Дополнительная общеобразовательная платная программа Грамотейка

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом № 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Грамотейка»
социально – педагогической направленности.
Возраст воспитанников 5-7 лет.
Срок реализации: 1 год.

Петрова Татьяна Алексеевна
воспитатель

Ухта
2024 год

Содержание
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарно – тематическое планирование
Календарно – учебный график
Планируемые результаты
Комплекс организационно – педагогических условий
Список литературы
Приложение. Педагогическая диагностика

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Грамотейка» имеет
социально-педагогическую направленность.
Актуальность и новизна программы.
Процесс развития дошкольника осуществляется успешно при условии его активного
взаимодействия с миром. Развитие личности ребенка, творческих способностей, развитие
гибкости ума, способность рассуждать ясно, логично и грамотно излагать свои мысли,
возможно, в единстве с развитием познания и развития речи.
Не секрет, что у современных дошкольников речь не соответствует возрастной норме,
дети говорят все хуже и меньше, отмечается несформированность связной речи. На этом фоне
наблюдается комплекс социально-психологических проблем: незрелость эмоционально-волевой
сферы
(низкая
самооценка,
инфантильность,
безынициативность,
пассивность),
коммуникативная некомпетентность (неумение вести диалог, вступать в игровые, деловые и
речевые контакты и др.).
Полноценное владение русским языком в дошкольном возрасте благотворно
отражается на интеллектуальном, нравственно - этическом, художественно-эстетическом
развитии детей. В тоже время ученые отмечают, что ближе к 5-му году жизни у детей
наблюдается интерес к словесному творчеству (придумывание сказок, стихов, небылиц).
Сформированность речи, подкрепленная интересом к литературным и народным
произведениям, дает возможность ребенку, подключив бурную фантазию, попытаться
придумать свое «произведение», похожее на сказку, рассказ или стихотворение.
Работа по формированию словесного творчества осуществляется на основе развития
художественного воображения ребенка, его коммуникативных способностей и развития всех
сторон его речи (лексической, грамматической, фонетической). Это объясняется тем, что
мышление дошкольника в значительной степени еще «растворено» в чувстве. Дошкольник
познает мир посредством чувств, образного мышления и интуиции. Поэтому мир дошкольника
является целостным и конкретным. Следовательно, и развивать ребенка нужно с опорой на то,
что он имеет, чем владеет.
Новизна программы заключается в том, что в содержание заложен мир сказки и
гармонии, занятия построены на эмоционально - чувственном материале, которое направлено
на развитие речевых, творческих способностей детей. Разработан комплекс конспектов для
детей 5-6 лет. Все это способствует:
- раскрытию творческого потенциала воспитанников, их познавательно-речевых
способностей;
Данная программа разработана на основе программы Т.Н. Ломбиной «Читайка»,
«Грамотейка».
Адресат программы – воспитанник 5-6 лет.
Объём программы 33 учебных часа.
Форма организации занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы
осуществляется индивидуальный дифференцированный подход к воспитанникам.
Режим занятий. Длительность занятия – 45 минут. Количество занятий в неделю – 1 раз.
Срок освоения программы 1 учебный год.
Количество обучающихся в группе: 10 человек.
Цель программы - развитие речевых творческих способностей дошкольников на основе
игровых и сказочных сюжетов.
Задачи программы:
Воспитательные:
– формирование духовно – нравственных чувств через игровые, сказочные ситуации:
 Доброе отношение к другим людям, живой и неживой природе;

 Пробудить в ребенке неприятие гнева, зависти, лжи, воровства и др.;
 Дать почувствовать характер нравственных категорий как честь, совесть, доброта,
скромность и др.;
 Дать почувствовать и пережить значимость и великую ценность Родины, семьи, дома и
др.
Развивающие:
 Активизировать и развивать творческий потенциал, сохранять интуицию ребенка на
основе:
- невербальных игр;
- художественных занятий;
- составление загадок на основе схем, моделей и разгадывание загадок.
 Развивать творческие, речевые способности: сочинение сказок, метафор, рассказов,
рассказов по рисункам.
 Расширить познания ребенка о природном мире.
 Развивать читательские способности детей:
o через игровые упражнения по принципу:
- От целого – к части;
- От чувства к мысли.
o на художественном, сказочном, фольклорном материале;
o при широком использовании невербальных игр.

№
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Наименование разделов, тем
Количество
часов
«Читай-Город – город дружбы»
1
«Путешествие по осеннему лесу «Читай1
Города»
«Переполох в лесу»
1
«На помощь Крошечке-Хорошечке»
1
«Поможем Числам»
1
Крошечка-Хорошечка в пещере Страстей1
Мродастей»
«Город слогов»
1
«Звуко-буква «Н» потерялась»
1
«Спасаем умный шарик»
1
«Волшебный мостик»
1
«На помощь звуко-буквам»
1
«Как звуко-букву «К» вылечили»
1
«На помощь Деду Морозу»
1
«Шуршащая улица Читай-Города»
1
«Волшебные звуки леса»
1
«На улице звуко-буквы «Ж»
1
«В гостях у ОХ, АХ, УХ»
1
«Необычное дерево»
1
«На помощь колобку»
1
«Волшебный дом»
1
«Волшебные завитушки»
1
«На помощь Ёжику»
1
«Машины - помощники»
1
«Спасаем игры Сударыни Читайки»
1
«Весна в Читай-Городе»
1
«Золотая рыбка и Федот-Наоборот»
1
«Мы спасатели»
1
«Хоровод звуко-букв»
1
«Рычащая колыбельная для Ашипки
1
Безграмоткиной»
«На помощь звуко-буквам»
1
«Дерево вежливых слов»
1
«Приключения в Читай-Городе»
1
«В гостях у Кота Алфавита»
1
Всего
33

