Дополнительная общеобразовательная платная программа Фитбол-гимнастика

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом 01-10/102
от «30» августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«ФИТБОЛ – ГИМНАСТИКА»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст воспитанников: 4-7 лет
Срок реализации 1 года

Хуснутдинова Ольга Валерьевна
Инструктор по физической культуре

Ухта, 2024
1

СОДЕРЖАНИЕ

1. Пояснительная записка………………………………………………….......3
2. Учебный план……………………………………………………...................6
3. Календарно-тематический план дополнительной программы………........7
4. Оценка индивидуального развития ребенка…………………………….....19
5. Планируемые результаты освоения дополнительной программы…….....20
6. Программно - методическое обеспечение дополнительной программы....20
Приложение

2

1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Физкультурно-спортивное направление.
В рабочей программе представлена нетрадиционная форма работы по оздоровлению
детей, занятиях на фитболах – больших гимнастических мячах. Фитбол – гимнастика не
только благоприятно воздействует на все системы организма ребенка (сердечнососудистую, дыхательную, выделительную и т. д.), но и снимает психическое напряжение,
повышает умственную и физическую работоспособность, улучшает самочувствие
Содержание программы способствует формированию у детей практических навыков
здорового образа жизни, потребности в систематических занятиях физкультурой и
спортом, развивать осознанное отношения к своему здоровью, воспитывать умение
бережного отношения к своему организму, оценивать себя и свое состояние.
Охрана и укрепление здоровья, совершенствование функций организма ребенка и
его полноценное физическое развитие являются неотъемлемой частью педагогической
работы в дошкольных учреждениях. За последнее время число здоровых детей
уменьшилось в пять раз и составляет 10% от общего количества (Горькова Л. Г., Обухова
Л. А., 2005). В связи с этим одним из путей в решении проблем оздоровления детей и
профилактики различных заболеваний являются занятия фитбол- гимнастикой.
Мячи большого размера - фитболы - появились сравнительно недавно, хотя с
древнейших времен в культуре любого народа мяч использовался в качестве развлечения.
Фитбол в переводе с английского означает "мяч для опоры", который используется в
оздоровительных целях.
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого
размера применяют более 50 лет, в нашей стране - около 8 лет. Программы по фитболгимнастике и фитбол- аэробике уникальны по своему воздействию на организм
занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
Упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден
опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских
центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной
функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в
межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного
столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
3

Упражнения на мячах тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию
движений и функцию равновесия, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ
организма, активизируют моторно-висцеральные рефлексы.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию
способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения,
астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие
на

позвоночник,

межпозвонковые

диски, суставы

и

окружающие

ткани

(Т.С.

Овчинникова, А.А. Потапчук, 2003). Практически это единственный вид аэробики, где в
выполнение

физических

упражнений

включаются

совместно

двигательный,

вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии
усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Мяч по своим свойствам многофункционален и поэтому может использоваться в
комплексах упражнений фитбол-аэробики как предмет, снаряд или опора. Комплексы
упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств
могут иметь различную направленность:
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для развития ловкости и координации движений;
- для развития танцевальности и музыкальности;


для расслабления и релаксации как средств профилактики различных

заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов).
Срок реализации программы 1 год.
Форма организации занятий – групповая, подгрупповая, индивидуальная.
Режим занятий:
Занятие кружка проводится 1 раза в неделю, не более 25 минут. Всего за год – 12
часов 40 минут.
Занятие

подразделяется

на

3

части:

подготовительную,

основную

и

заключительную. В подготовительной части происходит настрой детей на работу и
4

подготовка организма к основной части тренировки. В основной части происходит
максимальная нагрузка на организм, которая должна быть оптимальной для детей.
В связи с этим во время занятия должны учитываться возрастные и
индивидуальные

особенности

детей.

