Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА: приказом № 01-10/102 от «30» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа «КВИЛЛИНГ» художественной направленности (адаптированная) Неясова Ирина Ивановна воспитатель Ухта 2024 год Содержание 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка Учебный план Календарно – тематическое планирование Календарно – учебный график Планируемые результаты Комплекс организационно – педагогических условий Список литературы Приложение. Педагогическая диагностика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая дополнительная образовательная программа имеет художественную направленность, адаптированная, являясь наиболее доступным для детей, прикладное творчество обладает необходимой эмоциональностью, привлекательностью, эффективностью. Программа предполагает развитие у детей художественного вкуса и творческих способностей и т.д. Актуальность и новизна программы Дошкольное детство - важный период во всестороннем развитии ребёнка и подготовки его к школе. Родителей и педагогов всегда волнуют вопросы: как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как подготовить ребёнка к школе? Один из аспектов этой проблемы - развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук. Известно: уровень развития речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Обычный ребёнок, имеющий высокий уровень развития моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты: память, внимание, связная речь. Однако бывают такие расхождения: у детей с высоким интеллектом мелкая моторика находится на низком уровне развития. Развитый мозг и неразвитая рука – вполне закономерное явление при современном образе жизни, поэтому слабую руку дошкольника необходимо развивать. Причём это должна быть не механическая тренировка, а осознанная творческая деятельность. В связи с этим, введены дополнительные занятия по художественному творчеству дошкольников: « Знакомство детей с техникой «квиллинг». «Квиллинг» - искусство изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаги. Освоение техникой «квиллинг» координирует движение руки, нет статического напряжения руки, пальцы находятся в постоянном движении. С другой стороны у детей возникает желание создавать творческие работы на основе собственного замысла, но уровень личностного развития у детей разный и ни все дети могут правильно оценивать результат своего труда в сравнении со сверстниками. Вот почему при разработке программы по обучению детей технике «квиллинг» особое внимание было уделено ещё одному условию успешного обучения в школе - овладение ребёнком определённого уровня личностного развития. Из всех характеристик и особенностей личности ребёнка можно выделить три основных параметра, сформированность которых важна для школьного обучения: умение строить адекватные системе обучения отношения с взрослыми умение общаться со сверстниками отсутствие заниженной самооценки и страха неудачи. Адресат программы – воспитанник ДОУ 5-7 лет с заболеванием нарушение речи. Объём программы 64 учебных часа: 1 год -32 учебных часа, 2 год -32 учебных часа. Форма организации занятий – групповая. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Режим занятий. Длительность занятия – 30 минут. Количество занятий в неделю – 1 раз. Срок освоения программы: 2 учебных года. Количество обучающихся в группе: 15 человек. Цель программы - знакомство и овладение детьми техникой «квиллинг» - искусством изготовления плоских и объёмных композиций из скрученных в спиральки длинных и узких полосок бумаг. Задачи программы: развитие мелкой моторики рук, пространственного воображения, логического мышления, зрительного внимания, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида; развивать творческие способности, художественный вкус и фантазию детей; создавать композиции из форм выполненных в технике квиллинга; знакомить с основными понятиями и базовыми формами квиллинга; обучать различным приёмам работы с бумагой; формировать умения пользоваться схемами и инструментами; освоение знаний о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальных представлений о мире профессий; овладение способами планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы; воспитание трудолюбия, интереса к информационной и коммуникационной деятельности; практическое применение правил сотрудничества в коллективной деятельности. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН № п/п Наименование разделов, тем Количество часов Всего 1. Осеннее дерево (берёза) 4 4 2. Натюрморт 5 5 3. Грибы 5 5 4. Удивительный мир бабочек 3 3 5. Снежинка 3 3 6. Новогодняя открытка 4 4 7. Зайчик 4 4 8. Подарок папе 6 6 9. Подарок маме 6 6 10. Рыбки 2 2 11. Ваза с цветами 4 4 12. Цыплята 2 2 13. Рамка для фотографий 2 2 14. Тюльпан 2 2 15. Здравствуй лето! 6 6 16. Творческий отчёт 6 6 64 64 Всего 3. КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятий Осеннее дерево (берёза) Программное содержание Инструменты и материалы. Знакомство с правилами техники безопасности. Формировать у детей представления о пейзажной живописи, развивать творческие способности; учить выполнять работу в технике «квиллинг»; подбирать характерные цвета для осени, развивать мелкую моторику рук. Натюрморт Учить детей накручивать элемент «свободная спираль, капля». Учить делать «ягоды вишни» из элемента квилинга «свободная спираль», пользуясь инструментом для квилинга. Закреплять умение у детей обводить трафарет и аккуратно вырезать по контуру. Развивать у детей воображение, творческие возможности; развивать у детей навыки и умения работы с бумагой, глазомер, мелкую моторику рук. Грибы Закреплять умение у детей обводить трафарет и аккуратно вырезать по контуру. Учить детей накручивать элемент «свободный ролл», «овал», «капля», «глаз») . Закрепить знания об изменениях в природе, происходящие в осенний период. Удивительный Учить детей создавать образ бабочки. Развимир бабочек вать цветовое восприятие, вызвать положительный отклик на результаты своего творчества. Закрепить известные приемы скручивания спиралек в знакомые формы: «капелька», «глаз». Научить крутить усики. Развивать творчество, мелкую моторику. Материалы и Количество Дата Дата оборудование часов проведения проведения (факт) Иллюстрации осенних пей4 зажей, альбомный лист с нарисованной березой, инструмент для накручивания полосок, клей, салфетки, клеёнки, цветные полоски шириной 5 мм. Альбомный лист, шаблон и 5 цветная бумага (голубого цвета) для вазочки, полоски шириной 5 мм (зеленого и красного цвета), клей, ножницы, салфетки, клеёнки, инструмент для закрутки полосок. Полоски цветной бумаги шириной 5 мм, клей, инструмент для накручивания полосок, контурная картинка гриба, салфетки, клеёнки. ½ альбомного листа, полоски цветной бумаги шириной 6 мм, клей, салфетки, клеёнки, инструмент для накручивания полосок, красочные иллюстрации бабочек. 5 3 Снежинка Новогодняя открытка Зайчик Подарок папе Подарок Научить выполнять объемные изделия, используя формы квиллинга («капелька» и. «свободный ролл»). Развивать мелкую моторику рук, развивать глазомер. Развивать воображение, творческие возможности. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение довести начатое дело до конца. Закреплять правила безопасной работы с ножницами и клеем на занятии. Учить детей накручивать формы квиллинга «свободная спираль», «капля», «квадрат». Учить детей составлять из форм композицию. Развивать кругозор, закрепить знания воспитанников о новогодних традициях. Развивать творчество, мелкую моторику. Воспитывать аккуратность в работе, эстетический вкус. Учить детей делать из 2-х, склеенных между собой полосок бумаги «свободную спираль» определённого размера. Продолжать учить накручивать формы (элементы) «капля», «изогнутая капля», «глаз». Продолжать учить детей составлять из элементов композицию. Воспитывать любовь к животным. Продолжать учить скручивать элементы «свободная спираль», «капля», «глаз», «квадрат», «овал». Закреплять умения оформлять открытки, выполненные в технике квиллинг. Закреплять знания детей о наступающем празднике (23 февраля – день защитника Отечества). Развивать творческое воображение, мелкую моторику руки, умение доводить начатое до конца. Продолжать учить скручивать элементы «сво- ½ синего картона, полоски белого цвета шириной 5 мм, клей, клеёнки, салфетки, инструмент для накручивания полосок. 3 Картон белого цвета, цветная бумага, цветные полоски шириной 5 мм, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, приспособление для закрутки полосок, схемы . 4 ½ цветного картона, белые полоски шириной 6 мм, клей, тряпочки, клеёнки, приспособление для закрутки полосок. 4 Заготовка для открытки, зелёные полоски шириной 5 мм, клей, клеёнки, салфетки, инструмент для закручивания полосок. 6 ½ альбомного листа, цвет- 6 маме Рыбки Ваза с цветами Цыплята Рамка бодная спираль» и «капля». Закреплять умения оформлять открытки из основных форм (элементов) составлять композицию. Совершенствовать умения аккуратно наклеивать готовую форму (элемент) на заготовку открытки. Развивать творческое воображение, мелкую моторику руки, умение доводить начатое до конца. Учить детей технике изготовления «рыбки» в технике квиллинг, используя элемент «капля». Развивать художественный вкус, творческие способности. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Воспитывать бережное отношение к природе. Учить скручивать элемент (форму) «стрелка» и наклеивать на основу. Закреплять умение у детей обводить трафарет и аккуратно вырезать по контуру. Закреплять правила безопасной работы с ножницами и клеем на занятии. Развивать творческое воображение, мелкую моторику рук. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца. Учить скручивать элементы (формы): «свободная спираль», «капелька» и собирать полученные элементы предметы. Учить пользоваться основными инструментами, соблюдая технику безопасности. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Развивать умение составлять композицию из ная бумага (голубого цвета), цветные полоски 5 мм (красного и оранжевого цвета), приспособление для скручивания полосок, клей, клеёнки, салфетки. Альбомный лист, голубая цветная бумага, зелёные и красные полоски шириной 5 мм, клей, клеёнки, салфетки, приспособление для скручивания полосок 2 ½ альбомного листа, трафарет вазы, цветная бумага, цветные полоски шириной 5 мм, клей, клеёнки, образец, салфетки, приспособление для скручивания полосок . 4 ½ белого картона, зелёная цветная бумага, полоски желтого цвета 6 мм, клей, клеёнки, салфетки, ножницы, приспособление для скручивания полосок. 2 Цветной картон, цветная 2 для фотографий Тюльпан Здравствуй лето! Творческий отчёт знакомых элементов квиллинга. Развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, мелкую моторику. Воспитывать самостоятельность, аккуратность. Учить скручивать элементы (формы): «свободная спираль», «капелька» и собирать полученные элементы в объемные композиции, предметы. Учить пользоваться основными инструментами, соблюдая технику безопасности. Развивать творчество, мелкую моторику. Учить скручивать элементы (формы): «свободная спираль», «капелька», «глаз», «треугольник», «стрелка» и собирать полученные элементы в объемные композиции, предметы. Пользоваться основными инструментами, соблюдая технику безопасности. Работать сообща, в коллективе. Организация выставки «Этот удивительный мир «квиллинг» бумага, цветные полоски шириной 5 мм, клей, ножницы, салфетки, клеёнки, приспособление для скручивания полосок. Цветные полоски шириной 5 мм, ½ альбомного листа, клеёнки, клей ПВА, приспособление для закрутки полосок, салфетки. 2 Цветные полоски шириной 5 мм, клеёнки, клей, приспособление для закрутки полосок, салфетки, цветной картон, ножницы, образцы. 6 Работы детей выполненные в технике квиллинг в течение года. 6 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года Дата окончания учебного года Количество учебных недель 02.10.2023 31.05.2024 32 01.10.2024 30.05.2025 32 Сроки контрольных процедур 02.10.2023 31.05.2024 01.10.2024 30.05.2025 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ К концу года (5-6 лет) дети должны знать и понимать: названия и назначения материалов; приемы изготовления заготовок, правила скручивания бумаги; названия и назначения ручных инструментов; правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами; алгоритм изготовления изделий из бумаги и различных материалов; порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы. должны уметь: рассматривать и анализировать изделие, определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления); правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы, убирать рабочее место по окончанию работы; соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, выполнять основные формы заготовок, работать с разными материалами. К концу года (6-7 лет) дети должны знать и понимать: ♦ названия и назначения материалов; ♦ приемы изготовления заготовок, правила скручивания бумаги; ♦ названия и назначения ручных инструментов; ♦ правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами; ♦ алгоритм изготовления изделий из бумаги и различных материалов; ♦ порядок подготовки к работе и последовательность заданной работы. должны уметь: ♦ рассматривать и анализировать изделие, определять его назначение, материал, способ соединения деталей, последовательность изготовления); ♦ правильно организовать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы, уби-рать рабочее место по окончанию работы; ♦ соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены; ♦ экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы в несколько раз, резать бумагу ножницами по линиям разметки, соединять детали с помощью клея, выполнять основные формы заготовок, работать с разными материалами. 