Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» г. Ухта ПРИНЯТО Педагогическим советом учреждения протокол № 1 от 31.08.2022 г. УТВЕРЖДЕНО приказом № 01-10/113 от 31.08.2022 ПОЛОЖЕНИЕ О РАЗВИВАЮЩЕЙ ПРЕДМЕТНО – ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЕ (РППС) 1. Общие положения. 1.1. Настоящее Положение о развивающей предметно-пространственной среде (далее – РППС) в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении «Д/с № 66» (далее – МДОУ) разработано в соответствии: - Федеральным законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012; - Федеральным Законом «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.98 № 124-ФЗ; - приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 июля 2020 г. N 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; - постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи». 1.2. Развивающая предметно-пространственная среда является важнейшим условием реализации Основной и/или адаптированной образовательной программы ДО, обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства МДОУ (группы, участка): материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного периода. 1.3. Созданная развивающая предметно-пространственная среда способствует решению задач охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. 2.Требования к развивающей предметно-пространственной среде 2.1. Развивающая предметно-пространственная среда МДОУ (группы, участка) должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. 2.2. В соответствии с ФГОС ДО и образовательной программой МДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов. Для выполнения этой задачи РППС должна быть: - содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметнопространственным окружением; возможность самовыражения детей; - трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей; - полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности; - доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности; - безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надёжности и безопасность их использования, такими как санитарноэпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности. 3.Формирование предметно-пространственной среды ДОУ 3.1. Развивающая предметно - пространственная среда группового помещения МДОУ «Д/с № 66» является частью целостной образовательной среды детского сада. 3.2. В рамках требования ФГОС ДО целесообразно классифицировать предметное содержание групповой ячейки на функциональные зоны: -зона для спокойной, по преимуществу, деятельности (условно- «спокойная» зона); -зона для деятельности, связанной с экстенсивным использованием пространства активным движением, возведением крупных игровых построек и т.п. (условно – «активная» зона); -рабочая зона. Каждая зона пространства должна располагать к нескольким видам деятельности – культурным практикам (в зависимости от ситуации и времени). 3.3. Гибкое зонирование пространства предполагает наличие различных пространств (уголков), направленные на решение различных воспитательно - образовательных задач, для осуществления свободного выбора детьми разных видов деятельности. 3.4. Оснащение уголков групповой должны быть трансформируемо в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса и индивидуальными особенностями детей, дополняться и объединяться. Размещение материалов, инвентаря, оборудования должно быть функциональным, а не витринным. Материалы необходимо хранить в удобных и практичных емкостях с яркими метками- значками, облегчающими выбор. Все предметы должны быть доступны детям. 3.5. Зонирование пространства должно быть организовано с учетом всего времени пребывания детей в детском саду. В качестве центров развития могут выступать: - центр сюжетно-ролевых игр; - центр театрализованных игр; - Книжный центр; - центр познавательно-исследовательской деятельности; - Продуктивный уголок; - центр для разнообразных видов самостоятельной деятельности детей – конструктивной, изобразительной, музыкальной и др.; - Игровой центр с крупными мягкими конструкциями (блоки, домики, тоннели и пр.) для лёгкого изменения игрового пространства; - центр природы; - Спортивный центр; - Выставка (детского рисунка, детского творчества, изделий народных мастеров, поделок из природного и бросового материалов, фотографий и т.д.); - Уголок уединения. 3.6. МДОУ самостоятельно выбирает и приобретает средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь в соответствии со спецификой Программы. 4. Ответственность. 4.1. За организацию и оснащённость развивающей предметно-пространственной среды в помещениях и на прилегающей к учреждению территории ответственность несёт руководитель образовательного учреждения (Стандарт, раздел III, п. 3.5. Требования к материальнотехническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования). 4.2. За организацию, наполнение и оформление развивающей предметно-пространственной среды (центров, уголков, выставок и др.) в Группе ответственность несёт педагог Группы. 4.3. Педагогические работники, реализующие Программу, должны обладать основными компетенциями, необходимыми для создания условий развития детей, обозначенными в п. 3.2.5 Стандарта. 5. Порядок утверждения и внесения изменений в Положение. 5.1. Настоящее положение вступает в силу с момента его утверждения Педагогическим советом МДОУ «Д/с № 66», и введения в действие заведующим. Изменения и дополнения в настоящее Положение рассматриваются утверждаются в том же порядке