Всего
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
33

Тема занятий

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Программное содержание
Материалы и оборудование

Кол-во
часов

«Читай-Город –
город дружбы»

1. Формировать представление детей о
понятиях «предмет» и «слово». Учить
читать рассказы в картинках;
2. развивать умения считать предмет в
пределах 10. Умение классифицировать
предметы по группам;
3. учить при решении проблемных ситуаций,
использовать ресурсный подход;
4. воспитывать
умение
работать
в
коллективе, в паре, в группе;

 Крошечка-Хорошечка,
картинка
Ашипка
Безграмоткина;
 волшебные дорожки;
 игрушки: медведь, белка, еж,
лукошко; картинки: деревья,
цветы и овощи;
 рассказ в картинках про осень;
фонограмма музыки об осени.

1

«Путешествие по
осеннему лесу
«Читай-Города»

1. Развивать умение читать рассказы в
картинках.
2. Познакомить детей со звуко-буквой «А»;
3. Развивать умения определять звуко-буквы
в словах, писать ее;
4. Закрепить знания детей о понятиях
«предмет» и «слово». Закрепить умение
делить слова на части;
5. отрабатывать умение различать вверху внизу, между, слева - справа, развивать
мелкую моторику;
6. развивать умение составлять сюжетный
рассказ по картине;
7. воспитывать умение работать в
коллективе, в паре, в группе;
1. Развивать умение составлять из набора
карточек рассказ и читать его. Закрепить
знания детей о понятиях «предмет» и
«слово». Закрепить умение делить слова
на части;
2. Познакомить со звуко-буквой «У»;

 Крошечка-Хорошечка, ФедотНаоборот.
 Дидактическая игра
«Что
перепутал художник».
 Слова и картинки:
ананас,
автомобиль,
аист,
аптека,
артист, апельсин, арбуз и т.д.
 Настольный театр.
 Разноцветные
кружочки
диаметром 5 см.
 Карандаши.
 Рисунки для раскраски: овощи:
лук,
морковь,
капуста;
картинки
к
ним;
слова;
чудесный мешочек.
 Крошечка-Хорошечка,
картинка
Ашипка
Безграмоткина,
ФедотНаоборот
 Овощи: репа, баклажан, огурец,
картофель,
лук,
морковь,

1

«Переполох в
лесу»

1

Дата
проведения

Дата
проведения
(факт)

развивать
умения
определять
местоположение звуко-буквы в словах (в
начале, в середине, в конце);
3. развивать мелкую моторику рук;
4. развивать умения составлять
семантические поля (овощи, фрукты,
игрушки);
5. воспитывать умение работать в
коллективе, в паре, в группе;







«На помощь
КрошечкеХорошечке»

«Поможем
Числам»

1. Продолжить знакомить с грамматикой,
слог как часть слова. Закрепить умение
делить слова на части. Читать рассказы в
картинках – выделять предложение из
рассказа;
2. Познакомить со звуко-буквой «О»;
развивать
умения
определять
местоположение звуко-буквы в словах (в
начале, в середине, в конце);
3. развивать
мелкую
моторику
рук,
зрительный
анализатор,
речь,
аккуратность в работе;
4. закреплять знания о геометрических
фигурах;
5. воспитывать умение разрешать ситуации;

1. Продолжить развивать умения делить
рассказ на предложения, составлять
рассказ в картинках, делить слова на














капуста; фрукты: слива, яблоко,
груша; картинки к ним, слова,.
Таблица
с
обозначениями
величины, окраски зверей –
медведь, заяц, лиса, волк, слова
обозначающие
характер
животных.
Кляксы
цветные,
краски,
кисточки,
картинки
к
составлению рассказа.
Слова и картинки:
утка,
удочка, удав, улица, уши и т.д
Дорожки для письма, ниточки
для игры.
Крошечка-Хорошечка, Ашипка
Безграмоткина.
Геометрические фигуры на
панно.
Ниточки и бархатная бумага.
Слова и картинки: окунь,
остров, обруч, озеро и т.д.
Рисунки с точками для
соединения точек (чисел), из
цветной бумаги.
Листочки, клей;
Ситуация с КрошечкойХорошечкой «Родничок».
Лабиринты.
Рассказ в картинках, зайка,
игрушка, птички, записка и
конверт;
Музыка.
Крошечка-Хорошечка,
Ашипка-Безграмоткина.
Геометрические фигуры, блоки

1

1

слоги;
развивать умения обобщать предметы по
роду и виду;
Познакомить со звуко-буквой «И» ;
развивать
умения
классифицировать
геометрические фигуры по 2 и более
свойствам;
развивать мелкую моторику;
воспитывать умение разрешать ситуации,
работать в группе, в паре;

Дьенеша.
 Ситуация с Федотом-Наоборот.
 Картинки для игры на
внимание.
 Слова и картинки: ива, игла,
иней, изба, индюк и т.д.
 Картинки к рассказу (яблоко,
червяк, дерево).
 Музыка, сказка для чтения.