Заключительная

часть

способствует

улучшению восстановительных процессов и расслаблению организма.
Цели и задачи:
Целью работы кружка является повышение уровня физической подготовленности детей и
укрепление их здоровья.
В соответствии с этой целью поставлены задачи:


Развитие двигательных качеств;



Обучение основным двигательным действиям;



Развитие и совершенствование координации движений и равновесия;



Укрепление мышечного корсета, создание навыка правильной осанки;



Нормализация работы нервной системы, стимуляция нервно-психического развития;

5

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН

Вариативная часть
Дополнительн
ые
образовательн
ые услуги

Средний
дошкольный
возраст
«Фитбол
гимнастика»

Количество занятий, объем
образовательной нагрузки в неделю
(мин.)
Количество занятий, объем
образовательной нагрузки в
учебный год (мин.)
Итого:

4-7лет
(25 мин.)
1/25

32/800
12 часов
40 минут

6

3.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
Сентябрь
Задачи:

1)

Дать представление о форме и физических свойствах фитбола.

2)

Разучить правильную посадку на фитболе.

3)

Ознакомить с правилами техники безопасности выполнения упражнений на фитболе.

4)

Формировать и закреплять навык правильной осанки.

5)

Воспитывать дружеское взаимоотношение между детьми.

Занятие №1

Занятие №2

Беседа «Мой веселый, звонкий мяч»

Разминка. Ходьба на носках , на пятках, с
Прокатывание фитбола по полу между высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и
предметами «змейкой», до ориентира, прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
вокруг ориентиров.
ОРУ с малым мячом.
П/и «Догони мяч»

Беседа «Требования к проведению занятий с
Дыхательная гимнастика «Послушаем фитболами и профилактика травматизма».
свое дыхание» (Приложение 2)
ОВД – выполнение правильной посадки на мяче.
Релаксация «Вибрация» (Приложение)

П/и “Гусеница”
Дыхательная гимнастика
дыхание» (Приложение 2)

«Послушаем

свое

Релаксация «Вибрация» (Приложение)

Занятие №4

Занятие №3

Разминка. Ходьба на носках , на пятках, Разминка. Ходьба на носках , на пятках, с
с высоким подниманием колен. Бег. высоким подниманием колен. Бег. Подскоки и
Подскоки и прыжки на двух ногах с прыжки на двух ногах с продвижением вперед.
продвижением вперед.
ОРУ с фитболом.
ОРУ без предметов.
7

ОВД 1 упражнение- сидя на фитболе у
твердой опоры, проверить правильность
постановки стоп (д.б прижаты к полу и
параллельны друг другу); 2 упражнение
– сидя на фитболе, в медленном темпе
выполнять упражнения для плечевого
пояса

П/и «Паровозик»

П/и “Паровозик”

Релаксация «Вибрация» (Приложение)

Дыхательная

гимнастика

П/и «Докати мяч»
П/и «Гусеница»
Дыхательная
гимнастика
«Дышим
спокойно и плавно» (Приложение 2)

тихо,

«Дышим

тихо, спокойно и плавно» (Приложение
2)
Релаксация «Вибрация» (Приложение )

Октябрь

Задачи:
1) Учить базовым положениям при выполнении упражнений в партере (сидя, лежа, в
приседе).
2) Ознакомить с приемами самостраховки.
3) Формировать опорно-двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
4) Вызывать и поддерживать интерес к двигательной деятельности.
Занятие №1/3

Занятие №2/4

Разминка. Ходьба.Бег.

Разминка. Ходьба. Бег.

ОРУ сидя на фитболах с гантелями

ОРУ сидя на фитболах с гантелями

ОВД 1.Сидя в полуприседе на носках
лицом к фитболу, прямые руки на
фитболе, колени в стороны, спина
прямая.

ОВД 1.Исходное положение - лежа на спине на
полу, прямые ноги на фитболе, опора на пятки.
Покачивать фитбол ногами вправо-влево, руки вдоль
туловища. Это упражнение можно делать парами с
одним фитболом, располагаясь зеркально.

