Дополнительная общеобразовательная платная программа рисование на воде Эбру

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом № 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«Эбру или волшебство воды»
художественная направленность.
Возраст воспитанников: 5- 6 лет.
Срок реализации: 1 год.

Мороз Марина Ивановна
воспитатель

Ухта
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка
2. Учебный план
3. Календарно - тематическое планирование
4. Календарно - учебный график
5. Планируемые результаты
6. Комплекс организационно - педагогических условий
7. Список литературы
8. Приложение. Педагогическая диагностика

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
... Творчество существует не только там,
где оно создаёт великие произведения,
но и везде, где человек воображает,
комбинирует, изменяет и создаёт то-то новое."
Выготский Л.С.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и
практики на современном этапе. Автор В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки
способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, а у нас их пять на
одной руке, образно говоря, идут тончайшие нити-ручейки, которые питает источник
творческой мысли»
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок». Как
утверждают многие педагоги - все дети талантливы. Поэтому необходимо, вовремя
заметить, почувствовать эти таланты и постараться, как можно раньше дать возможность
детям проявить их на практике, в реальной жизни.
Рабочая программа направлена на всестороннее гармоничное развитие личности
ребенка через освоение нетрадиционной техники рисования на воде – Эбру. В ходе ее
освоения дети приобщаются к древнему искусству Эбру, познают культуру своей и
других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.
Актуальность дополнительной программы
Все дети любят рисовать. Но нередко из-за отсутствия знаний и технических навыков в
изобразительной деятельности ребенок теряет интерес к творчеству.
Современного ребёнка сложно заинтересовать стандартным набором изобразительных
материалов и техник, уровень умственного развития и потенциал нового поколения требует
новых идей в творчестве. Одной из нетрадиционных техник рисования является техника
Эбру.
В творческой деятельности с использованием нетрадиционной техники Эбру, у детей
развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память,
эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует
цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.
А так же:
• -вырабатывается усидчивость у детей;
• -развивается мелкая моторика рук;
• -тренируется зрение;
• -развивается координация движения;
• -открывается творческий потенциал;

• -развивается фантазия и мышление, умение сочетать цвета и
формы;
•

-развивается навык видеть прекрасное; возможность мыслить нестандартно;
Новизна программы

Новизна программы «Эбру или волшебство воды» заключается в том, что она
предназначена для ознакомления с основами уникального древневосточного рисования на
воде в технике Эбру. «Эбру» (Ebru) - это особая графическая техника создания

художественного оттиска за один прием, при котором получается единственный,
красочный отпечаток изображения на бумаге с поверхности воды. Эбру – это рисование на
воде, рисование жидкостями. Нанесение одной жидкости на поверхность другой создает
невероятный эффект, в результате чего получаются неповторимые узоры, которые можно
перенести на твердую поверхность – бумагу, дерево, ткань, керамику. Техника Эбру в
изобразительной деятельности имеет ряд преимуществ. Она дает дошкольникам
возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять
ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать когда краски
высохнут, и не пользоваться ластиком. Техника Эбру дает возможность реализоваться в
творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером,
режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ.
Рабочая программа составлена с учётом интеграции образовательных областей и
преследует основную цель: содействовать развитию инициативы, выдумки и творчества у
детей в атмосфере эстетических переживаний и увлеченности, совместного творчества
взрослого и ребёнка.
Содержание детской деятельности распределено по месяцам.
Отличительной особенностью и инновационностью является то, что:
в системе работы используются нетрадиционные методы и способы развития детского
художественного творчества;
 нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций;
 созданы условия для использования этой техники в самостоятельной деятельности;
 созданы условия для свободного экспериментирования с художественными
материалами и инструментами.
По мере освоения техники рисования Эбру обогащается и развивается внутренний мир
ребенка. Данный вид творчества, как средство коррекции психики , позволяет
маленькому художнику преодолеть чувство страха, отойдя от предметного
представления и изображения традиционными материалами, выразить в рисунке
чувства и эмоции, дает свободу, вселяет уверенность в своих силах. Владея техникой
рисования Эбру, ребенок получает возможность выбора, что, в свою очередь,
обеспечивает творческий характер детской продуктивной деятельности.
Использование техники Эбру в изобразительной деятельности имеет ряд
преимуществ. Она дает детям возможность изменять творческий замысел по ходу
создания изображения, исправлять ошибки, а главное - быстро достигать желаемого
результата. Техника рисования красками на воде хороша тем, что в процессе
деятельности можно изменить рисунок, нарисовать новый, дополнить его деталями,
героями и т. д. Рисуя красками на воде, не надо ждать, когда краски высохнут, не надо
пользоваться ластиком.
В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается
мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно
ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание), данная
техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения
работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение
техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда,
скорость, ритмичность), умение изменять размах и направление движения руки при
рисовании.
Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет детям
удовольствие. Такие свойства воды, как мягкость, тягучесть, плывучесть завораживают
и создают условия для расслабления. Использование технологии Эбру в ходе
изобразительной деятельности способствует приобретению умения грамотно строить

