Дополнительная общеобразовательная платная программа Говори правильно

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом № 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Говори правильно»
социально – педагогической направленности.
Возраст воспитанников 5-7 лет.
Срок реализации: 1 год.

Панова Юлия Владимировна
учитель – логопед

Ухта
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно-тематическое планирование
4. Календарно-учебный график
5. Планируемые результаты
6. Комплекс организационно-педагогических условий
7. Список литературы
8. Приложение. Педагогическая диагностика

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Говори правильно» имеет
социально – педагогическую направленность.
Актуальность
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и
обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в
речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска по
школьной неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная
причина — недостаточное развитие процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Процесс
овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухорече-двигательного взаимодействия, который выражается в правильной артикуляции звуков
и их тонкой дифференциации на слух.
Дошкольные образовательные учреждения являются первой ступенью непрерывного
образования и входят в систему общественного воспитания человека. Им принадлежит
ведущая роль в воспитании и развитии детей, в подготовке их к школе. В последнее время в
дошкольных учреждениях возросло количество детей с нарушениями речи, возникла
необходимость введения дополнительных платных образовательных услуг по коррекции речи
детей.
Адресат программы – воспитанник ДОУ 5-7 лет.
Объем программы индивидуальный.
При реализации программы последовательность устранения выявленных дефектов
звукопроизношения определяется индивидуально, в соответствии с речевыми особенностями
каждого ребенка и индивидуальным перспективным планом.
Форма организации занятий - индивидуальная непосредственно образовательная
деятельность.
Режим занятий - программа рассчитана на два занятия в неделю продолжительностью
занятия не более 20-30 минут.
Срок освоения программы 1 учебный год
Количество обучающихся:
Цель программы: устранение речевых недостатков у детей старшего дошкольного возраста с
фонетико-фонематическим недоразвитием речи.
Задачи:
- совершенствовать фонематическое восприятие и навыки звукового анализа и синтеза
параллельно с коррекцией звукопроизношения;
- развивать навыки дифференцирования звуков, сходных по артикуляционноакустическим характеристикам;
- формировать практические умения и навыки пользования исправленной речью;
- развивать психические функции;
- развивать общую и мелкую моторику.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Этапы работы

Тема

Количе
ство
часов
6

Всего

8

8

Автоматизация звука в слогах

6

6

Автоматизация звука в словах

8

8

Автоматизация звука в предложениях

8

8

Автоматизация звуков в связной речи

8

8

Дифференциация звуков в слогах

Работа
проводи
тся по
необходи
мости
4
4

Работа
проводи
тся по
необходи
мости
4
4

Дифференциация звуков в словах

4

4

Дифференциация звуков в предложениях

4

4

Дифференциация звуков в связной речи

4

4

64

64

Подготовительный
этап
Постановка
звука
Автоматизация
звуков

Дифференциация
звуков

ИТОГО

Дифференциация изолированных звуков

6

Этапы
коррекционной
работы
I этап –
подготовительный.
Цель: подготовка
слухового и речедвигательного
анализаторов к
постановке звуков.

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Методы логопедического воздействия
Направления
коррекционной
работы
1. Развитие ручной моторики.
I. Упражнения на развитие ловкости, точности, координации,
Цель: активизация моторных речевых
синхронности движений пальцев рук общего характера,
зон головного мозга.
включенные в различные виды деятельности:
1. конструирование из кубиков различных построек по образцу, по
памяти, произвольно;
2. раскладывание и складывание разборных игрушек;
3. составление предметных разрезных картинок (по образцу, по
памяти);
4. складывание из палочек, спичек геометрических фигур,
изображений, букв;
5. обведение контуров предметных изображений;
6.раскрашивание контурных изображений предметов цветными
карандашами;
7. вырезывание цветных фигурок, полосок по контурам;
8. наматывание ниток на катушку, клубок;
9. работа с пластилином;
10. работа с мозаикой;
11. игры с природным материалом (горохом, крупами, камешками,
ракушками и т.д.)
II. Пальчиковая гимнастика (комплексы).
III. Пальчиковые игры без речевого сопровождения.
IV. Пальчиковые игры с речевым сопровождением.
2. Развитие неречевого дыхания.
Игровые упражнения: “Пилка дров”, “Погреться на морозе”,
Цель: развитие длительного выдоха
“Надуй игрушку”, “Листья шелестят”, “Бабочки”, “Задуть свечу”,
без участия речи; формирование “Покатай карандаш”, “Костер”, “Чайник закипел”, “Снежинки
нижнее-реберного, диафрагмального летят”, “Вертушка”, “Лыжники” и др.
дыхания.
3. Развитие речевого дыхания и 1. Игровые голосовые упражнения “Эхо”, “Вьюга”, “Дует ветер”,
голоса.
“В лесу”, “Лесенка”.
Цель: развитие речевого дыхания на
2. Работа со стихотворными текстами.