Выполняем из положения стоя
лицом к мячу: 1-2 присели, проверили
положение; 3-4 встали, руки в
стороны. По сигналу все разбежались

2.Исходное положение - лежа на спине на полу,
ноги прямые на фитболе. Приподнимать таз от пола.
Можно
выполнять
одновременно
парами,
8

врассыпную
и
бегают
между
фитболами, по другому сигналу
подбежали к своим фитболам и
присели.
2.И.п. - упор стоя на коленях
лицом к фитболу, руки на фитболе;
- присесть на пятки, фитбол
прижать к коленям; вернуться в
и.п.
П/и «Догони мяч»

располагаясь зеркально.
3. Исходное положение - лежа на спине на полу,
ступни ног на фитболе. Делать маленькие шаги по
поверхности фитбол а вперед-назад.
П/и“Быстрый и ловкий”
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно
и плавно» (Приложение 2)
Релаксация «Цветок» (Приложение )

Дыхательная гимнастика «Дышим
тихо,
спокойно
и
плавно»
(Приложение 2)
Релаксация «Цветок» (Приложение )
Занятие №5/7

Занятие №6/8

Разминка. Ходьба. Бег.

Разминка. Ходьба. Бег.

Ритмический танец «Ковбои»

Ритмический танец «Ковбои»

ОВД 1. Переходы из положения упор
сидя, фитбол на прямых ногах,
прокатывая фитбол к груди, лечь на
спину.
Аналогичным
способом
вернуться в исходное положение.
2.Исходное положение - лежа на
спине на полу, ногами обхватить
фитбол. Согнуть колени и сжать
фитбол. 3. Исходное положение - лежа
на спине на полу, согнутые в коленях
ноги лежат на фитболе, руки за
головой. Поднять верхнюю часть
туловища к коленям.

ОВД 1.Исходное положение — лежа на спине на
полу, прямые ноги вместе, руки вытянуты за
головой, фитбол в руках. Передавать фитбол из рук
в ноги и наоборот. 2.Стоя на коленях на полу лицом
к фитболу, разгибая ноги, сделать перекат в
положение на живот на фитболе. Ноги и руки
упираются в пол.
3.Лежа на спине на полу,
согнутые в коленях ноги лежат на фитболе.
Напрягая мышцы ног, прижать фитбол к ягодицам.

П/и“Быстрый и ловкий”

Релаксация «Цветок» (Приложение )

П/и “Паровозик”
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно
и плавно» (Приложение 2)

Дыхательная гимнастика «Дышим
тихо, спокойно и плавно»
(Приложение 2)
Релаксация «Цветок» (Приложение )

9

Ноябрь
Задачи:
1) Научить сохранению правильной осанки при выполнении упражнений для рук и ног в
сочетании с покачиваниями на фитболе.
2) Обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку
при выполнении упражнений.
3) Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата,
стремления к качественному выполнению движений.
4) Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной
деятельности.
Занятие №1/3
Занятие №2/4
Разминка. Ходьба на носках , ходьба Разминка игровая гимнастика под музыку Екатерины
«Муравьишки», «Обезьянки» с высоким Железновой (“Аэробика для малышей”)
подниманием колен. Бег. Подскоки и
ОРУ на фитболе
прыжки на двух ногах .
ОВД 1.В среднем темпе выполнять движения руками: в
стороны, вверх, вперед, вниз; выполнять прямыми
ОВД 1. Самостоятельно покачиваться на руками круговое вращение в лучезапястных, локтевых и
фитболе с опробованием установки: пятки плечевых суставах. Подобные движения должны
давят на пол, спина прямая, через затылок и вызывать самопроизвольное покачивание на фитболе.
позвоночник фитбол как бы проходит 2.Сидя на фитболе, выполнить следующие упражнения:
«стержнем»,
выравнивающим
корпус
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
спины;2. В среднем темпе выполнять
- ходьбу, высоко поднимая колени;
движения руками: в стороны, вверх, вперед,
- из положения ступни вместе, раздвинуть пятки в
вниз; выполнять прямыми руками круговое стороны и вернуться в исходное положение;
вращение в лучезапястных, локтевых и Дыхательная гимнастика «Ушки» (Приложение 2)
плечевых суставах. Необходимо следить за
постоянным сохранением контакта с Релаксация «Земля» (Приложение 3)
ОРУ на фитболе

поверхностью фитбола.
П/и «Бусинки»
Дыхательная
(Приложение 2)

гимнастика

«Ушки»

Релаксация «Земля» (Приложение 3)
Занятие №5/7
Разминка. Ходьба. Бег.