композицию с выделением композиционного центра, передавать пропорции
изображения, владение оттенками цвета, гармоничное сочетание пятен, линий, цветов и
оттенков. У детей развиваются внимание, логическое мышление, воображение,
зрительное и слуховое восприятие, память, речь, умение действовать по словесным
инструкциям, самостоятельно достигать задуманной цели, обеспечивается контроль над
собственными действиями.
Используя технику Эбру, безусловно, можно получить красивую картинку, но Эбру
оказывается намного шире, чем просто техника ради результата. Это замечательный
способ научиться ценить процесс, а не конечный итог.
Эбру – это возможность научиться чувствовать себя счастливым. Это психология
самопознания – когда видишь, как краски и вода отвечают на твое внутреннее
состояние. Это арт-терапия – когда несколько часов занятия Эбру стирают следы
недельного стресса.
В традиции Эбру, идущей из Турции много философии. Символичность
традиционных сюжетов делает их воспроизведение не просто упражнением в
совершенствовании техники, а своеобразной медитацией на тему значения
изображаемого объекта.
Адресат программы – воспитанник ДОУ 5 – 6 лет.
Форма организации занятий – подгрупповая. Наряду с подгрупповой формой работы во
время занятий осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам.
Режим занятий. Длительность занятия – 30 минут. Количество занятий в неделю – 1 раз.
Срок освоения программы 1 учебный год.
Количество обучающихся в группе: 15 человек.
Основной целью программы «Эбру или волшебство воды» выступает развитие
творческих способностей, творческого мышления, воображения и творческой активности
детей среднего и старшего дошкольного возраста посредством использования
нетрадиционной техники рисования на воде Эбру.
Задачи:
Обучающие
 Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования на воде Эбру;
 Познакомить с различными художественными материалами в технике Эбру;
 Овладение детьми различными техническими навыками при работе с
красками Эбру;
 Обучение детей созданию картин на воде с учетом смешения красок, ритма,
симметрии.
Развивающие






Развивать эмоционально положительные эмоции на предложение
рисовать нетрадиционными техниками;
Развивать художественный вкус, способность видеть и понимать
прекрасное;
Развивать воображение, фантазию;
Развивать мелкую моторику, пластичность и гибкость рук;
Развивать желание экспериментировать в рисовании.

Воспитательные
 Воспитывать творческую индивидуальность, устойчивый интерес к художественной
деятельности в технике Эбру;
 Воспитывать усидчивость, трудолюбие;
 Прививать навыки аккуратности.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование разделов, тем

Количество часов

Всего

(1 год обучения)
1

Знакомство с красками Эбру,
инструментами.

1

1

2

Экспериментируем.