1. Продолжать закреплять звуко-буквы «А,
У, О, И»;
2. продолжать учить читать рассказы в
картинках, выделять предложения, слова;
3. развивать умения классифицировать
предметы по двум свойствам;
4. развивать умение выстраивать логическую
цепочку по картинкам и составлять
рассказ;
5. развивать внимание, ориентировку в
пространстве;
6. развивать мелкую моторику рук;
7. воспитывать
доброе
отношение
к
положительному герою;
1. Познакомить со звуко-буквой «М»
развивать
умения
определять
местоположение звуко-буквы в словах (в
начале, в середине, в конце);
2. продолжать учить читать рассказы в
картинках, выделять предложения.
3. Учить читать слоги;
4. развивать связную речь;
5. развивать мелкую моторику рук,
внимание, память;

 Диск с музыкой.
 Карандаши.
 Куклы: Крошечка-Хорошечка,
Ашипка Безграмоткина.
 Дорисуй фигуры.
 Картинки к составлению
рассказа.
 Волшебные дорожки (обводк
Рассказ в картинках.
 Клей, картон, кисточки.
 Игра «Чего не хватает».
 Блоки Дьенеша.
 Пещера с ключами.

1

 Диск с музыкой.
 Кукла Крошечка-Хорошечка,
рисунок Ашипки
Безграмоткиной.
 Слова и картинки: малина,
машина, морковь и т.д.
 Контур звуко-буквы «М» для
выкладывания нитки.
 Пирамидки.
 Клей, кисточки, трафареты.

1

2.
3.
4.

5.
6.
КрошечкаХорошечка в
пещере СтрастейМродастей»

«Город слогов»

«Звуко-буква «Н»
потерялась»

6. воспитывать чувство взаимопомощи.
Умение работать в коллективе;
1. Познакомить со звуко-буквой «Н»;
2. продолжать развивать умения: читать
слоги, слова;
3. развивать умение классифицировать
предметы, умение ориентироваться на
листе бумаги;
4. воспитывать чувство взаимопомощи;
воспитывать умение разрешать
проблемные ситуации;

«Спасаем умный
шарик»

1. Познакомить со звуко-буквой «П»;
2. развивать умение видеть образы в
беспорядочном рисунке, внимание,
сообразительность;
3. развивать психические процессы
(внимание, восприятие, речь, мышление)
через игры;
4. воспитывать умение разрешать ситуации,
разрешать противоречия;

«Волшебный
мостик»

1. Познакомить со звуко-буквой «С»;
2. продолжать учить читать рассказы в
картинках, выделять предложения, слова,
слоги;
3. развивать мелкую моторику рук,
внимание, память;
4. воспитывать умение слышать друг друга;

 Диск с музыкой.
 Слоги.
 Картинки на классификацию с
природными явлениями и
птицами.
 расчлененный квадрат для игры
 Ладошки детей из белой
бумаги, цветная бумага, клей,
кисточки.
 Ситуация, «Читайка»
 Диск с музыкой.
 Звуко-буква «П».
 Слова и предложения со звукобуквой «П».
 Ситуация с Федотом-Наоборот
«Читайка»,
 Рабочие листы на
подчеркивание звуко-буквы
«П» в словах.
 Медальки с именами.
 Краски, кисточки, листы.
 Счетные палочки.
 Цифры.
 Слова и картинки тополь,
пихта, липа.
 Диск с музыкой.
 Слова и картинки: санки, сад,
сом, самокат, снег и т.д.
 Кукла Крошечка-Хорошечка,
слоговой город.
 Рассказ «Готовимся к зиме».
 Карандаши.
 Цветная бумага для оригами.

1

1

1

«На помощь
звуко-буквам»

«Как звуко-букву
«К» вылечили»

1. Закрепить звуко-буквы М, Н, П, С;
2. развивать умения определять звук в
словах; читать слоги;
3. развивать мелкую моторику рук,
внимание, память;
4. воспитывать умения вести себя в
коллективе;
1. Продолжать знакомить детей со звукобуквой «К»;
2. продолжать развивать умения: определять
звук в словах, читать слоги; развивать
умение составлять загадки по таблице;
учить разрешать проблемные ситуации на
вербальном уровне;
3. воспитывать интерес к занятию;
















«Шуршащая
улица Читай-

1. Закрепить пройденные звуко-буквы;
2. развивать умения читать слоги, слова;
развивать мелкую мускулатуру, моторику
рук;
3. развивать логическое мышление,
используя лабиринты; учить
импровизировать, разыгрывать диалоги,
пользоваться выразительной речью;
4. воспитывать чувство взаимопомощи;
воспитывать эмоциональную
отзывчивость на ситуации;
1. Познакомить со звуко-буквой «Ш»;
2. развивать умения: определять звук в

1

Диск с музыкой.
Кукла Крошечка-Хорошечка.
Звуко-буква «К».
Рисунок белки и волка.
Картинки со словами (конфета,
клубника, малина, мед,
горчичник, капуста, морковь,
редька, киви, чеснок, лук).
Ситуация с КрошечкойХорошечкой,
Рассказ в картинках.
Диск с музыкой.
Елка без игрушек.
Снеговик без морковки и
мелких деталей.
Снежинки со слогами.
Игра на развитие внимания
«Чем отличается».
Игра «Дядя-весельчак».

1

 Диск с музыкой.
 Куклы Крошечка-Хорошечка,

1


«На помощь Деду
Морозу»

Ситуация с Федотом-Наоборот.
Кроха-Маша.
Ниточка для игры.
Диск с музыкой.
Куклы: Крошечка-Хорошечка,
Кроха-Маша, Федот-Наоборот,
Карандаши.
Конверты с игрой «Танграм».
Ситуация с Федотом-Наоборот.
Геометрические фигуры.









