Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «31» августа 2022г. УТВЕРЖДЕНА: Приказом № 01-10/113 от «31» августа 2022г. Дополнительная образовательная программа «Эколята – юные друзья природы» туристско-краеведческой направленности. Возраст воспитанников: 5-7 лет. Срок реализации: 2 года. Петрикова Анастасия Викторовна воспитатель Ухта 2022 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Календарно-тематическое планирование 4. Календарно-учебный график 5. Планируемые результаты 6. Комплекс организационно-педагогических условий 7. Список литературы 8. Приложение. Педагогическая диагностика 1. Пояснительная записка Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Эколята – юные друзья природы» имеет туристско-краеведческую направленность. Актуальность Дополнительная образовательная программа «Эколята - юные друзья природы» рассчитана на детей 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на всю жизнь, во многом определяя дальнейшее развитие. Особенностью рабочей учебной программы «Юный эколог» является планирование занятий, направленных на реализацию регионального компонента. В наше время отношения человека и природы претерпели изменения. Экологические проблемы, ставшие сегодня глобальными, затрагивают интересы каждого человека, так как Земля наш общий дом. Их решение зависит в первую очередь от уровня сознания людей, поскольку именно человек несет ответственность за все живое на Земле. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Маленький человек начинает делать свои первые шаги. Он душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. У него возникает множество вопросов, на которые он с нетерпением ждет ответа. Так начинается для него познание мира. В это время очень важно обратить внимание детей на жизнь природы, взаимосвязь ее составляющих, хрупкость и зависимость от всевозможных воздействий, на единство всего живого. Постепенно у ребенка начинает формироваться взгляд на сказочный мир природы. У него появляется желание поближе узнать и понять законы природы научиться жить в гармонии с ней. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе, желание помочь нуждающимся. Знания, полученные в дошкольном возрасте, помогут детям в дальнейшем освоить предметы экологической направленности и обеспечат преемственность между сферами социального становления личности (семья детский сад - школа - ВУЗ - профессиональная деятельность). Адресат программы – воспитанник ДОУ 5-7 лет. Объём программы 64 учебных часа. Сроки реализации программы - 2 года. Формы организации занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам. Экскурсии, игровые, сюжетные занятия с использованием опытно - экспериментальной деятельности, с использованием мультимедийного сопровождения и др. Режим занятий. Длительность занятий- 25-30 минут. Количество занятий в неделю – 1 раз. Срок освоения программы 2 учебных года. Количество обучающихся в группе: 25 человек. Цель программы. Формирование целостных представлений старших дошкольников о системе взаимосвязей живой и неживой природы с включением регионального компонента (Республики Коми) 3 Общие задачи - Формировать активную позицию, желание изменить, что- либо вокруг себя в лучшую сторону - Воспитывать защитников природы, дать экологические знания. - Научить детей быть милосердными, любить и беречь природу, бережно распоряжаться ее богатствами. - Развивать экологическую культуру. Задачи развития экологических представлений у детей старшей группы Образовательные: - дать обобщенные представления о жизни животных и растений в сообществах - экосистемы; о целостности и уникальности каждого сообщества о разнообразии животных и растений на Земле, о взаимосвязях неживой природы, растений, животных; о сезонных изменениях в неживой природе, растительном и животном мире, их взаимосвязях; - учить овладевать умениями ориентироваться в мире физических явлений на основе уточнения представлений; - организовать сбор природного материала для дальнейшей творческой работы с ним; - научить детей простейшим правилам поведения в природе; Развивающие: - развивать психические процессы (внимание, память) и мыслительные операции (сравнение, обобщение); - развивать познавательные и творческие способности детей, коммуникативное общение; - развивать способность оценивать состояние природной среды, принимать правильные решения по ее улучшению; Воспитательные: - сформировать у детей чувство ответственности за жизнь окружающих животных и растений; - сформировать понимание необходимости охранять природу, проявлять инициативу действий по её охране и предупреждению насилия над природой; - научить через общение с природой видеть и любить ее красоту во всем проявлении многообразии форм и красок; - формировать в детях доброту, милосердие, сострадание, любовь к природе и др. Задачи оздоровительной направленности: - Учить взаимодействовать с природой. - Приобщать к ценностям здорового образа жизни. - Знакомить с правилами личной безопасности. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой. - Закреплять умения самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в зоне природы. - Прививать интерес к труду в природе, привлекать детей к посильному участию. Задачи природоохранного направления: - Формировать представление об экологических проблемах села, города. - Закрепить умение правильно вести себя в природе. - Формировать у детей эмоциональную отзывчивость. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности. - Развивать интерес и любовь к родному краю и умение отражать это в продуктивных видах деятельность. - Учить отражать в продуктивных видах деятельности свое отношение к миру природы. Задачи развития экологических представлений у детей подготовительной группы Образовательные: -Формировать систему элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребёнка, прежде всего как средства становления осознанно правильного отношения к природе. -Формировать элементарные умения предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде. -Обогащать представления детей о природе родного края и различных природных зон (пустыня, тундра, степь, тропический лес), о многообразии природного мира, причинах природных явлений, об особенностях существования животных и растений в сообществе (на лугу, в лесу, парке, водоёме, городе), о взаимодействии человека и природы. -Поддерживать проявление инициативы детей в самостоятельных наблюдениях, опытах, эвристических рассуждениях по содержанию прочитанной познавательной литературы. -Обогащать самостоятельный опыт практической деятельности по уходу за комнатными растениями, огородом, цветниками и животными уголка природы. -Поддерживать детей в соблюдении экологических правил, вовлекать в элементарную природоохранную деятельность. Формировать потребность и желание жить в гармонии с природой. Развивающие: -Развивать познавательный интерес детей к природе, желание активно изучать природный мир: искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения, эвристические суждения. -Развивать самостоятельность детей в познавательно-исследовательской деятельности, способность замечать противоречия. -формулировать познавательную задачу, использовать разные способы проверки предположений. -Применять результаты исследования в разных видах деятельности. Воспитательные: - Воспитывать нравственные чувства, выражающиеся в сопереживании природе, и эстетические чувства, связанные с красотой природного мира. -Воспитывать основы гуманно-ценностного отношения детей к природе, через понимание ценности природы, ориентацию на оказание помощи живым существам, сохранение природных объектов ближайшего окружения, проявление ответственности за свои поступки. Задачи оздоровительной направленности: - Продолжать учить согласовывать свое поведение с факторами природной среды. - Формировать ответственное отношение к своему здоровью. - Учить оказывать первую медицинскую помощь себе и пострадавшим. - Учить не только самим правилам безопасности, но и начать следить, как их выполняют другие. Задачи по развитию трудовых умений и навыков при ознакомлении с природой. - Продолжать заботиться о чистоте окружающего мира, родного села, города. - Продолжать работу по формированию умений и навыков по уходу за растениями и животными. - Учить в коллективной деятельности самостоятельно планировать работу и разделять обязанности между собой. 5 Задачи природоохранного направления. - Формировать ответственное отношение за создание необходимых условий жизни для себя и для всех живых организмов. - Продолжать знакомить с проблемами загрязнения окружающей среды в своем регионе. - Побуждать активно применять на практике знания по охране природы. Задачи по формированию эстетических суждений о природе в процессе участия в продуктивных видах деятельности. Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности. - Учить передавать свои эмоции, настроение по отношению к природе через изобразительную деятельность и художественный труд. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Старшая группа № Наименование разделов, тем 1 2 3 4 «Хлеб - всему голова» «Зерновые культуры» «Почему зерно в землю сеют?» «Злаки, произрастающие на полях Родины» «Что мы сажаем, сажая леса?» «Удивительный лес. Кора дерева» «Что было бы, если...» «Растения и животные леса» «Комнатные растения в уголке природы» «Изучаем строение цветка» «Что будет, если.» «Посадка комнатных растений» «Что такое снег?» Развивать интерес к зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. «Красная книга нашего региона» «По заповедным местам природы Республики Коми» «Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город - твое здоровье» «Человек - верный сын природы» «Разработка экологических знаков» «Юные спасатели» «Сказа ложь, да в ней намек» «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека» «Удивительное рядом» «Лесная аптека на страже человека» «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека» Всего 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 Количество часов (1 год обучения) 1 2 1 2 Всего 1 1 1 2 1 1 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 2 1 2 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 32 1 2 1 2 7 УЧЕБНЫЙ ПЛАН Подготовительная группа № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 Наименование разделов, тем Количество часов (1 год обучения) 1 1 1 1 Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 1 1 1 1 1 1 2 1 1 2 1 «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» Размножение растений 2 2 1 1 Всего 32 32 Подарки осени. «Природа-чудесница». Мой край родной Путешествие в кладовую родного края. Лес Хлеб. Домашние и дикие птицы. Поздняя осень. Перелётные птицы. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Республики Коми Домашние и дикие животные. Зима. Зимующие птицы. Север «Солнце - источник тепла и света» Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» Водный мир и его жители. «Кормилица – Земля!» Жители жарких стран. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Воздух вокруг нас. Свойства воздуха. Мы - ветры Что мы знаем о воде? Жизнь воды. Основные свойства воды. Экскурсия на участок. Весенние изменения в природе Что за чудо-кладовая есть у матушки земли: знакомство с почвой Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червём. Взаимосвязи в природе «Растения весной» «Берегите первоцветы» 1 1 1 1 9 2. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Первый год обучения Старшая группа Тема «Хлеб - всему голова» «Зерновые культуры» «Почему зерно в землю сеют?» «Злаки, произрастающие на полях Родины» Программное содержание Углубить представления детей о процессе выращивания хлеба, о том, как хлеб пришел к нам на стол. Формировать навыки речевого общения, активизировать словарь однокоренных слов. Воспитывать бережное отношение к хлебу. Познакомить детей с зерновыми культурами. Воспитывать уважительное отношение к хлебу, как главному продукту питания людей Закрепить и обогатить знания детей о росте растений в разных условиях и почвах. Учить пользоваться речьюдоказательством, для обоснования своих суждений, развивать умение анализировать, ввести в словарь детей новые слова: перегной, удобрение. Воспитывать чувство ответственности за порученное дело, навыки исследовательской деятельности. Углубить знания детей о злаках. Развивать память, мышление. Воспитывать уважение к труженикам сельского хозяйства, целеустремленность, умение выполнять прави- Материалы и оборудование Количество часов д/и «Какой хлеб?», «Кто больше назовет». 1 иллюстраций с зерновыми культурами. 1 Работа с дневником наблюдения 1 д/и «Достань и назови», «Горшочек каши». 1 Дата проведения Дата проведения (факт) «Что мы сажаем, сажая леса?» «Удивительный лес. Кора дерева» «Что было бы, если...» «Растения и животные леса» «Комнатные растения в уголке природы» ла конкурсов. Обогатить представления детей о значении леса в жизни человека, объяснить причину исчезновения леса, систематизировать представления о лесе как об экосистеме. Совершенствовать монологическую речь, ввести в словарь: сообщества, многоярусность, исчезновение. Воспитывать экологически грамотное поведение в лесу. Уточнить с детьми понятие «кора», для чего она служит дереву. Развивать у детей познавательный интерес к жизни леса и его обитателям; упражнять в составлении рассказов с подбором эпитетов. Воспитывать эстетический вкус, бережное отношение к лесу. Расширить представления детей о лесе, как об экосистеме. Ввести в словарь слова: обитатели, хищники, травоядные, цепи питания. Воспитывать бережное отношение к лесу. Уточнить знания детей о растениях (травах, кустарниках, деревьях), грибах и животных леса нашего края. Развивать память, быстроту реакции; связную речь через умение рассказывать об особенностях растений. Воспитывать уважительное отношение к живой природе Расширить знания детей о комнатных растениях и об уходе за ними. Познакомить детей с правилами поливки. загадоки о деревьях, чтение пословиц о лесе 1 иллюстрации, сравнение кусочков коры, проведение опыта, экспозиция «Дары леса». 