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Методические и дидактические материалы: — Инструкционные карты и схемы изготовления поделок. — Использование учебных пособий и книг. — Наглядные пособия поделок и изделий, собственноручно изготовленных педагогом. — Творческие работы, стенды — Наборы картинок с реалистичным и стилизованным изображением разных предметов в соответствии с учебно-тематическим планом работы. — Презентации, стихи (по темам занятий). — Картотека пальчиковой гимнастики. — Образцы изделий. Материально – техническое обеспечение дополнительной программы: — цветная бумага — полоски цветной бумаги шириной 5 мм, 6 мм, 8 мм — шаблон-линейка — картон белый и цветной — клей — инструмент для закручивания бумаги — ножницы — карандаши простые — линейки — кисточки для клея — клеёнки — столы и стулья (по росту и количеству детей) — доска — рамки для оформления работ Используемые методы и приёмы: Словесные: Объяснение Рассказ Беседа Наглядные: Наблюдения Демонстрация (иллюстраций, видеоматериалов, слайдов, фотоматериала) Показ педагогом образца выполнения задания Работа по инструкционным картам и раздаточному материалу Практические: Практическое задание Самостоятельная работа Упражнение Моделирование Игровые Проблемная ситуация Игровая ситуация Основные принципы, заложенные в основу программы: 1. Принцип последовательности - «погружения» в программу. Это самый ответственный принцип: если приступать к освоению этапа минуя предыдущие, то работа может не принести ожидаемого результата. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. - На первом этапе дети самостоятельно от других выполняют одинаковое задание, в конце все работы объединяются в одну композицию. - На втором этапе дети выполняют более сложное и разнообразное задание - для каждого отдельная задача. В конце занятия создается общая композиция, дополняется деталями в соответствии с содержанием. - На третьем этапе дети планируют, выбирают материалы для творчества, договариваются между собой, создают коллективную работу. 2. Принцип динамичности. Каждое задание необходимо творчески пережить и прочувствовать, только тогда сохранится логическая цепочка — от самого простого до заключительного, максимально сложного задания. Во время выполнения коллективных работ дети учатся общаться друг с другом и со взрослыми: — в начальном этапе дети работают рядом и общаются в основном с воспитателем; — на втором этапе они начинают разговаривать друг с другом, сначала не о деле, потом подчеркивая, что сосед делает не так, утверждаясь в том, что сами выполняют задание правильно; — постепенно под руководством взрослого дети начинают общаться друг с другом: планируют, договариваются, спрашивают, подсказывают, радуются, хвалят товарища и пр. 3. Принцип сравнений подразумевает разнообразие вариантов решения детьми заданной темы, развитие интереса к поисковой работе с материалом с привлечением к данной теме тех или иных ассоциаций, помогает развитию самой способности к ассоциативному, а значит, и к творческому мышлению. 4. Принцип выбора подразумевает творческое взаимодействие взрослого и ребенка при решении заданной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений, поощряется оригинальный подход к работе. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 2. 3. Давыдова Г. Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. – М: Издательство «Скрипторий 2003», 2007 г. Ханна Линд. Бумажная мозаика. – М: Айрис-Пресс, 2007 г. Джейн Дженкинс. “Поделки и сувениры из бумажных ленточек”. 4. Джун Джексон.Поделки из бумаги.Перевод с англ.С.В.Григорьевой –М:«Просвещение»,1979 1. О.С. Кузнецова, Т.С. Мудрак. Мастерилка. Я строю бумажный город. Мир книги «Карапуз», 2009 г. 6. Докучаева Н.И.. Мастерим бумажный мир. Школа волшебства. Санкт- Петер бург «Диамант» «Валерии СПб», 1997 г. 7. А.Быстрицкая. “Бумажная филигрань”. - "Просвещение", Москва 1982. 8. Р.Гибсон. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", Москва 1996. 9. Хелен Уолтер. “Узоры из бумажных лент”.-"Университет", Москва 2000. 10. Д.Чиотти. “Оригинальные поделки из бумаги”.-Полигон С.-Петербург 1998. 11. Интернет ресурсы: http:/stranamasterov.ru 5. Приложение 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Для определения результативности освоения дополнительной программы «квиллинг» на каждом этапе работы (в конце учебного года) проводится педагогическая диагностика. Диагностическая работа строится исходя из цели и основных задач программы. Результаты освоения содержания дополнительной программы «Квиллинг» оцениваются по единой шкале: 3 балла – показатель достаточно развит или критерий ярко выражен. 2 балла – показатель частично развит или критерий слабо выражен. 1 балл – показатель недостаточно развит или критерий отсутствует. Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол (приложение) Показатели Критерии оценивания 1 балл Ребёнок не может самостоятельно отобрать материалы и правильно организовать рабочее место без помощи воспитателя. Умение пользовать- Ребёнок плохо работает с клеем, ножницами ся инструментами и приспособлениями и инструментом для квиллинга. Нужна значительная помощь взрослого. Не соблюдает технику безопасности при работе с различными материалами и орудиями труда. Ребёнок не может Знание базовых назвать и изготовить форм базовые формы без помощи воспитателя. 