длительном плавном выдохе, различие
высоты, силы, тембра голоса.
4.
Развитие
артикуляторной
моторики.
Цель:
выработка
правильных,
полноценных
движений
артикуляторных
органов
для
правильного произношения звуков.

3. Работа с диалогами.
1. Упражнения на развитие мышц лица:
а) по подражанию и словесной инструкции (закрывание глаз;
зажмуривание правого, левого глаза; поднимание бровей;
надувание и втягивание щек и т.д.);
б) имитация мимических движений с использованием картинок
(упражнения “Дети загорают”, “Подарок”, “Кислый лимон”, “В
зоопарке”).
2. Гимнастика для челюстей, щек, губ, языка * Артикуляционная
гимнастика включает :
а) статические упражнения (“Лопаточка”, “Чашечка”, “Горка” и
др.);
б)
динамические
упражнения
(“Улыбка”“Трубочка”,
попеременное движение нижней челюсти, “Маляр” и др.).
* Развитие артикуляторных движений проводится в 2-х
направлениях:
а) развитие кинетической основы движений;
б) развитие кинестетических ощущений.
1. Упражнения на узнавание неречевых звуков (“Кто хлопал?”,
“Что звучит?”, “Тихо-громко” и др.).
2. Упражнения на развитие слухового внимания и восприятия на
речевом материале (“Найди картинку”, “Близко-далеко”, “Хлопки”,
“Кто летит?” и др.)

5.Развитие слухового восприятия и
внимания.
Цель: подготовка к различению на
слух речевых единиц: слов, слогов,
звуков; формирование установки на
точное восприятие речи окружающих.
6.
Развитие
слухо-моторных 1. Упражнения на оценку ритмов.
координаций (развитие восприятия 2. Упражнения на воспроизведение ритмов:
и воспроизведения ритмических  по слуховому образцу;
структур).
 по инструкции.
Цель: подготовка к работе над звукослоговой структурой слова, над
ударением (логическим, фразовым),
интонационной выразительностью.

7.
Развитие
фонематического
восприятия и элементарных форм
фонематического анализа.
Цель: формирование умения различать
слова близкие по звуковому составу,
развивать умение выделять звук на
фоне слова, первый и последний звук в
слове.
II этап – этап I. Постановка звука.
Цель: формирование правильного
формирования
артикуляционного
уклада
первичных
произносительных изолированного нарушенного звука.
навыков.
Направления работы:
1. Развитие слухового восприятия.
Цель: уточнение слухового образа
отрабатываемого звука.
2. Развитие фонематического анализа.
Цель: выделение отрабатываемого
звука на фоне слова, уточнение его
слухопроизносительного образа.
3. Развитие речевой артикуляторной
моторики.
Цель:
уточнение
артикуляции
отрабатываемого звука с опорой на
зрительное, тактильное восприятие и
кинестетические ощущения; отработка
каждого
элемента
необходимого
артикуляторного уклада.
4. Работа по непосредственной
постановке звука.
Цель: объединение изолированных
артикуляционных элементов в единый
артикуляционный уклад.

1. Упражнения на различение слов, близких по звуковому составу
(“Найди ошибку”, “Подбери картинки”, “Найди пару”, “Поезд” и
др.).
2. Упражнения на развитие фонематического анализа (“Подними
картинку”, “Красный-зеленый-синий”, “Угадай, где спрятался
звук?”).
Работа проводится на материале звуков, правильно произносимых
детьми после уточнения артикуляции и слухового образа звуков.
1. Игры и упражнения на уточнение слухового образа
отрабатываемого звука:
 введение картинки-символа, соотносящейся со звуком;
 игры на звукоподражание.
2. Упражнения на выделение звука на фоне слога, слова
(проводятся аналогично упражнениям на подготовительном этапе,
но речевой материал подбирается на конкретный звук, над
которым ведется работ.
3. Упражнения на развитие артикуляторной моторики
(определенный комплекс упражнений для губ, щек, челюстей,
языка для подготовки правильного произнесения нарушенного
звука).
4. Непосредственная постановка звука.
Способы:
а). по подражанию (с опорой на слуховой образ, на зрительное,
тактильное восприятие и кинестетические ощущения);
б). механический (с использованием вспомогательных средств:
шпателя, зонда и т.д.);
в). от других правильно произносимых звуков;
г). от артикуляторного уклада;
д). смешанный способ постановки (используются различные
способы).

