Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: решением педагогического совета протокол № 1 от «31»авгуавгуста 2022г УТВЕРЖДЕНО: приказом № 01-10/113 от «31» августа 2022г Дополнительная образовательная программа «Мастерская чудес» Срок реализации 1 год старший дошкольный возраст 5-6 лет Белова Татьяна Николаевна воспитатель Ухта, 2022год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка………………………………………………………3 2. Учебный план…………………………………………………………………6 3. Календарно - тематический план дополнительной программы…………..7 4. Оценка индивидуального развития ребенка……………………………….22 5. Планируемые результаты освоения дополнительной программы……….24 6. Программно-методическое обеспечение дополнительной программы….25 Пояснительная записка Образовательная программа по реализации дополнительных общеобразовательных программ – дополнительных общеразвивающих программ (далее дополнительная программа) «Мастерская чудес» разработана в соответствии с: - Федеральным законом Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; - СанПиН 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Письмом министерства образования РФ от 14.03.2000 М 65/23-16 «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения»; - Постановлением правительства Российской Федерации № 706 от 15.08.2013г. «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг» - Приказом № 1008 от 29.08.2013г. «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; - Уставом МДОУ; - Положением об образовательной программе по реализации дополнительных общеобразовательных программ - дополнительных общеразвивающих программ. Торцевание - это один из видов продуктивной деятельности - техника изготовления объемных поделок из бумаги. В основе этой техники - создание изображений и предметов с помощью объемных элементов из бумаги. Объемный элемент торцевания называют «торцовкой» или «торчком». Он представляет собой сжатый в виде воронки или конуса кусочек мягкой бумаги. Именно из таких элементов и создается задуманное изделие. Каждая такая «торцовка», как один мазок кисти в создании картины. Торцевание на бумаге подразделяется на: - контурное (торцовки выкладываются по контуру изображения, не заполняя внутреннее пространство); - плоскостное (торцовки располагаются плотно друг к другу по всей поверхности рисунка); - объёмное (торцовки приклеиваются под разным углом наклона к поверхности листа, что позволяет создать объёмное изображение -многослойное (торцовки вклеивают друг в друга слоями, одну внутрь другой). Этот способ изображения способствует творческому развитию и разнообразию художественных выразительных методов. На бумаге рождаются пушистые разноцветные картины, а у детей развивается не только художественный вкус и мелкая моторика, но и обязательность, аккуратность, командный дух. Актуальность: Работа в технике торцевания интересна и доступна детям. Она развивает мелкую моторику пальцев рук, точность движений, фантазию, абстрактное мышление, внимание, художественные навыки работы с пластическими материалами. Ведущая педагогическая идея: Научить детей дошкольного возраста технике торцевания. Цель: Развитие творческих способностей детей через обучение технике «торцевание» Задачи: 1. Дать представления о методе торцевания. 2. Показать алгоритм выполнения работы. 3. Формировать умение работать с инструментами, при выполнении поделок в технике «торцевания». 4. Развивать мелкую моторику рук. 5. Вызвать желание детей создавать объемные работы из бумаги методом торцевания. 6. Воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус. Принципы и подходы в организации образовательного процесса Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. В процессе реализации дополнительной программы используются различные формы организации деятельности: индивидуальная (детям дается самостоятельное задание с учётом его возможностей); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма); подгрупповая (разделение на подгруппы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др. мероприятиям). Используемые методы и приемы: Наглядные (использование схем, иллюстраций, картинок, моделей); Словесные (использование художественного