2 балла 3 балла Ребёнок может отобрать материалы и правильно организовать рабочее место с небольшой помощью воспитателя. Ребёнок работает с клеем, ножницами и инструментом для квиллинга с небольшой помощью воспитателя, соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Ребёнок называет и изготовляет базовые формы при небольшой помощи воспитателя. Ребёнок самостоятельно отбирает материал для своей работы, правильно организовывает свое рабочее место. Ребёнок уверенно пользуется ножницами, клеем и специальным приспособлением (инструментом) для квиллинга, соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. Ребёнок самостоятельно называет и изготовляет все базовые формы без помощи воспитателя. Ребёнок не владеет Ребенок владеет разразнообразными при- нообразными приемаемами. ми в зависимости от сложности материала. не умеет Ребёнок умеет польУмение пользовать- Ребёнок ся инструкционны- пользоваться инструк- зоваться схемами и картами картами при небольми картами и схе- ционными Ребёнок самостоятельно владеет разнообразными приемами. Организация рабочего места Владение разнообразными приемами Ребёнок самостоятельно пользуется схемами и картами без или схемами без по- шой помощи воспитамощи воспитателя. теля. частично Проявление творче- Ребёнок не проявляет Ребёнок фантазии и творчепроявляет творчество ства и фантазии ства, выполняет рабо- и фантазию при изгов создании работ ту по готовому образ- товлении своей рабоцу. ты, при помощи или подсказки воспитателя. Ребёнок не проявляет Ребёнок проявляет Стремление стремления к совер- стремление по проськ совершенству шенству и закончен- бе взрослого. и законченности ности в работе. в работе мами чьей – либо помощи. Ребёнок проявляет самостоятельность в творчестве и фантазии, может сам без помощи взрослого найти способ выполнения своей работы. Ребёнок проявляет самостоятельность к стремлению совершенства и законченности в работе. Показатели результативности освоения программы от 21 балла до 15 баллов – показатель сформирован — Ребёнок самостоятельно отбирает материал для своей работы, правильно организовывает свое рабочее место. — Ребёнок уверенно пользуется ножницами, клеем и специальным приспособлением (инструментом) для квиллинга, соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. — Ребёнок самостоятельно называет и изготовляет все базовые формы без помощи воспитателя. — Ребёнок самостоятельно владеет разнообразными приемами. — Ребёнок самостоятельно пользуется схемами и картами без чьей – либо помощи. — Ребёнок проявляет самостоятельность в творчестве и фантазии, может сам без помощи взрослого найти способ. — Ребёнок проявляет самостоятельность к стремлению совершенства и законченности в работе. от 14 баллов до 8 баллов – показатель частично сформирован — Ребёнок может отобрать материалы и правильно организовать рабочее место с небольшой помощью воспитателя. — Ребёнок работает с клеем, ножницами и инструментом для квиллинга с небольшой помощью воспитателя, соблюдает правила безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами. — Ребёнок называет и изготовляет базовые формы при небольшой помощи воспитателя. — Ребенок владеет разнообразными приемами в зависимости от сложности материала. — Ребёнок умеет пользоваться схемами и картами при небольшой помощи воспитателя. — Ребёнок частично проявляет творчество и фантазию при изготовлении своей работы, при помощи или подсказки воспитателя. — Ребёнок проявляет стремление по просьбе взрослого. от 7 баллов и менее – показатель не сформирован — Ребёнок не может самостоятельно отобрать материалы и правильно организовать рабочее место без помощи воспитателя. — Ребёнок плохо работает с клеем, ножницами и инструментом для квиллинга. Нужна значительная помощь взрослого. Не соблюдает технику безопасности при работе с различными материалам. — Ребёнок не может назвать и изготовить базовые формы без помощи воспитателя. — Ребёнок не владеет разнообразными приемами. — Ребёнок не умеет пользоваться инструкционными картами или схемами без помощи воспитателя. — Ребёнок не проявляет фантазии и творчества, выполняет работу по готовому образцу. — Ребёнок не проявляет стремления к совершенству и законченности в работе. № п/ п Ф. И. ребенка 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. Навык не сформирован Навык частично сформирован Навык сформирован Показатель освоения программы Средний балл Общее количество баллов Стремление к совершенству и законченности в работе Проявление творчества и фантазии в создании работ Умение пользоваться инструкционными картами и схемами Владение разнообразными приемами Умение пользоваться инструментами и приспособлениями Знание базовых форм Организация рабочего места Протокол оценки индивидуального развития детей по освоению дополнительной программы «Квиллинг»