1 стихи о лесе 1 репродукции картин русских художников 1 игра «Угадай растение». 1 11 Развивать связную монологическую речь через умение рассказывать об особенностях строения растений, составление загадок-описаний. Воспитывать у детей эмоциональную отзывчивость. «Изучаем строение Учить детей определять части цветка. Рассматривание цветка» Учить описывать растения, опираясь на растений в уголке модели. природы. Воспитывать бережное отношение к растениям. «Что будет, если.» Формировать представления детей об отмодели «Потребноношениях различных комнатных растений сти растений», к воде, теплу и свету. Развивать понима«паспорту растение того, как важен правильный уход за ния». комнатными растениями. Воспитывать желание ухаживать за комнатными растениями. «Посадка комнатУчить правильной посадке комнатных ных растений» растений. Развивать у детей трудовые умения, развивать связную речь через умение рассказывать о выполнении своих действий, составлять предложения о предметах труда и действиях с ними. Воспитывать желание самостоятельно выращивать растения «Что такое снег?» Расширить представления детей о снеге, Иллюстрации, карРазвивать интерес к помочь понять, почему при изменении тем- тины с изображенипературы снег изменяет свои свойства. ем снега зимним явлениям неживой природы, грамотно формулировать свой ответ; 1 1 1 1 1 активизировать речь словами: тает, замерзает. Воспитывать чувство прекрасного, вызвать радость от открытий. «Красная книга нашего региона» «По заповедным местам природы Республики Коми» «Город, в котором хотел бы я жить» «Твой город твое здоровье» Наблюдение за снегом, рассматривание снежинок, игры со снегом, опыты, чтение стихов и рассказов. Выявить какие растения и животные являются редкими в нашем регионе. Составить Красную книгу своего региона. Формировать представления о Красной книге Республики Коми. Воспитывать гуманное, экологически целесообразное отношение детей к природе. Формировать представления об охранных природных территориях (местах) - заповедниках. Развивать познавательную активность детей, экологическое мышление на основе представлений о заповеднике, коммуникативное общение. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной средой, где все гармонично. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать ценностное отношение к природе родного города. Расширить представления детей о городе, как о доме с экологически полноценной окружающей человека сре- Иллюстрации, картины с изображением снега 1 Красная книга Республики Коми 1 эмблемы заповедника, картымаршрута. 1 различные строительные игры. 1 Картины с изображением городов 1 13 дой. Развивать творческое воображение, любознательность, эстетическое отношение к природе, коммуникативность. Воспитывать любовь к родному городу, ценностное отношение к своему здоровью. «Человек - верный Формировать у детей способность выявсын природы» лять и моделировать отношения человека к природе на основе представлений об ответственности за окружающее, согласно принципу «не навреди» Развивать у детей творческие способности. Воспитывать бережное отношение к родной природе. «Разработка Продолжать знакомство детей с природоэкологических охранительными знаками. знаков» Создать с детьми экологические знаки, при помощи которых взрослые и дети научатся правильно себя вести себя в окружающей природе. Развивать у детей творческое мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе. «Юные спасатели» Закрепить правила поведения людей в природе на примере опасной, критической для леса и его жителей ситуации. Способствовать развитию основ экологического сознания детей. Формировать навыки правильного поведения в природе через игру. Воспитывать экологическую культуру. «Сказа ложь, да в Познакомить детей с экологическими сказней намек» ками. 1 игра «Угадай знак». 1 познавательные рассказы о лесе и его обитателях 1 Природоведческая литература 1 «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека» «Удивительное рядом» «Лесная аптека на страже человека» «Лекарственные растения - средства оздоровления организма человека» Развивать у детей познавательную активность, экологическое мышление. Воспитывать любовь к природе. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. Продолжать учить детей называть лекарственные растения. Формировать навыки поведения в природе. Развивать мышление, интонационную выразительность, умение связно высказывать свои мысли. Воспитывать бережное отношение к природе. Формировать умение узнавать и правильно называть лекарственные травы. Развивать связную образную речь, пополнить словарный запас (отвар, настой) Воспитывать бережное отношение к природе. Формирование представлений о лекарственных растениях, о правилах их сбора, хранения и применения. Развивать познавательную активность, интерес к исследовательской деятельности и связную речь детей. Воспитывать желание вести здоровый образ жизни. набор пакетиков с лекарственными травами 1 набор пакетиков с лекарственными травами 1 Картинки с изображением лекарственных травах. 1 набор пакетиков с лекарственными травами 1 15 Календарно-тематический план дополнительной программы Второй год обучения Подготовительная группа Тема Программное содержание Подарки осени. Закрепить знания о явлениях осенней природы; обратить внимание на красоту этого времени года; воспитывать экологическую культуру, любовь к природе и доброе отношение друг к другу; развивать любознательность, творческое воображение, связную речь, логическое мышление. Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы; помочь детям почувствовать красоту и многообразие природы; развивать творческое воображение, фантазию; с помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному. «Край родной - заповедные «Природачудесница». Мой край род- Материалы и оборудование Картины с пейзажем осени Количество часов 1 Картины с пейзажем осени 1 Картины с изображением за- 1 Дата проведения Дата проведения (факт) ной Путешествие в кладовую родного края. Лес Хлеб. Домашние и дикие птицы. места Республики Коми». Познакомить детей с заповедниками, памятниками природы своей местности; показать, какие ценные, охраняемые виды растений и животных произрастают и живут в нашем крае; воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Республики Коми, пробуждать желание побывать в этих местах. Знакомство с видами лесов и деревьями в лесу; привитие любви к природе родного края и воспитание бережного отношения к ней, расширение кругозора, развитие памяти, внимания, речи детей. «Кто трудиться рад, тот хлебом будет богат!» Закрепить представление о содержании и значении труда взрослых; воспитывать любовь и уважение к людям труда, бережное отношение к хлебу как к результату деятельности многих людей. «Пернатые друзья». Уточнить представления детей о знакомых птицах. О птицах, которые проживают в нашей рес- поведников Коми республики Картины с изображением деревьев 1 Картины с изображением хлеба, колосьев 1 Картины с изображением птиц 1 17 Поздняя осень. Перелётные птицы. Растения и животные, занесенные в Красную книгу Республики Коми Домашние и дикие животные. Зима. Зимующие птицы. публике, об условиях их жизни, роли человека в жизни зимующих и домашних птиц; учить узнавать птицу по повадкам, внешнему виду, песням; дать детям элементарные знания о том, чем кормят птиц зимой. «Итоговая беседа об осени». Обобщить и систематизировать знания детей об осени; учить устанавливать связи между продолжительностью дня, температурой воздуха и состоянием растений, наличием пищи для животных и приспособлением их к зиме; воспитывать бережное отношение к растениям и животным. Дать представления о Красной книге Республики Коми, о бережном отношении к вымирающим видам растений и животных. «Сравнение диких и домашних животных». Картины с изображением птиц 1 Картины с изображением животных занесённых в Красную книгу 1 Картины с изображением домашних и диких животных 1 «Покормите птиц зимой» Картины с изображением Обобщить знания детей, по- птиц лученные при наблюдении за птицами; установить связи между формой клюва и пита- 1 Север «Солнце - источник тепла и света» Изготовление плакатов на тему «Сохраним елку – красавицу наших лесов» нием птиц; отметить взаимоотношения птиц во время зимовки; вызвать желание помочь нашим крылатым друзьям в зимнюю бескормицу. «Царство Снежной Королевы». Формировать представления детей о климатических условиях Крайнего Севера и тундры; учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе; закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; развивать умственную операцию сравнения и доказательную речь. Дать детям представление о том, что Солнце является источником тепла и света; развивать умения мыслить рассуждать, доказывать; воспитывать бережное отношение к природе. - Учить детей придумывать содержание плаката, направленного на сохранение елок, изображать его; - Воспитывать бережное отношение к растениям, стремление заботиться. Беседа о