Занятие №6/8

Ритмический танец «Ковбои»

Разминка. Ходьба на носках , ходьба «Муравьишки»,
«Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег.
Подскоки и прыжки .

ОРУ на фитболе

ОРУ с малым мячом.

ОВД
10

1.Сидя

на

фитболе,

выполнить ОВД 1. Самостоятельно покачиваться на фитболе в

следующие
упражнения:-из
положения положении лежа на животе. 2. Сидя на фитболе,
ступни вместе, раздвинуть пятки в стороны выполнить следующие упражнения:
и вернуться в исходное положение;
- ходьбу на месте, не отрывая носков;
приставной шаг в сторону:
- приставной шаг в сторону:
из положения сидя ноги врозь перейти в
- из положения сидя ноги врозь перейти положение ноги скрестно.
в положение ноги скрестно.
2.Стоя на коленях на полу лицом к фитболу, П/и «Птички в гнездышках»
разгибая ноги, сделать перекат в положение
Дыхательная гимнастика «Ушки» (Приложение
на живот на фитболе. Ноги и руки
2)Релаксация «Земля»
упираются в пол.
П/и «Птички в гнездышках»
Дыхательная гимнастика «Ушки»

Декабрь
Задачи:
1. Научить сохранению осанки при уменьшении площади опоры.
2. Обучать упражнениям на сохранение равновесия с различными положениями на фитболе.
3. Тренировать чувство равновесия и координацию движения.
4. Укреплять мышечный корсет, формировать навык правильной осанки.
5.Формировать элементарные умения самоорганизации в двигательной деятельности
Занятие №1/3
Разминка
Екатерины
малышей”)

Занятие №2/4

игровая гимнастика под музыку
Железновой
(“Аэробика
для

Разминка
игровая гимнастика под
музыку
Екатерины
Железновой
(“Аэробика для малышей”)

ОВД 1. Упражнение сидя на фитболе: а)
поочередно выставлять ноги на пятку, вперед, в
сторону, руки на фитболе;

ОВД 1. Упражнение сидя на фитболе:
наклониться
вперед,
ноги
врозь;
наклониться вперед к выставленной
ноге, вперед с различными положениями
рук; наклониться в стороны поочередно,
сидя
на
фитболе;наклониться
поочередно в разные стороны к
выставленной в сторону ноге с
различными положениями рук; 2.
сидя на фитболе, в медленном
темпе сделать несколько шагов вперед и
лечь спиной на фитбол, сохраняя

б) поочередно выставлять ноги вперед, в сторону,
на носок;
в) то же упражнение с различными положениями
рук: одна вперед, другая вверх; одна за голову,
другая в сторону. 2. сохранить правильную
осанку и удержать равновесие в фазных
положениях: руки в стороны, одна нога вперед;

11

поднять руки вверх; согнуть в локтях- выполнить
круговые движения руками;
П/и «Веселые зайчата»
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар»
(Приложение 2)
Релаксация «Здравствуй, солнце!» (Приложение
3)
Занятие №5/7

прямой угол между голенью и бедром,
пятки должны быть на полу, руки
придерживают
фитбол
сбоку.
Переступая
ногами,
вернуться
в
исходное положение.
Дыхательная гимнастика
«Воздушный шар» (Приложение 2)
Релаксация «Здравствуй, солнце!»
Занятие №6/8

Разминка
игровая гимнастика под музыку
Екатерины Железновой (“Аэробика для малышей”)
ОВД 1. И.п. - лежа на фитболе, руки в упоре на
полу. Сделать несколько шагов руками вперед и
назад. Затылок, шея, спина должны быть на прямой
линии. 2.Исходное положение — лежа на животе
на фитболе, ноги полусогнуты в «стартовом»
положении на полу. Согнуть руки в локтях,
ладонями вперед («крылышки»). Голову не
поднимать. 3. И.п. — лежа на животе на фитболе,
руки на полу, ноги в «стартовом» положении.
Поочередно поднимать ноги до горизонтали, руки
должны быть согнуты, плечи - над кистями.
Дыхательная гимнастика «Воздушный шар в
грудной клетке» (Приложение 2)

Разминка
игровая гимнастика под
музыку
Екатерины
Железновой
(“Аэробика для малышей”)
ОВД 1.Исходное положение — лежа на
спине на полу, прямые ноги на фитболе.
Выполнять поочередно махи прямой
ногой вверх. 2. Исходное положение лежа на спине на полу, руки вдоль
туловища, ноги стопами опираются на
фитбол. Поочередные махи согнутой
ногой.