1

1

3

«Рисую как умею»

1

1

4

«Рисунок ветра»

1

1

5

«Фантазеры»

1

1

6

«Блюдечко»

1

1

7

«Рубашка для папы»

1

1

1

1

Подарок для папы.
8

Подарок маме
«Цветы для мамы »

9

«Снежинка»

1

1

10

«Морозный узор на окне»

1

1

11

«Весенний рассвет»

1

1

12

«Сказка»

1

1

13

«Ежик»

1

1

14

«Платочек»

1

1

15

«Перелетные птицы возвращаются
из теплых стран»

1

1

16

«Дождь»

1

1

17

«Перо Жар Птицы»

1

1

18

«Тропический цветок»

1

1

19

«На озере»

1

1

20

«Морское царство»

1

1

21

«Облака»

1

1

22

«Космические дали»

1

1

23

«Загадка»

1

1

24

«На другой планете»

1

1

25

«Закат»

1

1

26

«Подводный мир»

1

1

27

«Фантастическое животное»

1

1

28

«Море»

1

1

29

«Одуванчики»

1

1

30

«Салют»

1

1

31

«Тюльпан»

1

1

32

«Фруктовый сад»

1

1

3. КОМПЛЕКСНО ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий

Знакомство с
красками Эбру,
инструментами.

Програмное содержание

1.Учить детей работать с различными
материалами,
осваивать
технику
работы с ними. Дать представление о
красках Эбру – танцующих красках.
2.Развивать творческую активность
детей, мелкую моторику, умение
пользоваться
вспомогательными
средствами, а также поддерживать
потребность в самоутверждении.
Развивать детскую индивидуальность.
Воспитывать любознательность.

Экспериментируем.

Повторить правила работы с красками
1.Чем больше краски используется,
тем быстрее загрязняется вода;
2.Краски Эбру не отстирываются от
ткани, используйте фартуки;
3.Перед
использованием
необходимо взболтать;

краски

Материалы и
оборудование

Количество
часов

Дата проведения

Краски,
поддон, кисти,
шило
или
деревянная
шпажка,
гребешок,
бумага,
палитра,
музыкальная
композиция.

1

4.10. 2024

Шило, краски,
кисть, фартуки.

1

11. 10. 2024

Дата проведения
(факт)

4.После каждого пользования кистью –
её промывать водой, шило нужно
протирать салфеткой;
5. Не следует «утапливать» шило в
воде.
Развивать
желание
экспериментировать в рисовании.
Воспитывать аккуратность.
«Рисую как умею»

Закрепить навык рисования в технике Шило, краски,
«Баттал Эбру».Закреплять правила кисть
работы с красками, кисточкой.
Воспитывать
аккуратность,
самостоятельность. Краски, кисть

1

18.10.2024

«Рисунок ветра»

Учить детей смешивать краски и Шило, краски,
рисовать завитки.
кисть, палитра.

1

25.10.2024

«Фантазеры»

Учить детей смешивать краски, Шило, краски,
закреплять
правила
работы
с кисть, палитра.
инструментами.
Развивать
воображение.
Воспитывать
самостоятельность.

1

2.11.2024

«Блюдечко»

Расширять представление о чайной Шило, краски,
посуде. Продолжать формировать кисть

1

8.11.2024

умения рисовать в технике Эбру.
Развивать эстетическое восприятие.

«Рубашка для папы»
Подарок для папы.

Подарок маме
«Цветы для мамы »

«Снежинка»

Рассказать как называется ткань с
военным
рисункомкамуфляж.
Формировать умение складывать
бумагу способом оригами. Создать
военный принт на воде и отпечатать
его
на
листе
бумаге
для
конструирования рубашки оригами.
Вызвать интерес у детей к подготовке
подарков. Развивать художественный
вкус
при
подборе
красивых
цветосочетаний. Воспитывать любовь
к родине, уважение к папе, дедушке,
дяди.

