запомнить и повторить. Для детей 4 лет предлагают цепочку из 5 слов (дом, мишка, шапка, зима, колобок). 5 лет – из 7 слов (кукла, Чебурашка, медведь, собака, осень, дерево, круг). 6 лет – из 9 слов (комната, кухня, улица, машина, лето, солнце, квадрат, треугольник, лиса). 7 лет – из 11 слов (бегемот, волк, заяц, весна, сосулька, велосипед, рисунок, поляна ромашка, Буратино, книга). Оценка результата: Высокий уровень: воспроизведение после трехкратного повторения 3 слов для детей 4 лет, 5 слов – для 5-летних, 6 слов после первого (второго) предъявления – для 6-летних и 9 слов – для 7-летних. Средний уровень: снижение максимального объема запоминания на 1 элемент по сравнению с возрастным нормативом и многократные ошибки с самокоррекцией. Низкий уровень: снижение объема запоминания на 50% по сравнению с возрастным нормативом или неподдающийся коррекции отказ от повторения слов после 1-2 попыток. Тест на двигательную память – игра «Обезьянка». Детям предлагается запомнить и повторить серию из нескольких движений. Детям 4 лет предлагается серия из 5 движений (поднять прямые руки в стороны, вверх, наклониться, выпрямиться, поднять руки вперед). 5 лет – серия из 7 (те же движения, а также присесть, встать прямо, опустив руки). 6 лет – серия из 9 (те же движения, а также круговое вращение головы, обхватить руками плечи). 7 лет – серия из 11 движений (те же движения, а также встать на одну ногу, выставить вторую ногу вперед на пятку). Оценка результата: Высокий уровень: уверенное воспроизведение последовательности движений после 1-3 показов (дети 4 лет – не менее 3 движений, 5 лет – не менее 5, 6 лет – не менее 7, 7 лет – не менее 9). Средний уровень: снижение объема запоминания движений на 2 элемента, единичные ошибки с возможностью самостоятельной коррекции. Низкий уровень: невозможность усвоения и воспроизведения серии движений при любых условиях (неоднократном показе и подсказках). Тест на праксис позы пальцев – игра «Послушные пальчики». Детям предлагают посмотреть, запомнить и выполнить серию из движений мелкой моторики, показать, какие у них послушные пальчики. Движения выполняют сначала одной рукой, затем другой. Детям 4 лет предлагается серия из 3 движений: «иголка» (показать указательный палец) – кулак – «кольцо» (соединить указательный и большой пальцы). 5 лет – из 4 (те же движения, а также «коза»: выставить вперед мизинец и указательный палец, средний и безымянный поддерживать большим). 6 лет – из 5 (те же движения, а также «бык»: выставить вперед указательный палец и мизинец, остальные пальцы прижать к ладони). 7 лет – из 6 (те же движения, а также «звезда»: широко развести в стороны прямые пальцы). Оценка результата: Высокий уровень: безошибочное выполнение соответствующей возрасту серии движений каждой рукой. Средний уровень: 1-2 ошибки с самокоррекцией при переносе программы на другую руку. Низкий уровень: многочисленные ошибки, несмотря на активную помощь педагога. Обследование неречевых психических функций (по Н. В. Серебряковой, Л. С. Соломахе). Диагностика проводится в начале учебного года старшим воспитателем, логопедом и музыкальным руководителем с целью исследования состояния слухового внимания детей, восприятия и воспроизведения ритма, умения ориентироваться в пространстве, общей и ручной моторики, речевой моторики. Результаты диагностики учитываются при составлении планов логоритмических занятий, индивидуальной работы с детьми. Повторное исследование проходит в конце учебного года, чтобы проследить динамику изменений состояния неречевых психических функций детей в процессе логоритмических занятий. Слуховое внимание. 1. Дифференциация звучащих игрушек («Покажи, какая игрушка звучала: бубен, погремушка, дудочка, гармоника»). По 1 баллу за каждую угаданную игрушку. 2. Определение направления источника звука (музыкальной игрушки) – впереди, сзади, справа, слева. По 1 баллу за каждое угаданное направление. Восприятие и воспроизведение ритма. 1-й элемент: - - .. 2-й элемент: - .. - 3-й элемент: - - … 4-й элемент: … - По 1 баллу за каждое правильное воспроизведение. Ориентирование в пространстве. 1. Правой рукой показать левый глаз, левой рукой – правое ухо. По 1 баллу за правильное выполнение. 2. Показать предметы, которые находятся справа, слева, вверху, внизу, впереди, сзади. По 1 баллу за каждое правильно указанное направление. Состояние общей моторики. 1. 2. 3. 