1. Выполнить два предыдущих
упражнения из исходного положения —
руки за голову.
П/и «Веселые зайчата»
Релаксация «Здравствуй, солнце!»
(Приложение 3)

Релаксация «Здравствуй, солнце!»

Дыхательная гимнастика
«Воздушный шар в грудной клетке»
(Приложение 2)

Январь
Задачи:
 Научить выполнению упражнений в расслаблении мышц на фитболе.
 Формировать опорно-двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
 Обеспечивать осознанное овладение движениями, развивать самоконтроль и самооценку

при выполнении упражнений
 Тренировать чувство равновесия и координацию движени

12

Занятие №1/3

Занятие №2/4

Разминка Ходьба, бег.

Разминка Ритмический танец с султанчиками

ОРУ на фитболе

ОРУ на фитболе

ОВД 1. И.п. - сидя на полу с согнутыми ногами

ОВД

боком

П/и Эстафета на фитболе

к

фитболу,

облокотиться

на

фитбол,

придерживая руками, расслабить мышцы шеи,
спины, положить голову на фитбол и в таком

П/и «Быстрый и ловкий»
П/и «Паровозик» 2 команды

положении покачаться;
2. сидя на полу спиной к фитболу, придерживая
его сзади руками, расслабить мышцы шеи и спины,

Дыхательная гимнастика (Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

положить голову на фитбол и покачиваться влевовправо.
П/и «Веселые зайчата»
Дыхательная гимнастика «Дышим тихо, спокойно,
плавно» (Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

Февраль
Задачи:

1)
2)
3)
4)

Научить выполнению упражнений на растягивание с использованием фитбола.
Научить выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с использованием фитбола в
едином для всей группы темпе.
Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности
детского организма.
Побуждать к проявлению настойчивости при достижении конечного результата, стремления к
качественному выполнению движений.
Занятие №1/3
Занятие №2/4

Разминка Ходьба на носках , ходьба «Муравьишки», Разминка Ходьба на носках , ходьба
«Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. «Муравьишки», «Обезьянки» с высоким
Подскоки и прыжки .
подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки .
ОРУ с мячом
ОВД 1. И.п.- стоя в упоре на одном колене, боком к
13

ОРУ
ОВД 1. И.п. - сидя боком к фитболу на полу,

мячу, другая нога выпрямлена и опирается на мяч
ступней, выполнять медленные
пружинистые
покачивания; - то же упражнение выполнять, сгибая
руки;

дальняя от фитбола нога согнута и упирается
ступней о пол, ближняя к фитболу рука лежит
на поверхности мяча, разгибая опорную ногу,
«накатиться»
на
фитбол,
удерживая
равновесие;

2.стоя на одном колене, спиной к фитболу, другое
колено -на мяче, руки на полу. Выполнить несколько 2. исходное положение — то же, при
«накате» на фитбол дальнюю руку поднять
пружинистых движений назад;
вверх; 3. исходное положение - то же,
2. лежа спиной на фитболе, руки в стороны, угол выполнять одновременно одноименной рукой
между голенью и бедром 90°, точка контакта с мячом - и ногой.
П/и «Веселые зайчата»
на средней линии , лопаток;
Дыхательная гимнастика «Ветер»
(Приложение 2)

П/и « Жуки»
Дыхательная гимнастика «Ветер» (Приложение 2)

Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

Самомассаж«Этот шарик не простой»
Занятие №5/7

Занятие №6/8

Разминка Ходьба на носках , ходьба «Муравьишки», Разминка Ходьба на носках , ходьба
«Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. «Муравьишки», «Обезьянки» с высоким
Подскоки и прыжки .
подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки .
ОРУ с гантелями