1

Города»

словах, слогах; читать слоги;
3. развивать мелкую моторику рук.
Развивать умение придумать слова на
заданную букву. Развивать умение
декодировать карточки при постройке
объекта;
4. воспитывать интерес к занятию, желание
узнать новое

«Волшебные
звуки леса»

1. Познакомить детей со звуко-буквой «Т»;
2. развивать умения: читать слова и делить
их на слоги; составлять слова с заданными
слогами;
3. развивать
умение
устанавливать
причинно-следственные
связи
при
отгадывании загадок;
4. воспитывать умение выслушать друг
друга, разрешать ситуации;

«На улице звукобуквы «Ж»

1. Познакомить со звуко-буквой «Ж»;
2. учимся читать короткие слова, рассказ в
картинках;
3. развиваем мелкую моторику рук, речь;
4. воспитываем умение выслушивать друг
друга, желание помочь друг другу;

«В гостях у ОХ,
АХ, УХ»

1. Познакомить детей со звуко-буквой «Х»;
2. развивать психические процессы






Кроха Маша; рисунок
Ашипки Безграмоткиной.
Карандаши.
Слоговой аукцион.
Геометрические фигуры,
блоки Дьенеша.
Ниточки, рисунок облаков,
звуко-буква «Ш» для обводки.

 Диск с музыкой.
 Слоги.
 Куклы Кроха-Маша,
Крошечка-Хорошечка.
 Загадки.
 Цветные пятна для
раскрашивания.
 Картинка к ситуации
Крошечки-Хорошечки.
 Рабочие листы на
определение звуко-буквы «Т»
в словах.
 Диск с музыкой.
 Рабочие листы со звукобуквой «Ж».
 Кубики, Кроха Маша.
 Картинка, лабиринт.
 Куклы Крошечка-Хорошечка,
Федот-Наоборот.
 Рассказ, «Читайка»,
 Звуко-буква «Ж».
 Коврики с контурами
геометрических фигур.
 Блоки Дьенеша, карточки.
 Диск с музыкой.
 Звуко-буква «Х».

1

1

(внимание, речь, мышление) через игры;
3. развивать фонематический слух, умение
производить звуковой анализ слова,
читать короткие слова;
4. воспитывать умение разрешать ситуации,
разрешать противоречия;






«Необычное
дерево»

«На помощь
колобку»

«На помощь
КрошечкеХорошечке»

1. Познакомить со звуко-буквой «В»;
2. учить читать короткие слова, рассказ в
картинках;
3. развивать мелкую моторику, речь;
4. воспитывать умение выслушивать друг
друга, желание помочь друг другу.

1. Повторение звуко-букв К, Ш, Т, Ж, Х, В
2. продолжать развивать умения:
придумывать загадки, определять звук в
словах, слогах; читать слоги;
3. развивать пространственное мышление;
развивать умение устанавливать
причинно-следственные связи;
4. воспитывать умение разрешать ситуации.
1. Познакомить со звуко-буквой «Б»;
2. развивать умение составлять загадки,
используя модели;
3. Развивать мелкую моторику рук,
произвольную память;
4. вызвать желание помочь






















Слова и предложения со
звуко-буквой «Х» «Читайка»,
стр.294
Игра «Рукавичка».
Игра «Волшебный мешочек» (
с муляжами овощей и
фруктов).
Рабочие листы на
подчеркивание звуко-буквы
«Х» в словах.
Диск с музыкой.
Рабочие листы со звукобуквой «В».
Кубики, Кроха-Маша.
Картинка, лабиринт.
Кукла Крошечка-Хорошечка
Иллюстрация, «Читайка»,
Звуко-буква «В».
Слова к дереву «Читайка»
Диск с музыкой.
Картинки и слова.
Рисунок «Читайка»,
Для рисования бумага,
карандаши.
Колобок.
Игра «Наоборот», «Читайка»,
Ситуация с ФедотомНаоборот,
Диск с музыкой.
Рабочие листы со звукобуквой «Б».
Кукла Крошечка-Хорошечка
Стихотворение «Читайка»,
стр. 327
Звуко-буква «Б», шишка,

1

1

1

«Волшебный дом» 1. Познакомить со звуко-буквой «Д»;
2. продолжать развивать умения выделять
звуко-букву в слове, читать слова, рассказ;
3. развивать зрительное внимание, умение
разрешать ситуации, причинноследственные связи;
4. воспитывать умение работать в парах,
умение слушать взрослого и сверстников;

«Волшебные
завитушки»

1. Подготавливать
детей
к
чтению,
познакомить со звуко-буквой «З»;
2. развивать умение определять место звукобуквы «З» в словах (в начале слова,
середине, конце), умение придумывать
необычные
рисунки,
используя
волшебные ниточки;
3. воспитывать желание использовать в

грибочки (муляжи), рабочие
листы.
 Пластилин.
 Слова баранка, батон, бублик,
буханка хлеба.
 Корзинка (торбочка с
загадками); картинки для
составления загадок
(картинки – цвет белый,
оранжевый, пружинка, лес,
ежик, лиса, зайчик).
 Рабочие листы для обводки по
точкам.
 Диск с музыкой.
 Звуко-буква «Д».
 Ситуация с КрошечкойХорошечкой, «Читайка», стр.
362
 Чудо-дерево, «Читайка»,
стр.338
 Звуко-буква «Д» для
раскраски и определения
местоположения в словах.
 Краски, бумага, цветные
карандаши.
 Слоги для чтения
 Счетные палочки.
Игра «Веселая рыбалка»
ситуация с Федотом-Наоборот;
Игра «Найди звуко-буквы»;
волшебные ниточки, рисунок
звуко-буквы «З»; пальчиковая
игра «Капуста»; рабочие листы с
домиками из геометрических
фигур.