Шило, краски,
кисть,
камуфляжная
ткань.

1

15.11.2024

Закреплять навык знакомых техник Шило, краски,
рисования.
Развивать
желание кисть
экспериментировать, фантазировать.
Вызвать положительный отклик на
результаты
своего
творчества.
Воспитывать аккуратность, любовь к
маме.

1

22.11.2024

Продолжать учить рисовать красками Шило, краски,
Эбру.
Осваивать
технику кисть
растягивания, закручивания. Развивать

1

29.11.2024

желание
экспериментировать
в
рисовании, используя 2 цвета красок
(белый, синий). Продолжать учить
работать шилом по поверхности воды.
Вызвать положительный отклик на
результаты
своего
творчества.
Развивать
моторику
чувство
композиции,
воображение,
творчество,
самостоятельность.
Воспитывать интерес к творчеству.
«Морозный узор на
окне»

Развивать
желание Шило, краски,
экспериментировать в рисовании, кисть
используя 2 цвета красок (белый,
синий). Продолжать учить работать
шилом по поверхности воды. Вызвать
положительный отклик на результаты
своего
творчества.
Воспитывать
фантазию.

1

6.12. 2024

«Весенний рассвет»

Закреплять навык знакомых техник Шило, краски,
рисования, правила работы с красками кисть
Эбру;
Развивать
желание
экспериментировать, фантазировать.
Вызвать положительный отклик на
результаты
своего
творчества.
Воспитывать самостоятельность.

1

13. 12..2024

«Сказка»

Учить творчески выражать свой Шило, краски,
замысел.
Закреплять
знакомые кисть
способы рисования. Закреплять навык
рисования
S
-образных
форм.
Развивать
фантазию,
закреплять
знакомые приемы.

1

20.12. 2024

«Ежик»

Продолжать учить детей рисовать Шило, краски,
веерной кисточкой, шилом, создавая у кисть
ежика иголки. Развивать творческое
воображение, мелкую моторику рук.
Воспитывать любовь к живой природе.

1

28. 12.2024

Совершенствовать умения переносить Шило, краски,
рисунок на различные поверхности. кисть
Развивать воображение и творчество.
Воспитывать
творческую
самореализацию и индивидуальность

1

9. 01. 2025

Учить рисовать простых птиц в виде Шило, краски,
галочки. Продолжать использовать кисть
веерную кисточку для равномерного
заполнения пространства. Закрепить
знания о перелетных птицах нашей
родины.
Развивать
эстетическое
восприятие, чувства прекрасного.
Воспитывать интерес и любовь к
нашей родины.

1

11.01. 2025

«Платочек»

«Перелетные птицы
возвращаются из
теплых стран»

«Дождь»

«Перо Жар Птицы»

«Тропический
цветок»

«На озере»

Развивать
желание Шило, краски,
экспериментировать в рисовании. кисть
Продолжать учить работать шилом по
поверхности
воды.
Вызвать
положительный отклик на результаты
своего
творчества.
Развивать
творческую самостоятельность через
технику рисования красками на воде.

1

18. 01. 2025

Закрепить навык рисования в технике Шило, краски,
«Приливы-Отливы», «Баттал Эбру»; кисть
Продолжать учить смешивать краски,
аккуратно наносить их на поверхность
воды. Закреплять правила работы с
красками, инструментами. Развивать
творческое воображение.

1

25. 01. 2025

Познакомить с новой техникой Шило, краски,
рисования
«Фантазийное
Эбру». кисть
Закреплять
знакомые
техники
рисования Эбру. Учить творчески
выражать свой замысел; Закрепить
технические навыки и умения.
Повторить
приемы
смешивания
красок.