ОРУ с гимнастической палкой

ОВД Комплекс с фитболами «Вместе весело шагать»

ОВД Комплекс с фитболами «Вместе весело
шагать»

П/и “Паровозик”

П/и «Бусинки»

Дыхательная гимнастика «Ветер»

П/и «Веселые зайчата»

Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

Дыхательная гимнастика «Ветер»
Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

Март
Задачи:

1) Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2) Совершенствовать навык выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с
использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
14

3) Формировать интерес к систематическим занятиям физическими упражнениями.
4) Укреплять мышечный корсет, формировать навык правильной осанки.
Занятие №1/3

Занятие №2/4

Разминка игровая гимнастика под музыку Екатерины Разминка игровая гимнастика под музыку
Железновой (“Аэробика для малышей”)
Екатерины Железновой (“Аэробика для
малышей”)
ОВД 1. И.п. — в упоре лежа на животе на фитболе.
Сгибая ноги, прокатить фитбол к груди. И.п. - то же, но ОВД Лежа на животе на фитболе, поворот на
опора на фитбол одной ногой. 2. И.п - лицом к фитболу, спину. 2.Стоя правым боком к фитболу, шаг
стоя на коленях, перейти в положение лежа на животе, правой через фитбол, прокат на фитболе и
руки в упоре, одна нога согнута. Аналогичное затем приставить левую, встать левым боком
упражнение, но опора на фитбол коленом согнутой ноги, к фитболу. 3.Сидя на фитболе, ноги вместе,
другая выпрямлена вверх. 3.Лежа спиной на фитболе, небольшой наклон влево, прокат вправо на
руки на полу, одна нога вверх.
фитболе, встать, фитбол слева. То же, прокат
влево на фитболе.
П/и «Лови мяч»
П/и «Гонка мячей»
Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
(Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика «Зайцы» (Приложение 4)

Дыхательная гимнастика «Подуем на
плечо» ( Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика «Зайцы»

Занятие №5/7

Занятие №6/8

Разминка Ходьба на носках , ходьба «Муравьишки», Разминка Ритмический танец с
«Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. султанчиками
Подскоки и прыжки .
ОВД 1. И.п. — в упоре лежа на животе на
ОРУ на фитболе
фитболе. Сгибая ноги, прокатить фитбол к
груди. И.п. - то же, но опора на фитбол одной
ОВД 1.Лежа на животе на фитболе, в упоре на полу, ногой. 2.Стоя правым боком к фитболу, шаг
повороты в стороны. Точка контакта с фитболом правой через фитбол, прокат на фитболе и
постепенно удаляется от опоры на пол. 2. То же затем приставить левую, встать левым боком
упражнение, но опора на фитбол одной ногой. 3.Лежа на к фитболу
спине на полу, ноги на фитболе, поднимая таз от пола,
сгибая ноги, подкатить фитбол к ягодицам, вернуться в
исходное положение. То же упражнение с опорой на
П/и « Жуки»
фитбол одной ногой.
П/и «Бездомный заяц»

Дыхательная гимнастика «Подуем на
плечо» (Приложение 2)

Дыхательная гимнастика «Подуем на плечо»
(Приложение 2)

Гимнастика для глаз «Два мяча»

15

Гимнастика для глаз «Два мяча»

Апрель
Задачи:
1) Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2) Совершенствовать навык выполнению комплекса общеразвивающих упражнений с
использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
3) Содействовать развитию адаптационных возможностей и улучшению работоспособности
детского организма
4) Тренировать чувство равновесия и координацию движения

Занятие №1/2

Занятие №2/4

Разминка игровая гимнастика под музыку Екатерины Разминка игровая гимнастика под
Железновой (“Аэробика для малышей”)
музыку
Екатерины
Железновой
(“Аэробика для малышей”)
ОВД Разучивание ритмического комплекса с фитболами
ОВД Закрепление ритмического
«Кошки - мышки»
комплекса с фитболами «Кошки П/и «Веселые зайчата»

мышки»