1

1

«На помощь
Ёжику»

работе полученные знания;
1. Познакомимся со звуко-буквой «Ё»;
2 продолжаем развивать умения:
придумывать загадки, определять звук в
словах, слогах; читать слоги;
3 развиваем умение читать схему и
действовать по ней;
4 развивать внимание, самостоятельность;
5 развиваем мелкую мускулатуру,
моторику;
6 воспитываем чувство
взаимопомощи;

«Машины помощники»

1. Познакомить со звуко-буквой «Э»;
2. продолжать развивать умения:
придумывать загадки, определять звук в
словах, слогах; читать слоги;
3. развивать пространственное мышление;
развивать умение устанавливать
причинно-следственные связи;
4. воспитывать умение разрешать ситуации.

«Спасаем игры

5. Познакомить со звуко-буквой «Л»;

 Диск с музыкой.
 Звуко-буква «Ё», Картинки и
слова.
 Колпачки для пальчиков.
 Ежик, ниточки.
 План.
 Картинки животных.
 Рассказ в картинках.
 Слоги.
 Дорожки.
 Игра на внимание,
 Многослойная картинка с
грибами и овощами.
 Картинки, слова и предметы к
игре «предмет-слово» машины-помощники.
 Реальное, шуточное
изображение зв-б. Э, калька,
прописи, нитки.
 Ребус «Э+кран», Распечатанное
послание:
 Распечатанное послание:
«Грузовик поедет только тогда,
когда вы найдете слова со
звуко-буквой Э. Ашипка
Безграмоткина так и ждет,
чтобы ты ошибся!»
 Слова: КЛЮЧ, ЭММА, ЭХО,
ЭКСКАВАТОР, ГАРМОНЬ,
ЭТО, ПТИЦА.
 Рассказ «Машины-помощники»
 Лесенка–чудесенка
 Гуашь, кисточки, вода, картон
 Диск с музыкой.

1

1

1

Сударыни
Читайки»

6. развивать умение определять место
расположения звуко-буквы в словах,
умение читать и придумывать слова с
заданным слогом;
7. развивать мелкую моторику рук,
внимание, память, речь, мышление;
8. воспитывать умение работать в
коллективе. Разрешать проблемные
ситуации;

«Весна в ЧитайГороде»

1. Продолжать развивать умения составлять
короткие слова по слогам. Составлять
сюжетные рассказы, используя карточки,
набор слов;
2. развивать монологическую речь. Развивать
умение обобщать по роду и виду объекты
природы, умение считать предметы и
обозначать их числом. Развивать мелкую
моторику;
3. воспитывать умение разрешать
познавательные ситуации;

«Золотая рыбка и
Федот-Наоборот»

1. Продолжить закреплять четкое
произношение звуков в звукосочетаниях и
словах;
2. развивать внимание, умение считать
клетки, ориентировка в пространстве,
3. воспитывать умение разрешать ситуации;
1. Закрепить звуко-буквы, развивать умение
читать слова;
2. развивать умение воспроизводить

«Мы спасатели»

 Кукла Крошечка-Хорошечка,
Кроха-Маша
 Карандаши
 Таблица с написанными
словами, картинки к таблице
(снег, ракета, самолет, листок,
гусеница, черепаха, человек)
 Волшебный мешочек, кубики
со слогами, картинки для
нахождения звуко-буквы «Л».
 Геометрические фигуры для
построения ракеты
 Фонограмма; куклы ФедотНаоборот, КрошечкаХорошечка;
 дорожки на развитие мелкой
моторики; картинки к
составлению рассказа о весне;
 рабочие листы к игре «Угости
птиц».
 дорожки на развитие мелкой
моторики; игра «Четвертый
лишний»; набор цифр и букв;
рабочие листы «Посчитай
морковки у зайки»; кубики со
слогами.
 Диск с музыкой.
 Игра «Рыбка».
 Краски, бумага.
 Линии «Волны».
 Рисунок Ашипки
Безграмоткиной;
 куклы: Федот-Наоборот,

1

1

1

3.
4.
«Хоровод звукобукв»

1.
2.
3.
4.

5.
«Рычащая
колыбельная для
Ашипки
Безграмоткиной»

1.
2.
3.

4.

«На помощь
звуко-буквам»

1.

количественный счет, подбирать слова в
уменьшительно - ласкательной форме;
развивать умение классифицировать
предметы по признакам, свойствам;
воспитывать чувство взаимопомощи,
умение работать в группе, в паре;
Готовить детей к чтению, продолжать
закреплять звуко-буквы;
развивать умения писать звуко-букву
находить ее в словах, определять место
звуко-букв в слове;
развивать умение создавать транспорт
через использование геометрических
фигур, делить слова на слоги, выделяя
первый слог, второй слог;
воспитывать желание помогать сказочным
героям в разрешении проблемных
ситуаций;
Познакомить со звуко-буквой «Р»;
развивать умения: определять звук в
словах, слогах; читать слоги, рассказы;
развивать зрительно – пространственную
ориентацию, умение одновременно
рисовать двумя руками круги, не отрывая
карандаш от листа. Развивать
интонационную выразительность;
воспитывать желание помочь героям;

Закрепить пройденные звуко-буквы,
развивать умение читать слова, делить
слова на части;
2. развивать умение считать, читать

Крошечка-Хорошечка;
 рабочие листы на внимание, на
классификацию.

