КРАТКАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОГРАММЫ «ДЕТЯМ О РЕСПУБЛИКЕ КОМИ» Детям о Республике Коми: «Детям о Республике Коми» / автор – составитель: З.В. Остапова, М.В. Рудецкая, И.Н. Набиуллина, Т.И. Чудова; Мво образования, науки и молодеж. политики Респ. Коми, Коми республик. инт развития образования. – 2-е изд. - Сыктывкар: КРИРО, 2019. – 108 с. Автор(ы) Парциальной программы: З.В.Остапова, М.В.Рудецкая, И.Н.Набиуллина, Т.И.Чудова. Дошкольный возраст как период становления первооснов личности имеет свои потенциальные возможности для развития высших нравственных чувств, в том числе ценностного отношения к родному краю, воспитания основ гражданственности. Основой в воспитании у дошкольников гражданских чувств являются развитие интереса к ее истории и культуре, формирование позитивного отношения к прошлому и настоящему родного края. Любовь к своему дому, селу (городу), где он родился, чувство восхищения родным краем – это те чувства, которые необходимо вызвать педагогу в процессе работы с дошкольниками, это будет первым шагом на пути формирования чувства патриотизма, любви к своей родине. Образовательная программа для детей дошкольного возраста «Детям о Республике Коми» (далее - Программа) исходит из Концепции развития этнокультурного образования в Республике Коми, согласно которой «этнокультурное образование – целостный процесс изучения и практического освоения этнокультурного наследия, процесс становления и воспитания личности на традициях культуры этноса». Программа «Детям о Республике Коми» составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования и направлена на позитивную социализацию детей дошкольного возраста, приобщение детей к истории, культуре, традициям и языку коми народа. Цель и задачи Программы. Содержание Программы предполагает приобщение детей дошкольного возраста к истории, культуре, традициям и языку коми народа, формирование первоначальных представлений о Республике Коми, воспитание любви к своей родине Основные задачи: 1. Формирование представлений детей об окружающем мире: о культуре коми народа, его традициях, творчестве; об истории республики, отраженной в названиях улиц, памятниках; о символике республики и родного района (гербе, гимне, флаге). 2. Формирование эмоционально-положительных чувств детей к окружающему миру: любви и привязанности к своей семье и дому; интереса к жизни родной республики (города); гордости за достижения своей республики (города): уважения к культуре и традициям коми народа, к историческому прошлому; восхищения народным творчеством; любви к коми языку. 3. Формирование отражения отношения к окружающему миру в деятельности, такой как: труд, игра, продуктивная деятельность, музыкальная деятельность, познавательная деятельность. Принципы и подходы к формированию Парциальной программы «Детям о Республике Коми»: принцип комплексно-тематического планирования образовательного процесса, принцип научной обоснованности и доступности, интегрированный принцип организации освоения предлагаемого содержания, принцип систематичности, последовательности и постепенности, принцип наглядности и занимательности. Значимые для разработки и реализации Парциальной программы «Детям о Республике Коми» характеристики, в том числе характеристики особенностей развития детей полностью соответствуют возможностям педагогического коллектива и условиям ДОУ. Планируемые результаты (целевые ориентиры) Парциальной программы «Детям о Республике Коми»: К семи годам: Ребенок приобретает определенную систему знаний о родном городе, районе, Республике Коми; Знает герб, флаг Республики Коми; Проявляет познавательный интерес к прошлому и настоящему своего края; Имеет первичные представления о традиционном жилище коми, мужском и женском костюме, блюдах коми кухни, коми традиционной утвари; Проявляет интерес к коми изобразительному представление о коми орнаменте; искусству, имеет Умеет узнавать узоры (декоративные композиции) на основе коми орнамента, используя характерные для него элементы узора и цветовую гамму; Имеет элементарное представление о коми народных промыслах и ремеслах; Знает коми народные игры и любит в них играть; Умеет поддержать диалог и самостоятельно составить небольшой монолог по темам; Понимает и использует в речи минимальный коми лексический материал по темам. Парциальная программа «Детям о Республике Коми» направлена на развитие детей в образовательной области «Познавательное развитие». Создание развивающей предметно-пространственной среды является неотъемлемой частью реализации этнокультурного образования в детском саду. Программа предполагает следующие формы организации РППС: создание патриотического уголка в групповом помещении с инсталляцией предметов быта, плакатами, материалами о родной земле, крае; с доступными материалами для творчества красками, карандашами, трафаретами орнаментов; дидактических и развивающих игр; создание мини-музеев в специально отведенных местах; создание этнокультурного пространства на участке вокруг детского сада; оформление экологической тропы на территории детского сада; приобщение дошкольников к коми изобразительному искусству с помощью мини-галереи изобразительного искусства; национальный колорит в оформлении общего пространства детского сада и его помещений. Задачи по приобщению дошкольников к культуре, традициям, фольклору и искусству коми народа решаются через образовательные области развития ребенка: социально-коммуникативное, познавательное, художественно-эстетическое, физическое развитие, где через различные виды детской деятельности предполагается развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование первичных представлений о Республике Коми, о традициях и праздниках коми народа, об особенностях природы коми края. Содержательный раздел программы представлен следующими темами: «Я живу в Коми», «Находки прошлого», «Свой дом каждому дорог», «Мастерство дороже богатства: прядение, ткачество, вышивка, вязание», «Традиционная одежда коми», «Посмотри, как красив из орнамента коми узор!», «Традиционная коми кухня», «Традиционная утварь», «Давай поиграем!». Организационный раздел программы представлен комплекснотематическим планированием и перечнем учебно-методической литературы.