Дыхательная гимнастика

Эстафета с фитболами

Гимнастика для глаз

Дыхательная гимнастика
Гимнастика для глаз
Занятие №5/7

Занятие №6/8

Разминка Ходьба на носках , ходьба «Муравьишки», Разминка Ходьба на носках , на пятках,
«Обезьянки» с высоким подниманием колен. Бег. с высоким подниманием колен. Бег.
Подскоки и прыжки .
Подскоки и прыжки на двух ногах с
ОРУ с гантелями сидя на фитболе
продвижением вперед
ОВД Повторение ритмического комплекса с фитболами

ОРУ с гантелями сидя на фитболе

«Кошки - мышки»
П/и «Гонка мячей»

16

Эстафета с фитболами

П/и «Веселые зайчата»

Дыхательная гимнастика (Приложение 2)

П/и «Хитрая лиса»

Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

Дыхательная гимнастика
(Приложение 2)
Пальчиковая гимнастика
(Приложение 4)

Май
Задачи:
1) Совершенствовать качество выполнения упражнений в равновесии.
2) Совершенствовать навык выполнения комплекса общеразвивающих упражнений с
использованием фитбола в едином для всей группы темпе.
3) Формировать опорно-двигательный аппарат и закреплять навык правильной осанки.
4) Воспитывать доброжелательные отношения со сверстниками в совместной двигательной
деятельности.
Занятие №1/3

Занятие №2/4

Разминка Ходьба на носках , на пятках, с высоким Разминка Ходьба на носках , ходьба
подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки на двух «Муравьишки», «Обезьянки» с высоким
подниманием колен. Бег. Подскоки и прыжки
ногах с продвижением вперед
.
ОВД Разучивание ритмического комплекса с фитболами ОВД Разучивание ритмического комплекса с
«Буратино»

фитболами «Буратино»

Дыхательная гимнастика «Ветер» (Приложение 2)

Дыхательная

Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

гимнастика

«Ветер»

(Приложение 2)
Самомассаж «Ежики»

Занятие №5/7
Разминка игровая гимнастика под музыку Екатерины Музыкально
Железновой (“Аэробика для малышей”)

17

Занятие №6/8
-

спортивный

праздник

с

ОВД Закрепление ритмического комплекса с фитболами участием родителей «Мой друг - ФИТБОЛ»
«Буратино»
Дыхательная гимнастика «Ветер» (Приложение )
Пальчиковая гимнастика (Приложение 4)

18

4.ОЦЕНКА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА.
Для оценки эффективности оздоровительного курса занятий необходимо составить
карту индивидуального психомоторного развития ребенка и групповой динамики
проведенных оздоровительных мероприятий.
Для

того

чтобы

оптимизировать

коррекционный

процесс

и

решить

задачу

оздоровления, необходимо произвести тщательный анализ занимающейся группы детей
по физическому развитию, нервно-психическому статусу, по состоянию их опорнодвигательного аппарата в начале курса занятий и в его конце, констатируя произошедшие
изменения. Эти данные оформляются в сводную таблицу. Особенно важно для детей с
речевыми нарушениями определить уровень психомоторного развития.
Для

оценки

психомоторного

развития

дошкольников

в

практике

детских

образовательных учреждений используются следующие диагностические методики Н. О.
Озерецкого и Н. И. Гуревич. Они просты в применении, информативны по содержанию и
статистически достоверны. Критерии оценки выполнения:
3 балла — правильное выполнение движений, навык сформирован и автоматизирован;
2 балла — неправильное выполнение после третьего движения, есть отдельные
изолированные движения, но навык не автоматизирован.
1 балл — ребенок не может выполнить задание уже на втором движении;
0 баллов — отказ от выполнения движения.
Задания для детей 4-5 лет
А — пятка правой (левой) ноги прижата к носку левой (правой) ноги, стопы
расположены по прямой линии, руки — вдоль туловища.
В этой позиции с закрытыми глазами необходимо находиться в течение 10 сек. Смещение
ног с первоначальной позиции, схождение с места, балансирование расцениваются как
минус.
В — после предварительного показа ребенку предлагается закрыть глаза и коснуться
указательным пальцем правой и левой руки поочередно кончика носа.