 Ситуация с КрошечкойХорошечкой,
 игра «Сфотографируй»;
 игра «Танец пчелы»;
 игра «Поймай рыбку»;
 игра «Придумай новое слово»;
геометрические линейки.

1

 Диск с музыкой.
 Кукла Крошечка-Хорошечка,
Ашипка Безграмоткина,
иллюстрация.
 Листок с разделительной
границей (звуко-буква «Р» для
соединения с гласными).
 Картинки к иллюстрациям трех
улиц (шар, шалаш, шуба; лук,
лимон, лиса; ручка, рыба,
радуга, речка).
 Картинка Ручка, рубашка, рама,
рот, рысь, рак, крот
 Акварельные краски;
 игра «Дорисуй транспорт»;
игра «Прочти потешку»,
 игра «Предмет, картинка,

1

1

«Дерево
вежливых
слов»

«Приключения в
Читай-Городе»

условные обозначения по карте, умение
выразительно
читать
потешку,
имитировать действия согласно тексту;
3. воспитывать чувство взаимопомощи,
умение разрешать ситуации;
1. Закрепить умения детей составлять
рассказы.
2. Упражнять детей в умении устанавливать
простейшие причинно – следственные
связи.
3. Воспитывать отзывчивость, доброту,
заботу, товарищество. Учить принимать
участие в групповом разговоре,
внимательно слушать, отвечать на
вопросы, рассуждать.
4.
Закрепить
умения
устанавливать
равенства
и
неравенства
между
группами предметов и пользоваться
знаковой
символикой
при
их
обозначении.
5. Развивать диалоговую речь через
сюжетные картинки. Развивать речевые
формы общения.
6. Развивать внимание, мышление через
игровые задания.
7.
Развивать
самостоятельность
при
выполнении
заданий,
разрешений
противоречий.
1. Закрепить пройденные звуко-буквы;
2. развивать умение слышать и выделять
звуко-буквы в словах, развивать
фонематический слух, пользоваться
звуковыми линейками;
3. развивать умение выявлять и озвучивать
причинно-следственные связи;

слово» (лук, огурец, лимон,
репа, капуста, морковь, банан,
яблоко, груша).
куклы Бабушка-Загадушка,
Крошечка-Хорошечка, КотАлфавит, ракушки,
зашифрованная загадка в образе
грибов, музыка леса, сюжетная
картинка для составления диалога.

1

Листы бумаги; краски;
музыка «Шум волны»; ситуация с
Крошечкой-Хорошечкой,
«ситуация с Федотом-Наоборот,
экологические плакаты «Правила
поведения в лесу»;
игра «Если нравится тебе»;

1

4. воспитывать желание участвовать в
совместной речевой деятельности;
формировать коммуникативной
способности.
«В гостях у Кота
Алфавита»

1. Закрепить умения детей читать рассказы в
картинках.
2. Закрепить произношение звуков через
игру.
3.
Продолжать
развивать
умение
придумывать слова на слог.
4.
Развивать
внимание,
логическое
мышление, вести счет в пределах 20.
5. Воспитывать отзывчивость, доброту,
заботу, товарищество.
6.
Развивать
самостоятельность
при
выполнении
заданий,
разрешении
противоречий.

картинка с насекомыми;
пуговицы (разное количество) –
пришитые на картонную основу;
куклы Крошечка-Хорошечка и
Федот-Наоборот.
 Федот-Наоборот, Кот-Алфавит,
письмо от Кота,
 ковер-самолет,
 рассказ «В лесу»,
 логические
таблицы
–
картинки, природный материал
для выкладывания з-б.,
 диск
Железновых
«Пятнышки»,
 слоговая гусеничка,
 «Найди 8 лягушек»,
 вертолеты
«обвести
по
цифрам» на каждого ребенка.

1

4. КАЛЕНДАРНО-УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Используемые методы и приёмы:
В педагогической деятельности кружка предполагается использовать:
♦ игры: (имитационные, игры-упражнения для рационального сочетания обучающих,
развивающих и развлекательных компонентов компьютерных игр);
♦ практические занятия;
♦ проблемные ситуации;
♦ викторины, конкурсы;
♦ развлечения.
Методы и приемы:
• практические (игровые);
• экспериментирование;
• моделирование;
• воссоздание;
• преобразование;
• конструирование.