1. Предложить детям исполнить несколько знакомых танцевальных движений сначала по показу педагога, затем по словесным указаниям. Наблюдая за детьми, определить и оценить по 5-балльной шкале: силу движений, точность движений, темп движений, координацию движений, переключение от одного движения к другому. Состояние мелкой моторики. 1. Точность движений. Детям предлагают показать фигуры пальцами – коза, корзинка, кошка. По 1 баллу за 1 правильно выполненную фигуру. 2. Темп движений. Детям предлагают поиграть в пальчиковую игру «Апельсин». Оценка от 1 до 3-х. 3. Синхронность движений правой и левой руки. Дети играют в пальчиковую игру «Мы капусту солим, солим». Оценка от 1 до 3-х баллов. 4. Переключение от одного движения к другому. «Игра на рояле» (пальцы 1 – 5, 2 – 4, 5 – 1, 4 – 2, 1 – 2 – 3 – 4 – 5, 5 – 4 – 3 – 2 – 1). По 1 баллу за каждое правильно выполненное упражнение. Игра «Кулак – ладонь – ребро (правой, затем левой рукой). По 1 баллу. Чередование движений: правая рука – ладонь, левая рука – кулак, далее – наоборот. По 1 баллу. Максимальное количество за четыре задания – 21 балл. Результаты заносятся в сводную таблицу: Возраст детей: Обследование музыкальных способностей. Выявление качества певческих умений: Старшая группа – исполнить знакомую песню в сопровождении фо-но, повторить индивидуально с частичной помощью взрослого. Подготовительная группа – исполнить любую песню без сопровождении фо-но, повторить индивидуально без помощью взрослого. Выявление качества музыкально-ритмических движений: а) выполнение элементов танца: Старшая группа – выполнить движения небольшой группой (поскоки, шаг с притопом, кружение парами). б) создание музыкально-игрового образа: Старшая группа – передать в движении образ кошки (“вся мохнатенька”). в) выявление качества приёмов игры на детских инструментах: Старшая группа – исполнить простейшие ритмические фигу на ложках, барабане, погремушках, металлофоне. Подготовительная группа – исполнить любую ритмическую фигу после показа взрослого. Выявление уровня ритмического слуха: Старшая группа – прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (четырёхтактное построение). 4. 1. 2. 3. 4. Подготовительная группа - прослушать ритмический рисунок из четвертных и восьмых длительностей и воспроизвести хлопками (восьмитактное построение). Выявление уровня звуковысотного слуха: Старшая группа – определить высокий и низкий звуки в пределах кварты – “до”-“фа” (использовать металлофон). Подготовительная группа - определить высокий и низкий звуки в пределах октавы – “до”-“до” (использовать металлофон). Обследование состояния моторной сферы. Состояние общей моторики (объём выполнения движений, темп, активность, координация движений). Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости). Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, замедленность движений глазных яблок). Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, тонус, объём, способность.к переключению, замены): движения нижней челюсти; движения губ; движения языка. Обследование состояния экспрессивной речи. 1. Состояние дыхательной и голосовой функций: объём дыхания; продолжительность речевого выдоха; сила голоса; модуляция голоса. 2. Особенности динамической стороны речи: темп; ритм; паузация; употребление основных видов интонации. Заключение Логопедическая ритмика может быть определена как одна из форм своеобразной активной терапии, как одно из средств воздействия в комплексе методик, основанное на использовании связи слова, музыки и движения. Взаимоотношения указанных компонентов могут быть разнообразными, с преобладанием одного из них или связи между ними. Логопедическая ритмика имеет большое значение для перевоспитания личности заикающегося, социальной адаптации, а также для тренировки и корректирования его общей и речевой моторики. Логоритмика является одним из видов «кинезитерапии» (терапия движением). Кинезитерапия в системе помощи детям с проблемами может проводиться в различных формах: коррекционная ритмика, танцетерапия, хореотерапия, психогимнастика, ритмопластика. Предлагаемая программа «Логоритмика» реализуется в детском саду не первый год она составлена на основе: - фундаментального ядра содержания общего образования дошкольника; - требований к результатам освоения основной образовательной программы основного музыкального, психологического и логопедического образования, представленных в государственном образовательном стандарте. В ближайшее время планирую перевести занятия по кружковой работе в платную сферу, так как имею удостоверения и сертификат о прохождения курсов по авторским программа Т. И. Суворовой и Т.А. Боровик.