II. Автоматизация звука.
Цель:
закрепление
условнорефлекторных
речедвигательных
связей
на
различном
речевом
материале; введение звука в слоги,
слова, предложения, связную речь.
Направления работы:
1. Введение звука в слоги, слова,
словосочетания,
связную
речь
(основное направление работы).
2. Развитие фонематических процессов
(фонематического восприятия,
фонематического анализа и синтеза).
3. Работа над просодической стороной
речи: над ударением в процессе
автоматизации звука в словах и слогах
(используются
серии
слоговых
цепочек с перемещающимся ударным
слогом);
над
темпом,
ритмом,
логическим ударением и интонацией в
словосочетании,
предложении
6.
и
связной речи).
4. Словарная работа (обогащение,
7.
уточнение, активизация и
систематизация словаря).
5. Совершенствование
грамматического строя речи.
III. Дифференциация звуков речи.
(Проводится, если ребенок заменяет
или смешивает звуки в речи).
Цель:
развитие
дифференциации,

слуховой
закрепление

1. Упражнения на имитацию слогов с отрабатываемым звуком:
а) прямых открытых слогов – обратных слогов (при
автоматизации щелевых звуков);
б) обратных слогов – прямых открытых слогов (при
автоматизации смычных и аффрикат).
2. Упражнения на автоматизацию звука в словах: имитация, игры
с называнием картинок и натуральных предметов:
а) звук в начале слова; б)
звук в конце слова;
в) звук в середине слова (а,б,в – в простых односложных словах);
г) звук в односложных словах со стечением согласных;
д) звук в начале слова;
е) звук в середине, конце слова (д,е – в простых двусложных
словах);
ж) звук в двусложных словах со стечением согласных;
з) автоматизация звука в трёхсложных словах без
стечения
согласных;
и) автоматизация звука в трехсложных словах со стечением
согласных.
3. Автоматизация в словосочетаниях.
4. Автоматизация в чистоговорках.
5. Автоматизация
звука в предложениях (с постепенным
усложнением структуры предложения и речевого материала).
6. Автоматизация в связной речи.
Приемы работы при автоматизации звука в словосочетаниях,
предложениях, связной речи: имитация речевых высказываний;
заучивание чистоговорок, поговорок, пословиц и стихотворений;
пересказ рассказов, составление предложений и рассказов по серии
сюжетных картинок, по сюжетной картинке; дидактические игры.
1. Упражнения первого подэтапа.
а) Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое,
тактильное восприятие, кинестетические ощущения (упражнения
при постановке звука).
б) Игры и упражнения на уточнение слухового образа звука
(картинка-символ, игры на звукоподражание).

произносительной дифференциации,
формирование
фонематичекого
анализа и синтеза.
Подэтапы:
1. Предварительный этап работы над
каждым из смешиваемых
звуков.
Цель: уточнить произносительный и
образ каждого из смешиваемых звуков.
2. Этап слуховой и произно сительной
дифференциации
смешиваемых звуков.
Цель:
сравнение
конкретных
смешиваемых
звуков
в
произносительном и слуховом плане.

III этап – этап
формирования
коммуникативных
у мений и навыков.
Цель: сформировать
у ребенка умения и
навыки безошибоч –
ного употребления
звуков речи во всех
ситуациях общения.

1. Развитие умения использовать
автоматизированные и
отдиференцированные на специально
подобранном материале звуки в естест
– венных речевых условиях.
2.
Формирование
способности
контролировать
своё
умение
правильного произнесения звуков в
спонтанной речи.