слова, беседы, объяснение, вопросы, пояснение, инструкции); Практические (практические действия, упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции); Игровые (проблемная ситуация, игровая ситуация). Настоящая дополнительная программа составлены с учетом интеграции образовательных областей: «Социально – коммуникативное развитие» -воспитание доброжелательного отношения к старшим, сверстникам, развитие положительной самооценки, уверенности в себе, чувство собственного достоинства, осознание роста своих возможностей и стремление к новым достижениям. Дети учатся поддерживать порядок в помещении, помогать готовить к занятию и убирать после проведения занятия дидактический материал. «Физическое развитие» - детей учат ориентироваться в пространстве, относительно самого себя, участвуют в подвижных играх с дидактическим материалом, физкультурных минутках, формирование навыков правильной осанки. «Речевое развитие» - умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения, обогащение словаря детей прилагательными обозначающими качества предметов (величину, цвет, форму, материал). «Познавательное развитие» - обследование объектов, установление связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета, сравнение по разным основаниям (внешне видимым и скрытым существенным признакам), измерение, упорядочивание, классификация способствуют освоению элементарных математических представлений. В результате реализации дополнительной программы дети научатся различным приёмам работы с бумагой, следовать устным инструкциям, создавать изделия техникой торцевания, пользуясь инструкционными картами и схемами, овладеют навыками культуры труда, улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе. Продолжительность программы: Сроки реализации 1 учебный год. Дополнительная программа рассчитана на старший дошкольный возраст с 5 до 6 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятия для детей 5-6 лет не более 25 минут, численность занятий в течение учебного года - 32, включая проведение творческого отчета в конце учебного года. Формы взаимодействия с родителями: Анкетирование (выяснение образовательных потребностей родителей, какие вопросы воспитания и развития детей интересуют) Консультации: «Торцевание - техника изготовления объемных поделок из бумаги» Индивидуальные беседы с рекомендациями Совместные занятия (дети и родители) Разработка буклета для родителей Мастер – класс 2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Вариативная часть Дополнительные «Мастерская чудес» образовательные услуги Количество занятий, объем образовательной нагрузки в неделю (мин.) Количество занятий, объем образовательной нагрузки в учебный год (мин.) итого Старшая группа ( 25) 1/25 32/ 800 13 час. 20 мин. Подготовительная группа ( 30) 3.Календарно - тематический план дополнительной программы № п/п 1 2-3 4 -5 6 7-8 9 10 11 12 13 14-15 16-17 18-19 20 21 22-23 24 - 25 26 27-28 29 30 31 32 тема Знакомство с техникой торцевание. «Осенний лист» «Подсолнухи» (коллективная работа) «Ветка рябины» «Рыбки в аквариуме» «Петушок» (объемная) «Утята на пруду» (коллективная) «Снеговик» (коллективная) «Елочные игрушки» (объемная) «Снеговик (объемная) «Снегирь на ветке» «Овечка» Подарок для папы «Букет для мамы» «Рамки для фотографий» «Ракета» (коллективная) «Геоцинты» (объемная) «Голубь мира» (объемная) «День победы» (коллективная) «Одуванчик» «Солнце» «Радуга» Организация выставки для родителей Итого: 32 занятия количество часов 1 2 2 1 2 1 1 1 1 1 2 2 2 1 1 2 2 1 2 1 1 1 1 № занятия 1 Тема занятия Знакомство с техникой торцевание. 2-3 «Осенний лист» 4 -5 «Подсолнухи» (коллективная работа) 6 «Ветка рябины» Старший дошкольный возраст 5-6 лет Октябрь - май Краткое описание темы Презентация: ознакомление с техникой торцевание; правилами техники безопасности; правилами выполнения работы; инструментами, необходимыми для данной работы; этапами работы. Игра «Осенний букет» Рассматривание листика клена. Игра «Чей силуэт?» Нанесение силуэта листика на картон. Физкультминутка. Подготовка торцовок. Нанесение торцовок по контуру. 