пользе деревьев и о Картины с изображением растений севера 1 Картины с изображением солнца и солнечной системы 1 Ватман, карандаши, краски 1 19 Водный мир и его жители. «Кормилица – Земля!» Жители жарких стран. «Почему белые медведи не живут в лесу?» Воздух вокруг вреде их вырубания. «Обитатели водоемов». Закрепить знания детей о представителях водного мира Республики Коми, их особенностях, приспособленности к жизни именно в водной среде; разъяснить необходимость охраны этих животных и среды их обитания; учить изображать животных, имитировать их движения. Познакомить детей с компонентами, которые входят в состав почвы, при помощи опытов; воспитывать познавательный интерес и развивать навыки мыслительной деятельности. «Корабль пустыни». Углубить представления детей о многообразии живых существ, населяющих нашу планету, познакомить с жителем пустыни верблюдом, рассказать, как он приспособился к условиям жизни; воспитывать бережное отношение к живой природе. - Приспособление животных к жизни в природных условиях; Раскрыть понятие «воздух»: Картины с изображением обитателей водоёмов 1 1 Картины с изображением животных жарких стран 1 Картины с изображением медведей 1 1 нас. Свойства воздуха. свойства воздуха; роль воздуха в жизни человека. Сформировать бережное отношение к «легким» планеты Земля растениям. Мы - ветры Составить у детей представление о ветре(движение воздуха); закреплять знания о воздухе; показать роль ветра в жизни человека, животных. Что мы знаем о Сформировать бережное отводе? ношение к воде. Рассказать о состояниях воды( жидкое, Жизнь воды. твердое, парообразное). УстаОсновные свойства воды. новить зависимость состояния воды от температуры воздуха; назвать явления природы, связанные с различными состояниями воды: ливень, роса, туман, снегопад, лед. Экскурсия на Понаблюдать за весенними участок. Веизменениями в природе: ярко сенние измесветит солнце, у деревьев нения в приро- начинается соковыделение. де Научить наблюдать, замечать, сравнивать. Что за чудоРассказать об образовании кладовая есть у почвы, о роли животных и матушки земрастений в этих процессах; ли: знакомство составе почвы: вода, воздух, с почвой останки умерших растений и животных (перегной, питательные вещества), глина, пе- 1 Схема круговорот воды в природе 1 1 1 1 21 Обитатели почвы. Знакомство с кротом, дождевым червём. Взаимосвязи в природе «Растения весной» «Берегите первоцветы» «Зеленая служба Айболита: посев семян на рассаду» сок; о значении почвы в жизни растений, животных и человека. Раскрыть понятие «обитатели почвы». Рассказать об условиях жизни животных под землёй. Раскрыть роль дождевого червя в формировании почвы. Дать детям представление о взаимосвязях, существующих в природе. Научить составлять пищевые цепочки, обосновывать их - Учить наблюдательности: набухают почки, появляются листья и цветы, трава… - Уточнить видеть разнообразие видов растений в природе. - Воспитывать эстетическое отношение к растениям. - Учить распознавать и называть первые весенние цветы по листьям и цветам. - Уточнить роль растений в жизни человека и природной среды в целом; - Особенности строения и назначения всех органов - Закрепление навыков по уходу за комнатными растениями. - Зависимость роста растений от условий окружающей сре- Картины с изображением обитателей почвы 1 Схемы пищевые цепочки 1 1 Картины с изображением весенних цветов 1 Почва, семена, лейка с водой 1 Размножение растений ды. - Определение хорошего или плохого состояния растений по внешним признакам, выявление недостающих условий, способы ухода, которые могут их восполнить. - Учить пересаживать комнатные растения. - Познакомить со способами вегетативного размножения комнатных растений (черенками, усами, листьями) Схемы стадии размножения растений 1 23 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года 03.10.2022 Дата окончания учебного года 31.05.2023 количество учебных недель 64 сроки контрольных процедур 25 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Дети будут знать: Об экологических системах (лес, луг, водоём, город). О трёх стадиях развития живых организмов. О природно-климатических зонах Земли и Республики Коми. Об особенностях внешнего вида растений и животных в зависимости от среды обитания (лес, тундра, тайга). О приспособляемости растений и животных к условиям жизни, в том числе и в условиях Крайнего Севера. О роли человека в сохранении взаимосвязей в природе. Дети будут иметь представления: О соотношении воздуха, воды и суши на Земле. О Солнечной системе и её планетах. Об особенностях внешнего вида растений и животных, обитающих в разных природных зонах (в том числе и на Крайнем Севере). О возникновении жизни на Земле. Дети будут уметь: С помощью моделей устанавливать взаимосвязи растений и животных с условиями жизни в разных природных зонах. Проводить самостоятельно и с помощью взрослого опыты и эксперименты и делать выводы. Объяснять экологические зависимости. Устанавливать причинно-следственные связи между состоянием окружающей среды и жизнью живых организмов. 