в) Выделение звука на фоне слога (“Красный – зелёный”).
г) Выделение звука на фоне слова (исключаются слова со звуками,
сходными акустически и смешиваемые в произношении).
“Подними цветной кружок на заданный звук”, “Назови картинки
(придумай слова), где есть заданный звук”.
д) Определение места звука в слове: в начале, в середине, в конце
слова.
е) Выделение слова с данным звуком из предложения.
2. Упражнения второго подэтапа (речевой материал включает
слова со смешиваемыми звуками).
а) Дифференциация звуков в слогах (повторение слогов со звуками,
выделение звуков из слогов с поднятием кружка-символа,
придумывание слогов со звуками, преобразование слогов).
б) Дифференциация звуков в словах (определение звука в словах,
места звука и др. упр.).
в) Дифференциация звуков в предложениях (аналогично
упражнениям первого подэтапа, но включаются оба смешиваемых
звука).
г) Дифференциация звуков в связной речи (работа с картинками,
стихами, короткими текстами).
Заучивание стихов, диалогов, составление предложений, рассказов
по картинкам, пересказы коротких текстов, где частотность
данного звука не превышает нормального его распределения в
естественной речи.

4. Календарный учебный график
Дата начала учебного
года
02.10.2024

Дата окончания
учебного года
31.05.2025

Количество учебных
недель
32

Сроки контрольных
процедур
индивидуально

5.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ

5-6 лет







6-7 лет











правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических
позициях и формах речи
дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
различать понятия «звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне
правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
чётко дифференцировать все изученные звуки;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове;
различать понятия «звук», «твёрдый звук», «мягкий звук», «глухой
звук», «звонкий звук», «слог», «предложение» на практическом
уровне;
называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в
словах;
производить элементарный звуковой анализ и синтез;
овладеть интонационными средствами выразительности речи в
пересказе, чтении стихов.

6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Техническое оснащение кабинета:
 Настенное зеркало.
 Столы для детей – 2 штуки.
 Стулья детские – 4 штуки.
 Стол для учителя-логопеда.
 Шкафы для методической работы.
 Стенды для наглядности
 Коробки и папки для пособий.
 Детские настольные зеркала 4 шт.
 Дополнительное освещение у зеркала.
 Часы.
 Магнитофон.
Пособия. Обследование
 Обследование звукопроизношения
 Обследование понимания речи
 Обследование связной речи
 Обследование грамматического строя
 Состояние словаря
 Обследование Фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза,
фонематических представлений
 Обследование слоговой структуры слова
 Счетный материал
 Картинки и тексты
Формирование звукопроизношения:
 Артикуляционные упражнения (карточки)
 Профили звуков
 Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
 Пособия для работы над речевым дыханием
 Предметные картинки на все изучаемые звуки
 Альбомы на автоматизацию поставленных звуков
 Тексты на автоматизацию поставленных звуков
Формирование фонематического восприятия, звукового анализа:






Сигнальные кружки на дифференциацию звуков
Предметные картинки на дифференциацию звуков
Тексты на дифференциацию звуков
Схемы для анализа предложений
Наборы предметных картинок для деления слов на слоги




Логопедический букварь
Дидактические игры
ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ

 Рассказ;
 Беседа;
 Вопросы;
 Демонстрация различного наглядного материала;
 Игровые упражнения;
 Пояснения;
 Показ;
 Художественное-слово;
 Поощрение;
 Логоритмические упражнения.
При разработке программы большое значение придавалось соблюдению дидактических
принципов и подходов:
 принцип развивающего обучения (формирование «зоны ближайшего развития»);
 принцип единства диагностики и коррекции отклонений в развитии;
 принцип генетический, раскрывающий общие закономерности развития детской
речи применительно к разным вариантам речевого дизонтогенеза;
 принцип коррекции и компенсации, позволяющий определить
адресные
логопедические технологии в зависимости от структуры и выраженности речевого
нарушения;
 деятельностный принцип, определяющий ведущую деятельность, стимулирующую
психическое и личностное развитие ребенка с отклонением в речи;
 принцип системного подхода, который предполагает анализ
взаимодействия
различных компонентов речи.

Принцип взаимосвязи сенсорного, умственного и речевого развития детей.

Принцип коммуникативно-деятельного подхода к развитию речи.

Принцип формирования элементарного осознания явлений языка.

Принцип обогащения мотивации речевой деятельности.
 Комплексность воздействия на ребенка.
 Воздействие на все стороны речи.
 Опора на сохранные звенья.
 Учет закономерностей онтогенеза.
 Учет ведущей деятельности.
 Учет индивидуальных особенностей ребенка.
 Воздействие на микросоциальное окружение.
В процессе реализации дополнительной программы используются различные формы
организационной деятельности:
традиционные, комбинированные с использованием
мотивации, сюрпризных моментов, подвижных и малоподвижных игр, игровых упражнений,
занимательных
вопросов,
самостоятельная
деятельность
детей.