1

Продолжать знакомить с новой Шило, краски,
техникой. Закреплять навык работы с кисть
шилом
по
поверхности
воды.
Закреплять
знакомые
техники

1

1. 02.2025

8. 02. 2025

рисования Эбру. Развивать чувство
композиции, чувство гармонии.
«Морское царство»

Учить создавать образы под музыку, Шило, краски,
развивать творческое воображение. кисть
Учить выражать свои эмоции в
рисунке через восприятие музыки.
Закрепить технические навыки и
умения.

1

15.02. 2025

«Облака»

Закрепить навык рисования в технике Шило, краски,
«Приливы-Отливы»,
«Баттал кисть
Эбру».Закреплять правила работы с
инструментами.
Побуждать
к
творческим замыслами решениям.

1

22.02. 2025

«Космические дали»

Учить создавать образ звездного неба, Шило, краски,
используя приемы разбрызгивание, кисть
закручивание. Развивать воображение
любознательность.
Воспитывать
самостоятельность.

1

29. 02. 2025

«Загадка»

Закрепить навык рисования в технике Шило, краски,
«Приливы-Отливы», «Баттал Эбру». кисть
Закрепить навык аккуратно набирать
краску и наносить её на поверхность
воды с помощью кисти. Вызвать

1

7.03. 2025

положительный отклик на результаты
своего творчества.
«На другой планете» Закрепить навык рисования в технике
«Приливы-Отливы»,
«Баттал
Эбру».Продолжать учить смешивать
краски, аккуратно наносить их на
поверхность воды. Закреплять правила
работы с красками, инструментами.
Развивать творческое воображение.
Шило, краски, кисть

1

14.03. 2025

«Закат»

Закрепить навык рисования в технике Шило, краски,
«Приливы-Отливы», «Баттал Эбру». кисть
Продолжать учить смешивать краски,
аккуратно наносить их на поверхность
воды. Закреплять правила работы с
красками, инструментами. Развивать
творческое воображение.

1

21.03. 2025

«Подводный мир»

Учить рисовать волны на воде с Шило, краски,
помощью
гребня.
Продолжать кисть , гребень.
формировать у детей умения рисовать
предмет из целого круга. Обобщить
знания о подводном мире. Уточнить
строение рыб. Развивать интерес к
обитателям моря о подводном мире.
Воспитывать усидчивость.

1

28.03. 2025

«Фантастическое
животное»

Закрепить навык рисования в технике краски, кисть
«Баттал Эбру». Закрепить навык
аккуратно пользоваться кисточкой,
набирать краску. Развивать творческое
воображение.

1

4.04. 2025

«Море»

Продолжать знакомить детей с Шило, краски,
техникой
рисования
«Приливы кисть
Отливы». Учить детей смешивать
краски. Развивать желание детей
экспериментировать в рисовании.
Развивать фантазию. Шило, краски,
кисть

1

11. 04. 2025

«Одуванчики»

Развивать
желание Шило, краски,
экспериментировать, фантазировать. кисть
Вызвать положительный отклик на
результаты своего творчества.

1

18. 04. 2025

«Салют»

Учить создавать образ «Праздничного Шило, краски,
салюта».
кисть

1

25. 04. 2025

Развитие художественного творчества,
воображения, фантазии, интереса к
изобразительной
деятельности,
умение мыслить не стандартно.

Развитие желание экспериментировать
в рисовании, проявляя яркие чувства и
эмоции (радость, удивление).
Воспитывать
творческую
самореализацию и индивидуальность.

«Тюльпан»

«Фруктовый сад»

Творческий отчет

Создать предпраздничное настроение. Шило, краски,
Учить детей передавать характерные кисть
особенности тюльпана (строение и
направление стебля, листьев, бутона).
Продолжать использовать в рисовании
фона гребень. Развивать воображение
и творчество. Воспитывать любовь к
живой природе.

1

16.05. 2025

Закреплять навык рисования завитков. Шило, краски,
Учить использовать при выполнении кисть
работы все виды Эбру: Баттал Эбру –
разбрызгивание при помощи кисти
краски на воду и переведение узора на
бумагу. Эбру Шаль – повторение Sобразных
форм.
Вызвать
положительный отклик на результаты
своего творчества.