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Необходимое оборудование: - цветные крандаши - плакаты, иллюстрации - муляжи - гербарий и др. 27 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Волчкова В. Н., Степанова Н. В. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Экология. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. - Воронеж: ЧП Лакоценин С. С., 2008. 2. Коломина Н.В. Воспитание основ экологической культуры в детском саду. Сценарии занятий. М., 2005. 3. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. Дыбиной О. В. - 2-е изд., М.: ТЦ Сфера, 2011. 4. Н. Волчкова, Н.В.Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие. 5. Л.Г. Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. 6. Т.М. Бондаренко Экологические занятия с детьми 5-6 лет: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.- Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004. 7. О.А. Воронкевич Добро пожаловать в экологию. Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. - СПб: «Детство-Пресс», 2003. 8. Н. Николаева, И.А.Комарова. Сюжетные игры в экологическом воспитании дошкольников.- М.: Издательство ГНОМ и Д, 2005. 9. Л.А. Каменева. Н.Н. Кондратьева и др. Мир природы и ребёнок.- СПб: «Детство- пресс», 2003. 10. Н.Н. Кондратьева «Мы». Программа экологического образования детей. - СПб: «ДетствоПресс», 2002. 11. Л.С. Журавлёва Солнечная тропинка. Занятия по экологии и ознакомлению с окружающим миром. - М.: Мозаика-Синтез, 2006. 12. С. Н. Николаева Юный эколог. Система работы в подготовительной к школе группе детского сада.-М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ. 2010. 13. Л. А. Владимировская. От осени до лета. - Волгоград: Учитель, 2004. 14. Шишкина. В.А., М.Н Дедулевич Прогулки в природу. - М.: Просвещение, 2002. Приложение 1. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Качественная реализация дополнительной программы «Эколята – юные друзья природы» невозможна без определения оценки индивидуального развития детей, которая проводится в конце учебного года. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Форма проведения оценки индивидуального развития - наблюдение. Результаты овладения программой оцениваются по единой шкале и отражаются в протоколе: показатель достаточно сформирован или критерий ярко выражен – 3 балла; показатель на стадии формирования – 2 балла; показатель не сформирован или отсутствует – 1 балл. Выявления уровня сформированности показателей по количеству набранных баллов: 23 – 27 баллов – показатели сформированы; 14 – 22 баллов – показатели частично сформированы, на стадии формирования; 9 – 13 баллов – показатели не сформированы. Показатели, подлежащие оценке: 1.Представления о природе. Выявить характер представлений ребёнка о признаках живого; Выяснить, имеет ли ребёнок представления о потребностях живых организмов, условиях для жизни. Выяснить, имеет ли ребёнок представление о разнообразии растений, местах их произрастания. Выяснить, знает ли ребёнок части растений и их функции. Выяснить, имеет ли ребёнок представления о стадиях роста растений. Выявить представление ребёнка о многообразии животных и местах их обитания. Выявить представления ребёнка о назначении основных частей тела животных. 2.Отношение к природе. Изучить особенности отношения ребёнка к животным и растениям в специально созданных условиях. З. Умение осуществлять деятельность с природными объектами труд в природе. Выявить умение ребёнка осуществлять уход за растениями. Показатели сформированы Ребёнок знает основные признаки живого, устанавливает связи между состоянием живых существ, средой обитания и соответствием условий потребностям. Знания носят обобщённый, системный характер. Владеет предметными понятиями в соответствии с программой, устанавливает под руководством педагога и самостоятельно частные, и общие связи. Пользуется наблюдением для познания природы. Моделирует признаки объектов и связи. Владеет трудовыми умениями, достигая хороших результатов. Достаточно уверенно ориентируется в правилах поведения в природе, старается их придерживаться. Ребенок знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Аргументирует свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Называет их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое 29 отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Без труда выражает свое отношение к представителям животного мира. Классифицирует растения по видам, знает их характерные признаки. Называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно нужно ухаживать за ними. У него сформированы практические умения и навыки ухода за растениями. Он проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Правильно называет времена года, перечисляет их в нужной последовательности, знает характерные признаки каждого времени года. Бережно, заботливо, гуманно относится к природе, нетерпим к другим детям и взрослым в случае нарушения ими правил общения с природой. Готов оказать помощь в случае необходимости. Мотивом бережного отношения к природе служат понимание ценности жизни, стремление к совершению добрых поступков. Познавательное отношение устойчиво. Эмоционально воспринимает природу, видит её красоту. Показатели находятся на стадии формирования Ребёнок различает большое количество объектов природы, вычленяет характерные и - под руководством педагога - существенные признаки. Знает признаки живого. Устанавливает частные и некоторые общие связи. Умеет сравнивать объекты по признакам различия и сходства. Использует известные способы наблюдения для познания закономерностей природы. Недостаточно овладел общими понятиями и общими связями. Трудовые процессы выполняет самостоятельно, достигает хороших результатов. Ребенок в основном знает представителей животного мира и разделяет их по видам. Не всегда может аргументировать свой выбор. Соотносит представителей животного мира со средой обитания. Иногда не может назвать их характерные признаки. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями уголка природы. Иногда затрудняется установить взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений. Эмоционально выражает свое отношение к представителям животного мира. К проявлениям негативного отношения к природе другими детьми чаще пассивен. Классифицирует растения по видам. Иногда не может назвать их характерные признаки. Называет лишь некоторые условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Знает, как правильно ухаживать за ними. В основном практические умения и навыки ухода за ними сформированы. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к ним. Знает объекты неживой природы и правильно называет их отличительные характеристики. Самостоятельно приводит примеры того, кем и для чего они могут быть использованы. Почти всегда правильно называет времена года. Иногда затрудняется перечислить их в нужной последовательности. После наводящих вопросов взрослого правильно называет времена года. После наводящих вопросов взрослого правильно называет характерные признаки каждого времени года. Показатели не сформированы Ребенок различает и называет большое количество животных и растений, вычленяет их особенности. Знает некоторые их потребности (во влаге, в пище). Устанавливает частные связи, сравнивает объекты по отдельным характерным признакам. В выделении общих признаков испытывает затруднения. Не соотносит представителей животного мира со средой обитания. Не может классифицировать растения по видам. Не может назвать их характерные признаки. Не знает условия необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений. Не знает, как правильно ухаживать за ними. Не сформированы практические умения и навыки ухода за ними. Трудовые процессы выполняет несамостоятельно, качество труда низкое. Не знает объекты неживой природы. Не может правильно назвать их отличительные характеристики. Не знает, кем и для чего могут быть использованы объекты неживой природы. Неправильно называет времена года. Не может перечислить их в нужной последовательности. 31 № п/п 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Ф. И.ребёнка Оценка индивидуального развития Общее количество баллов Умеет осуществлять уход за растениями Бережное отношения ребёнка к животным и растениям Имеет представления о назначении основных частей тела животных Имеет представления о многообразии животных и местах их обитания Имеет представления о стадиях роста растений Знает части растений и их функции Имеет представления о разнообразии растений, местах их произрастания Имеет представления о потребностях живых организмов, условиях для их жизни Имеет представления о признаках живого Протокол оценки индивидуального развития детей по освоению дополнительной программы «Эколята – юные друзья природы» 8. 33