1.
o
o
o
o
2.
o
o
o
o
o
o
o
o
3.
o
o
o
4.
o
o
o
o
o
o
o
5.
o
o
o
o
o
o

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
- Раскрытие творческого, интеллектуального, культурного потенциалов дошкольников.
- проявления в развитии способности детей к замыслу и его реализации, в умении
комбинировать свои знания, представления, в искренней передаче своих мыслей, чувств,
переживаний.
- сформировать интерес к речетворчеству, учитывая индивидуальные особенности речевого
развития при строго регламентированном программой учебном процессе;
- активизация родителей, повышение уровня вовлеченности их в жизнь дошкольного
учреждения и заинтересованности в результатах сотрудничества.
-развивать читательские способности детей.
результаты умений, навыков детей
Сказки, загадки, фольклор.
Умение вспомнить и по картинкам, а затем и без них рассказать события предыдущей части
сказки и т.д.
Умение определять свойства, функции и части объекта;
Умение находить образные аналогии;
Умение составлять свои загадки по выделенным признакам опираясь на модель;
Игры на развитие логического мышления развивающие игры.
Умение играть в тир типа игры «Хорошо плохо»
Умение находить путь в лабиринте;
Умение выделять признаки и функции объекта;
Умение находить отличия в похожих картинках;
Умение находить лишнее слово и обосновать свой выбор;
Умение классифицировать объекты (живое, неживое; природное и рукотворное);
Умение различать число и цифру;
Знание элементов геометрии (точка, отрезок, прямая и кривая и т.д.).
Нравственное воспитание.
Умение различать добрые и злые поступки, иметь активное непринятие злых поступков;
Знание элементарных норм поведения в общественных местах через ситуации;
Активное желание помочь старшим и младшим;
Невербальные игры
Умение выделять образ в бессистемных линиях, пятнах;
Умение дорисовывать целое из частей;
Умение дорисовывать несколько образов на основе простой плоской геометрической фигуры
или любого другого простого знака, буквы, цифры;
Умение сочинять истории со сказочными персонажами;
Умение фантазировать на основе приемов ТРИЗ.
Умение перевоплощаться;
Умение использовать запаховые, вкусовые и тактильные ощущения для воссоздания целого
образа;
Чтение
Умение читать рассказы в картинках;
Умение делить: рассказ – на предложения; предложения – на слова; слова – на слоги; слоги на звуки;
Умение пользоваться звуковой линейкой;
Умение слышать звук и узнавать букву (различать их);
Умение играть во все типы игр по обучению чтению;
Умение запоминать сюжет сказки, рассказа и пересказать их.

КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Методические и дидактические материалы:
- предметные картинки;
- схемы-рассказы для чтения;
- смешные образы букв;
- слоговые кубики;
- палочки Кьюзинера, блоки Дьенеша, счетные палочки, математические наборы;
- игрушки Биба-Бо;
- презентации, учебные фильмы, диски с музыкой и фонограммой.
Материально-техническое обеспечение дополнительной программы:
- компьютер (ноутбук);
- проектор, доска, экран;
- столы и стулья (по росту и количеству детей);
- стол, стул для педагога
6.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ломбина, Т.Н. Читайка – Ваш ребенок готовится к школе. М.:-«Риппол Классик»,
2002.-472с., илл.
2. Ломбина, Т.Н. Грамотейка - Ваш ребенок готовится к школе. – Тула: ИД «Ясна
Поляна» 2004.-480с., илл.
3. Ломбина, Т.Н. Город – Грамотейск: добукварь. Издательство «Эском».- Сыктывкар,
2007.-296с.
4. Ломбина, Т.Н. Добукварь: школа развития творческих способностей: учебное пособие
для учителей начальных классов и воспитателей дет. Садов: в 2 ч. Часть 1.Коми
институт развития и образования и переподготовки кадров – Сыктывкар, 2006.-134с.
5. Ломбина, Т.Н. Добукварь: школа развития творческих способностей: учебное пособие
для учителей начальных классов и воспитателей дет. Садов: в 2 ч. Часть 2.Коми
институт развития и образования и переподготовки кадров – Сыктывкар, 2006.-134с.
6. А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская Ступеньки к творчеству. М. «Педагогика» 1987
7. Пчелкина Е.Л.. По ступенькам ТРИЗ – методическое пособие по развитию творческого
мышления детей (первый год обучения) – СПб.: НППЛ «Родные просторы», 2011, 200с.

Приложение
8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
 Диагностирование детей по выявлению уровня сформированности общих и
специализированных умений и навыков.
 Организация практической деятельности с учётом программного содержания года
обучения и индивидуальных особенностей обучающихся.
 Оценивание полученных знаний (в форме опроса, игры, викторины конкурса).
Формы подведение итогов:
 Дидактические игры, конкурсы, открытое занятие.
 Для отслеживания результатов образовательного процесса используются следующие
виды контроля: итоговый контроль (май).
Показатели результативности освоения программы:
1 балл – Ребенок не справляется с предложенным заданием или справляется частично,
только с помощью педагога.
2 балла – Ребенок частично справляется с предложенными заданиями, ему требуется
помощь педагога.
3 балла – Ребенок справляется с заданием самостоятельно или с частичной помощью
педагога.

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
Протокол оценки индивидуального развития детей по освоению дополнительной программы.
Фамилия, имя ребенка

Итого:

Математические и
графические навыки

Чтение слогов и слов

Составление предложения из
2-х, 3-х слов

Определить сколько звуков,
слогов в слове

С какого звука начинается
слово, придумай слово на
заданный звук.

Понятие звук, слово,
предложение

составить загадку по схеме

Составление рассказа по
серии картинок. Умение
найти последовательность.

Составление рассказа по
сюжетной картинке

Сюжетная картинка с
проблемной ситуацией.
Умение объяснить.