7.
Автор
Н.В. Нищева

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Ткаченко Т.А.

Наименование издания
«Система коррекционной работы в
логопедической группе для детей с ОНР»
Если дошкольник плохо говорит

М.А. Поваляева

Справочник логопеда

Издательство
СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2007.
СПб Издательство
«Акцидент» 1997г.
«Феникс», 2007 г

Фомичева М.Ф.

Воспитание у детей правильного
Москва, «Просвещение»,
произношения
1989 г.
Лалаева
Р.И., Формирование лексики и грамматического
СПб., «Союз» 2001.
Серебрякова Н.В.
строя речи у дошкольников с ОНР
Нефедова З.А.
Психокоррекционная
и
развивающая
Изд. Центр «Академия»,
работа с детьми
1999 г.
Жукова Н.С.
Мастюкова Е.М.
Филичева Т.Б.
Граб Л.М.

Логопедия

«Литур», Екатеринбург 2000
г.

Тематическое
планирование
коррекционной работы в логопедической
группе для детей 5-6 лет с ОНР

Издательство Гном и Д,
2005 г.

Нищева Н.В.

Развивающие сказки

СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,
2002.

Агранович З.Е.

Сборник домашних заданий

Ткаченко Т.А.

Звукобуквенный анализ и синтез

ООО Издательство
«Книголюб», 2007 г.

Ткаченко Т.А.

Слоговая структура слова

ООО Издательство
«Книголюб», 2007 г.

Ткаченко Т.А.

Если дошкольник плохо говорит

СПб Издательство «Акцидент»
1997г.

Ткаченко Т.А.

Картины с проблемным сюжетом для развития
мышления и речи дошкольников

Издательство Гном и Д, 2005 г.

С.Васильева,
Н.Соколова.

Логопедические игры для дошкольников

Узденкова А.,
Колтыгина Л.

Звукарик
Правильно слышим. Грамотно пишем.

«Литур», Екатеринбург 2000 г.

Быстрова Г.А., Сизова
Э.А.,Шуйская Т.А.

Логопедические игры и задания

СПб ,«Каро», 2000г.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» развитие
фонетико-фонематической стороны речи у
детей, развитие лексико-грамматической
стороны речи (I-II-III периоды)

«Издательство Гном и Д», 2009
г.

СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.

Москва, 2001 г.

О.С. Гомзяк

«Говорим правильно в 5-6 лет» развитие
связной речи (I-II-III периоды)

«Издательство Гном и Д», 2009
г.

Арефьева Л.Н.

Лексические темы по развитию речи детей 4-8
лет

Зеленская Т.П.

Жужжалочка

Худенко Е.Д,
Мельникова Т.С.,
Шаховская С.Н.
Борисова Е.А.

Как научить ребенка думать и говорить

НПФ «Унисерв», Москва 1993
г.

Индивидуальные логопедические занятия с
дошкольниками

«Сфера», Москва 2009 г.

Цуканова С.П.
Бетц Л.Л.

Учим ребенка говорить и читать (I-II-III
периоды)

«Издательство Гном и Д», 2008
г.

Лопухина И.С.

Логопедия

«Дельта», 1997 г.

Большакова С.Е.

Речевые нарушения и их преодоление

«Сфера», Москва 2005 г.

ТеребихинаД.С.
Фарафонтова В.И.

Как помочь ребенку

Сыктывкар 1993

Миронова С.А.

Развитие речи дошкольников на
логопедических занятиях

Москва, «Просвещение», 1991
г.

Цвынтарный В.В.

Играем пальчиками и развиваем речь

Издательство «Флокс»,1995

Сажина С.Д.

Технология интегрированного занятия в ДОУ

«Сфера», Москва 2008 г.

«Сфера», Москва 2008 г.
«Энтар», 1993 г.

Приложение
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
В результате реализации дополнительной программы у дошкольников формируется
полноценная фонетическая система языка, развивается фонематическое восприятие, навыки
звуко-слогового анализа и синтеза, автоматизируются слухопроизносительные умения и
навыки, формируется связная монологическая речь на базе правильно произносимых звуков.
Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол (Приложение).

Протокол обследования речи детей
№

Звукопроизношение

Фамилия, имя
Свистящие

с с' з
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

з'

Шипящие

ц ш ж щ ч

Сонорные

л

л'

р

Другие звуки

р'

к,г,х,й,в,ф

Фонематич
еский слух

Слоговая
структура

Граммати
ческий
строй
речи

Примечание


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».