1

23.05. 2025

Выставка работ.

30.05. 2025

Дата начала учебного
года

01.10.2024

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата окончания
количество
сроки контрольных
учебного года
учебных
процедур
недель
30.05.2025

32

01.10.2024
11.05.2025

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Ожидаемые результаты освоения программы:
 позитивные изменения в психологическом состоянии детей;
 развитие моторных способностей детей, через овладение ручными
многообразными операциями, влияющими на их психофизиологические
функции;
 свобода творческого самопроявления;
 раскрытие внутренних ресурсов ребенка;
 стремление к самопознанию и самовыражению;
 снижение эмоциональной тревожности;
 повышение самооценки;
 развитие коммуникативных навыков;
Организация и проверки ожидаемых результатов реализуется через:
 беседу;
 устный опрос;
 кружковую работу;
 индивидуальную работу;
 выставки детских работ;
В результате реализации программы предполагается достижение
определённого уровня овладения детьми техникой рисования на воде. Дети
будут знать специальную терминологию, получат представление о видах
этого древнего искусства, научатся обращаться с основными
художественными материалами и инструментами.

Дети будут знать:
 основные и дополнительные цвета;
 цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);
 понятие симметрии;
 свойства красок и графических материалов.
Уметь:

 выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной
композиции;
 смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;
правильно использовать художественные материалы в соответствии
со своим замыслом;
 грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и
недостатки;
 организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;
 строить орнаменты в различных геометрических фигурах (круг,
квадрат, прямоугольник);
 соблюдать последовательность в работе;
 использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно,
цвет).

6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ
Оборудование и материалы:
 Краски, полностью натуральные, состоящие из цветных пигментов, животной желчи
и воды. Внешне они очень похожи на обычную подкрашенную воду;
 Плоский поддон, в котором вы будете создавать композиции на воде;
 Набор кистей из натурального волоса, колонка или белки;
 Шило или какой-либо длинный и заостренный с одного конца предмет, например,
деревянная шпажка или бамбуковая палочка. Аккуратно работая с цветами на густой
поверхности, можно создать оригинальные цветовые переходы и визуальные образы;

Гребешок. Народные мастера изготавливают специальный инструмент, однако,
можно воспользоваться и любым дешевым пластиковым гребешком для получения чешуек
на рисунке;
 Специальный загуститель для воды (экстракт растения Гевен или красные водоросли.)
 Экран для проектора;
 Бумага;
 Кисти (желательно веерные, которые изготовлены из ветки розового дерева и
конского волоса);
 Палитра для смешивания красок ;
 Картотека музыкальных композиций.

Методы и приемы работы с детьми
- наглядный:
 информационно - коммуникативные технологии (ИКТ) - используются для
обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд - программ, презентаций
видеоряда;
 наблюдение - используется для первичного знакомства с объектом, а так же для
наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;

 показ способов и действий изображения, последовательности выполнения
рисунка - направлены на приобретение детьми умений изображения и способов
построения композиции;
- словесный:
 слушание, разучивание стихов - направлен на совершенствование речевых умений,
художественно - эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми
определенной темы;
 прослушивание музыкальных произведений - направлен на художественноэстетическое развитие;
 беседы по представлению - направлены на решение проблемных ситуаций, а так
же используется для сравнения, обобщения знаний;
 исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
 экспериментирование - направлено на помощь ребенку в приобретении новых
способов изображения знакомых предметов;
 моделирование - направлено на изменение формы изображаемых предметов и
разнообразных вариантов и способов построения композиции;
 сотрудничества и сотворчества - направлен на активное взаимодействие педагога
и ребенка, ребенка и ребенка;

Работа с родителями.
Формы взаимодействия с родителями:





Проведение консультаций
Проведение творческого отчета (организуются выставки детских работ)
Анкетирование (выяснение образовательных потребностей родителей, какие
вопросы воспитания и развития детей интересуют)
Статьи в родительский уголок (рекомендации для родителей).