№
п/п

Оценочные материалы:
Показатели сформированы – 30-21 баллов. Ребёнок владеет учебным материалом в
соответствии с требованиями программы, применяет знания на практике не только в
типовой ситуации. Ребёнок активен, инициативен, способен выполнять практическую
работу преимущественно самостоятельно, для него характерна и творческая
деятельность.
Показатели в стадии формирования – 22-13 баллов. Ребёнок владеет основными
знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы, но для его
практической деятельности характерен в основном репродуктивный уровень.
Усвоенные знания он применяет в типовых ситуациях.
Показатели не сформированы – 12-10 баллов. Ребёнок не усвоил материал учебной
программы в полном объеме. Он владеет основными знаниями и умениями, но
применение их на практике вызывает у него затруднения.
Система оценки результатов освоения программы.
Система оценки результатов освоения программы состоит из входного, текущего
контроля успеваемости, и итоговой аттестации учащихся.
Входной контроль знаний - проводится в сентябре с целью выявления первоначального
уровня знаний и умений, возможностей воспитанников, поступивших на 1 год обучения
по дополнительной общеразвивающей программе «Грамотейка».
Текущий контроль знаний учащихся проводится с целью установления фактического
уровня теоретических знаний и практических умений и навыков по темам программы.
Текущий контроль может проводиться в следующих формах: беседа, устный опрос,
наблюдение,
практические задания, игра, тестирование, творческая работа, викторина, собеседование,
самостоятельная работа.
Итоговый контроль проводится по окончанию обучения по дополнительной
общеразвивающей программе. Результаты итоговой аттестации заносятся в протоколы.
Критерии оценки по программе «Грамотейка»
Опираясь на критерии оценки, предложенные О.С.Ушаковой, С.М. Струниной и
Т.П.Сальниковой, была разработана методика оценки развития воспитанников по
обучению грамоте. Для оценки критериев были подобраны специальные диагностические
задания.
1. Различает понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Педагог задаёт ребёнку вопросы:
1. Что я сейчас назову? Послушай внимательно (называет звуки).
2. А сейчас, что я назвала? (называет слоги).
3. Что я назвала сейчас? (называет слова).
4. А сейчас, что я назвала? (называет предложение).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно отвечает на все вопросы самостоятельно.
Средний уровень – ребёнок отвечает на вопросы с помощью взрослого.
Низкий уровень – ребёнок затрудняется ответить на вопросы.
2. Может разделить простое предложение на слова с указанием их
последовательности.
Педагог называет предложение, состоящее из 3-4 слов и задаёт вопросы:
1. Что я сейчас проговорила?

2. Сколько слов в предложении?
3. Какое слово первое? (второе, третье…)
3. Делит слова на слоги (определяет их количество, последовательность).
Педагог называет ребёнку двусложное, трёхсложное, односложное слово и предлагает
определить количество слогов в этом слове, назвать первый слог, второй, третий.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно определяет количество слогов в слове.
Средний уровень – ребёнок иногда ошибается, но исправляет свою ошибку.
Низкий уровень – ребёнок часто ошибается и не всегда может исправить ошибку.
4. Составляет слова из слогов.
Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру «Весёлые слоги».
Подготовка исследования:
Подготовить карточки размером 3х2 см, на которых написаны различные слоги
(приблизительно 24 слога, из которых в последующем можно будет составить 11слов).
Проведение исследования:
Педагог предлагает ребѐнку поиграть в игру: «Сейчас мы с тобой поиграем в игру
«Весёлые слоги». Посмотри, как много слогов, они разбежались, а мы с тобой соберѐм их
в слова»
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок правильно составил от 8 до 11 слов.
Средний уровень – ребёнок правильно составил от 5 до 7 слов.
Низкий уровень – ребёнок составил 4 и менее слов или не составил слов вообще.
5. Производит звуковой анализ слов.
Подготовка исследования:
Подготовить картинки с изображением предметов: мак, мост, кукла, сорока, картина,
черепаха; набор фишек красного, синего, зелёного цвета.
Проведение исследования:
Эксперимент проводится с детьми индивидуально. Перед ребёнком поочерёдно кладут
картинки и предлагают ответить на вопросы:
1. Что нарисовано на картинке?
2. Какой звук в слове первый?
3. Третий и т.д.
По мере называния звуков ребёнок ставит фишки, составляя схему слова (при первичном
диагностировании ребёнок определяет количество звуков в слове на слух).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок справился с 6 – 7 словами.
Средний уровень – ребёнок справился 4 – 3 словами
Низкий уровень – ребёнок справился с 2 – 1 словом.
6. Дифференцирует звуки.
Проведение исследования: педагог произносит звук, предлагает ребѐнку рассказать какой
это звук (гласный, согласный; твёрдый, мягкий, звонкий, глухой).
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – ребёнок допустил одну ошибку.
Низкий уровень – ребёнок допустил более одной ошибки.
7. Находит в предложении слова с заданным звуком (при первичном
диагностировании выделяет звуки из слова).
Методика «Звуковые прятки»

Педагог рассказывает ребёнку, что все слова состоят из звуков, которые мы произносим, и
поэтому люди могут слышать и произносить слова. Для примера взрослый произносит
несколько гласных и согласных звуков. Затем ребёнку предлагают поиграть в «прятки» со
звуками. Условия игры следующие: каждый раз договариваются, какой звук нужно
искать, после чего экспериментатор называет испытуемому различные слова, а тот должен
сказать, есть ли разыскиваемый звук в слове.
Предлагается искать звуки: О, А, Ш, С.
Все слова надо произносить очень чётко, выделяя каждый звук, а гласные звуки даже
тянуть (отыскиваемый гласный звук должен стоять под ударением). Надо предложить
ребёнку, чтобы он сам произнёс вслед за экспериментатором слово и послушал его.
Можно повторить слово несколько раз. При заключительном диагностировании находит в
предложении слова с заданным звуком.
Оценка результатов:
Высокий уровень – не допустил ни одной ошибки.
Средний уровень – допущена одна ошибка.
Низкий уровень – если допущено более одной ошибки.
8. Владеет чтением.
Для определения уровня овладения чтением ребёнку предлагается прочитать предложение
из 3 – 4 слов. Или текст из 3-4 предложений связанных по смыслу.
Оценка результатов:
Высокий уровень – ребёнок бегло читает целыми словами.
Средний уровень – ребёнок читает по слогам.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».