2 занятие-заполнение торцовками всего листика. Рефлексия. Загадка. Игра «Чье семечко?» Рассматривание образца. Физкультминутка. Изображение силуэта подсолнуха на картон. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Гимнастика для глаз. Рефлексия. Игра «С какого дерева ягоды?» Игра «Угадай, чей листик» Рассматривание веточки рябины. Подбор салфеток по цвету. Физкультминутка. Нанесение силуэта на картон. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Материал и оборудование Компьютер, инструменты для выполнения работы. Лист клена, простой карандаш, цветная нарезанная бумага, кисточка для клея, инструмент для торцевания, картон белого цвета, клеенки, салфетки, готовые торцовки. Готовый образец на ватмане ( силуэт подсолнуха), инструмент для торцевания, кисточки для клея, салфетки, торцовки из цветной бумаги. Картинки с изображением деревьев и ягод, картон, силуэт (ветка рябины), инструмент для торцевания, торцовки, клей, Методы и приемы взаимодействия детей и педагога Вопросы Обсуждение Практическая деятельность. Речевая игра. Рассматривание . Вопросы. Дидактическая игра. Обсуждение, техники безопасности, этапов работы Работа по образцу. Игра. Рассматривание, обсуждение, подбор цвета. Вопросы. Закрепление техники безопасности, этапов работы. Игры. Вопросы. Обсуждение. Рассматривание. 7-8 «Рыбки в аквариуме» 9 «Петушок» (объемная) 10 «Утята на пруду» (коллективная) 11 «Снеговик» (коллективная) Физкультминутка. Рефлексия. Сюрпризный момент (внести аквариум) Игра «Рыбалка» Игра «Найди по описанию» Рассматривание образца. Нанесение нужного силуэта на картон. Подбор салфеток разного цвета. Физкультминутка. Изготовление торцовок и наклеивание их на силуэт. Рефлексия. Загадка. Игра «Чей хвост?» Обследование игрушки петушка. Физкультминутка. Лепка петушка из пластилина. Подбор салфеток по цвету. Изготовление торцовок и нанесение их на поделку из пластилина. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Чтения стихотворения А. Барто «Ути-ути». Рассматривание образца. Подготовка «пруда для утят». Физкультминутка. Заполнение силуэтов утят торцовками. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Загадка. Чтение стихотворения Б.Соловьева «Снеговик. Игра «Составь из частей» Рассматривание образца. Физкультминутка. Изготовление и нанесение торцовок на готовый силуэт. Пальчиковая гимнастика. кисточки для клея, простой карандаш. Аквариум, рыбки, удочки, полоски цветной бумаги для торцовок, инструмент для торцевания, клей, кисточки, силуэт ( рыбки), простой карандаш, клеенки, салфетки. Игрушка «Петушок» Пластилин, стеки, клеенки, доски, салфетки, инструмент для торцовок, торцовки, образец. Игры. Рассматривание. Описание. Вопросы. Загадка. Игра. Беседа. Обсуждение. Вопросы. Лепка петушка. Готовые силуэты , клей, кисточки, салфетки, инструмент для торцевания, цветная бумага, ватман. Чтение стихотворения. Рассматривание. Поэтапное выполнение работы. Рассматривание снеговика, рассматривание образца, торцовки, клей, кисточки, инструмент для торцевания, клеенки, Загадка. Чтение. Рассматривание. Игра. 12 «Елочные игрушки» (объемная) 13 «Снеговик (объемная) 14-15 «Снегирь на ветке» 16-17 «Овечка» Рефлексия. К детям приходит письмо с просьбой изготовить новогодние игрушки. Беседа «Из чего можно сделать игрушки?» Игра «Укрась елку» Физкультминутка. Изготовление игрушки из пластилина. Пальчиковая гимнастика. Заполнение готовой формы торцовками. Загадка. Игра «У кого больше?» Лепка снеговика из пластилина. Физкультминутка. Изготовление торцовок и заполнение фигуры снеговика. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Беседа «Какое время года?» Загадки о снегирях. Рассматривание изображений снегиря на ветке рябины. Физкультминутка. Подбор салфеток по цвету. Нанесение силуэта на картон пластилином. Пальчиковая гимнастика. Изготовление торцовок и заполнение силуэта снегиря. Рефлексия. Загадка. Игра «Сосчитай колечки» Рассматривание образца. Нанесение силуэта на заготовку. Физкультминутка. Изготовление торцовок и нанесение их на силуэт. салфетки. Рассматривание елочной игрушки, пластилин, доски, торцовки, инструмент для торцевания, салфетки. Сюрпризный момент. Беседа. Игра. Лепка игрушки. Выставка елочных игрушек для родителей. Рассматривание снеговика, пластилин, доски, торцовки, инструмент для торцевания, салфетки. Загадка. Дидактическая игра. Лепка снеговика. Рассматривание изображения снегиря на ветке, схема изготовления поделки, картон, силуэт снегиря, пластилин, торцовки, инструмент для торцевания, клеенки, салфетки. Рассматривание иллюстрации (овечка), силуэт овечки, простой карандаш, картон цветной, торцовки, Беседа. Обсуждение. Вопросы. Загадки. Рассматривание. Загадка. Игра. Рассматривание. Вопросы. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. 18-19 Подарок для папы 20 «Букет для мамы» 21 «Рамки для фотографий» Беседа об армии. Чтение С. А. Баруздин «Шёл по улице солдат». К детям в гости приходит компьютер и показывает разные поздравительные открытки. Дети выбирают открытку, которую хотят сделать. Физкультминутка. Нанесение силуэта картинки на картон. Подбор цветных салфеток для торцовок. Изготовление торцовок и нанесение на силуэт. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Загадка. Чтение стихотворения Е.Серова «Подснежник» Игра «Лети , лети лепесток..» Физкультминутка. Нанесение рисунка на основу для торцевания. Подбор салфеток по цвету. Изготовление торцовок и заполнение силуэта. Рефлексия. Сюрпризный момент (приходит фотограф и приносит фотографии детей) Беседа. Рассматривание образцов оформление различных рамок. Физкультминутка. Игра «Придумай узор» Подбор салфеток по цвету для каждой рамки. Изготовление торцовок и заполнение рисунка-силуэта. Зрительная гимнастика. Рефлексия. клей, кисточки для клея, инструмент для торцевания, салфетки. Компьютер, рассматривание поздравительных открыток, силуэт картинки, картон белый и цветной, цветные салфетки, торцовки, инструмент для торцевания. Цветной картон, силуэт подснежника, простой карандаш, торцовки белого и зеленого цвета, клей, кисточки для клея, инструмент для торцевания, салфетки. Фотографии, образцы различных рамок, салфетки различных цветов, торцовки, картон цветной и белый, инструмент для торцевания, клей, кисточки. Беседа. Чтение. Сюрпризный момент. Вопросы. Обсуждение. Загадка. Чтение. Игра. Обсуждение. Вопросы. Беседа. Вопросы. Обсуждение. Игра. Рассматривание. 22-23 «Ракета» (коллективная) 24-25 «Геоцинты» (объемная) 26 27-28 «Голубь мира» (объемная) «День победы» (коллективная) Беседа о Дне космонавтики. Игра «Назови планету» Рассматривание образца. Физкультминутка. Нанесение силуэтного рисунка на заготовку. Изготовление торцовок, заполнение силуэта. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Загадка. Игра «Собери букет» Изготовление горшочка для букета. Лепка заготовки из пластилина. Пальчиковая гимнастика. Изготовление торцовок и наклеивание на заготовки. Рефлексия. Беседа о празднике «Труда и мира» Рассматривание образца. Физкультминутка. Нанесение силуэтного рисунка на заготовку. Изготовление торцовок ,заполнение силуэта. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. Чтение стихотворения «День Победы» Т.Белозеров. Рассматривание на видеопроекторе открыток, Рассматривание иллюстрации с изображением ракеты, силуэт ракета, картон цветной, торцовки, простой карандаш, кисточки для клея, клей, инструмент для торцевания. Рассматривание иллюстрации, пластилин, доски, салфетки разных цветов, торцовки, инструмент для торцевания, силуэт горшка для цветов. Рассматривание образца ( голубь), силуэт на каждого ребенка, простой карандаш, цветной картон синего, голубого цвета, торцовки белого цвета, клей, кисточки для клея, инструмент для торцевания, салфетки, клеенки. Беседа. Вопросы. Рассуждения. Игра. Рассматривание открыток ко Дню Чтение. Беседа. Загадка. Игра. Вопросы. Беседа. Рассматривание. сделанных ко Дню Победы. Нанесение рисунка на заготовку. Физкультминутка. Изготовление торцовок и заполнение силуэта рисунка. Пальчиковая гимнастика. Рефлексия. 