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Иванова О.Л., И.И.Васильева. Как понять детский рисунок и развить
творческие способности ребенка.- СПб.: Речь; М.: Сфера,2015.
2. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция : учеб.пособие для студентов
вузов. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 144 с.
3. Медведева, Е.А., Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
/ Е. А. Медведева, И. Ю. Левченко, Л. Н., Комиссарова и др. – М. Академия,
2013.
4. Окульская Л.В. Нетрадиционная техника рисования Эбру [Текст] //
Инновационные педагогические технологии: материалы
IVмеждунар.науч.конф. - г. Казань: Бук, 2016.-62- 65с.
5. Цквитария Т.А., Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные
занятия в ДОУ. – М.:ТЦ Сфера, 2015.-128с.
Технология традиционного Эбру// Сайт «Искусство росписи на воде»
http://ebru-art.ru/

http://galinadolgikh.com/ebru-risovanie-na-vode/
http://ru.wikipedia.org/

8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Качественная реализация дополнительной программы «Эбру или волшебство воды»
невозможна без определения оценки индивидуального развития детей, которая проводится
в конце учебного года. Форма проведения оценки индивидуального развития - наблюдение.
К
р
и
т
е
р
и
и
о
ц
е
н
к
и c.

a. Организация рабочего места
1 балл – ребёнок не может самостоятельно отобрать материалы и правильно
организовать рабочее место без помощи воспитателя.
2 балла – ребёнок выполняет работу с небольшой помощью воспитателя.
3 балла – ребёнок самостоятельно отбирает материал для своей работы, правильно
организовывает свое рабочее место.
b. Умение пользоваться инструментами
1 балл – ребенок плохо работает с клеем, ножницами. Нужна значительная помощь
взрослого. Не соблюдает технику безопасности при работе с различными
материалами и орудиями труда.
2 балла – ребёнок выполняет работу с небольшой помощью воспитателя.
3 балла – ребёнок уверенно пользуется ножницами, клеем, соблюдает правила
безопасности труда и личной гигиены при работе с указанными инструментами;
Владение разнообразными приемами
1 балл – ребенок не владеет разнообразными приемами.
2 балла – ребенок владеет разнообразными приемами в зависимости
от сложности материала.
3 балла – ребёнок самостоятельно владеет разнообразными приемами.

и
н
д
и d. Проявление творчества и фантазии в создании работ
1 балл – ребенок не проявляет фантазии и творчества, выполняет работу по
в
готовому образцу.
и
2 балла – ребенок частично проявляет творчество и фантазию при изготовлении
д
своей работы, при помощи или подсказки воспитателя.
у
3 балла – ребёнок проявляет самостоятельность в творчестве и фантазии, может
а
сам без помощи взрослого найти способ выполнения своей работы.
л
ь e. Стремление к совершенству и законченности в работе
1 балл – не проявляет стремления к совершенству и законченности в работе
н
2 балла – проявляет стремление по просьбе взрослого
о
3 балла – проявляет самостоятельность к стремлению совершенства и
г
законченности в работе.
о
р
а

Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол.

Низкий
Средний
Высокий
Результаты оценки индивидуального развития:
от 15 баллов до 11 баллов – навык сформирован
от 10 баллов до 6 баллов – навык на стадии формирования
от 5 баллов и менее – навык не сформиро

оценка индивидуального
развития

Средний балл

Общее количество баллов

Стремление
к законченности в работе

Проявление творчества и
фантазии в создании работ

Владение разнообразными
приемами

Ф. И.
ребенка

Умение пользоваться
инструментами

№
п/п

Организация рабочего места

Протокол оценки индивидуального развития детей
Старший дошкольный возраст (5-6 лет)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».