19

С — в течение 10 сек. указательными пальцами горизонтально вытянутых вперед рук
ребенок должен описывать в воздухе круги любого размера.
D — на столе ставится картонная коробка размером 10x10 см, перед которой на
расстоянии 5 см раскладываются в беспорядке 20 монет диаметром 2 см. По сигналу
воспитателя ребенок должен уложить как можно быстрее все монеты по одной в коробку.
Задание выполняется поочередно левой и правой рукой. Время выполнения для ведущей
руки 15 сек., для второй руки 20 сек.

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
К концу реализации программы по фитбол гимнастике дети должны:
1. Уметь правильно выполнять упражнения на фиболах;
2. Запомнить последовательность упражнений и комбинации;
3. Уметь владеть своим телом;
4. Уметь легко выполнять упражнения;
5. Научиться чувствовать себя уверенно при движение на фитболах.

20

1.
2.
3.
4.

6. ПРОГРАММННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Учебно – тематический план
Картотека комплексов упражнений общеразвивающего воздействия
Картотека комплексов специального воздействия
Аудиотека (МР3 диски) для музыкального сопровождения

Фитболы по количеству занимающихся, сенсорные дорожки , гимнастические коврики,
массажные мячи, резиновые мячи ,гимнастические палки , резиновые ленты , мешочки с
песком.

21

ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Веселовская, С.В. Фитбол тренинг [Текст] / С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В.
Левчинкова // Пособие по фитбол - аэробике и фитбол - гимнастике. – М.: ННОУ Центр
«Фитбол», 1998.
2. Горботенко О.Ф. Физкультурно – оздоровительная работа в ДОУ: планирование, занятия,
упражнения,

спортивно–досуговые

мероприятия/

авт.-сост.

О.Ф.Горбатенко,

Т.А.

Кардаильская, Г.П.Попова. – Волгоград:Учитель,2008. – 159с.
3. Дошкольное образование. Словарь терминов [Текст]: словарь/ Сост. Виноградова Н.А. и
др. –М.: Айрис-пресс, 2005. - 400с.
4. Здоровый малыш: Программа оздоровления детей в ДОУ [Текст]: пособие для
воспитателей / Под ред. З.И. Бересневой. –М.:ТЦ Сфера, 2008.- 32с.
5. Картушина

М.Ю.

Зеленый

огонек

здоровья:

Программа

оздоровления

дошкольников[Текст]: программа развития /М.Ю. Картушина. –М.:ТЦ Сфера, 2007.- 208с.
6. Кузнецова М.Н. Оздоровление детей в детском саду. Система мероприятий [Текст]:
учебное пособие для воспитателей/ М.Н. Кузнецова. –М.: Айрис-пресс, 2008.-96
7. Лагутин Л.Б. Физическое воспитание ребенка в дошкольном учреждении[Текст]/Л.Б.
Лагутин// Теория и практика физической культуры.-1994.-№7.-С.8-11.
8. Осокина Т.И. Физическая культура в детском саду[Текст]: учебное пособие/ Т.И. Осокина.
М.: Просвещение, - 1986.- 304с.
9. Овчинникова

Т.С.,

Потапчук

А.А.

Двигательный

игротренинг

для

дошкольников[Текст]:учебное пособие/ Т.С. Овчинникова. – СПб.:Речь, - 2009.-176с.
10. Система физического воспитания в ДОУ: планирование, информационно - методические
материалы, разработки занятий и упражнений, спортивные игры[Текст]: учебное пособие
/Сост. О.М. Литвинова.- Волгоград: Учитель, 2007. - 238с.
11. Спутник

руководителя физического воспитания дошкольного учреждения[Текст]:

методическое

пособие

для

руководителей

физического

воспитания

дошкольных

учреждений/Под ред. С.О.Филипповой. -СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с.
12. Формы оздоровления детей 4-7 лет [Текст] : учебное пособие для воспитателей / Сост. Е.
И. Подольская – Волгоград: Учитель, 2009.

22

Приложения

Примерный комплекс упражнений с фитболами

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».