29 30-31 «Одуванчик» «Солнце - Радуга» Организация выставки для родителей. Творческий отчет «Мастерская чудес» ИТОГО: 32 занятия 32 Загадка. Чтение стихотворения «Одуванчик» Нанесение рисунка на заготовку. Физкультминутка. Изготовление торцовок. Рефлексия. Игра «Солнышко и дождик» Рассматривание образца. Закрепление основных цветов. Чтение стихотворения «Каждый охотник желает знать….» Физкультминутка. Нанесение торцовок. Рефлексия. Подбор работ для выставки. Изготовление рамок. Организация выставки для родителей. Победы, силуэт рисунка, простой карандаш, торцовки различных цветов, инструмент для торцевания, клей, кисточки для клея. Рассматривание. Рассматривание иллюстрации, цветной картон, простой карандаш, торцовки, клей, инструмент для торцевания. Загадка. Чтение. Обсуждение. Рассматривание образца, торцовки различных цветов, инструмент для торцевания, клей, кисточки, салфетки, клеенки, альбомный лист формат А4. Работы детей, материалы для изготовления работы. Игра. Рассматривание. Чтение. Закрепление. 4.Оценка индивидуального развития ребенка. Качественная реализация дополнительной программы «Мастерская чудес» невозможна без определения оценки индивидуального развития детей. Форма проведения оценки индивидуального развития - наблюдение в процессе занятий. Срок проведения: октябрь (в начале реализации дополнительной программы) – май (в конце реализации дополнительной программы). Критерии оценки индивидуального развития: 3 балла: ребенок самостоятельно справляется с заданием. 2 балла: ребенок справляется с заданием с помощью педагога. 1 балл: ребенок не справляется с заданием. Результаты оценки: от 18 баллов до 12 баллов – навык сформирован от 11 баллов до 6 баллов – навык на стадии формирования от 5 и менее – навык не сформирован. Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол Ф.И ребенка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 Оценка индивидуального развития Общий балл Умение самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы Точность и аккуратность выполнения работы Умеет подготовить необходимое оборудование и материал убрать рабочее место после работы Умеет работать поэтапно, по схеме Умение изготовить поделку, следя за показом педагога и слушая устные пояснения имеет представление о технике торцевания Протокол оценки индивидуального развития детей по программе «Мастерская чудес» старший дошкольный возраст (5-6 лет) 5.Планируемые результаты освоения дополнительной программы В результате освоения дополнительной программы «Мастерская чудес» дети старшего дошкольного возраста будут иметь представление: - о технике торцевания - о величине, высоте, ширине, длине и т.д. - об измерении условной меркой - о пространственных представлениях - работать поэтапно, по схемам, добиваясь конечного результата - различать, сравнивать, обобщать, классифицировать по цвету - самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы. 6.Программно-методическое обеспечение дополнительной программы 1. Горяева Н.А.. «Первые шаги в мире искусства» - издательство Просвещение Москва 1991г. 2.Левина М.. «365 веселых уроков труда» - издательство Рольф Москва2000 г. 3.Левин В.И. «Воспитание Творчества» - Томск: Пеленг, 1993г. 4.Макаров А.Ю. Цветы в технике бумажной пластики //Школа и производство.-2009.- №7 – с.28, 37-39 5. Макаров А.Ю. Методика обучения технике торцевания из бумаги //Школа и производство. -2011.- №3 – С. 20. 6. Лыткова О. В. Мастер-класс для воспитателей «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники «тычкования (торцевания)» // Образовательные проекты «Совёнок» для дошкольников. – 2014. 7. М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. Популярное пособие для родителей и педагогов – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К», 1988. – 224 с. 2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий /Под ред. Р. Г. Казаковой – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 128 с. 8. Федеральный Закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ф3 «Об образовании в Российской Федерации». 9. Санитарно-эпидимиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях от 15.05.2013г. №26 10. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Оборудование и материалы: цветная бумага шаблон-линейка; картон белый и цветной, клей инструмент для торцевания ножницы карандаши простые линейки кисточки для клея салфетки инструкционные карты и схемы изготовления поделок инструкционные карты сборки изделий образцы изделий