Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»
г. Ухта
ПРИНЯТО
Решением Педагогического совета
протокол № 3 от 14.02.2019

УТВЕРЖДЕНО
Приказом № 01-10/23 от 14.02.2019

ПОЛОЖЕНИЕ О НОРМАХ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ
ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ
1. Общие положения
1.1. Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников (далее Положение), разработано для МДОУ «Д/с № 66» (далее – ДОУ) на основании:
- Конституции Российской Федерации;
- Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации»;
- Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О
мероприятиях по реализации государственной социальной политики»;
- Устава ДОУ.
1.2.
Педагогическому работнику рекомендуется соблюдать Положение в своей
деятельности.
1.3.
Целями положения являются:
- установление этических норм и правил поведения педагогических работников для
выполнения ими своей профессиональной деятельности;
- содействие укреплению авторитета педагогических работников ДОУ;
- обеспечение единых норм поведения педагогических работников.
1.4. Положение служит основой для формирования взаимоотношений, основанных
на нормах морали, уважительном отношении к педагогической деятельности в
общественном сознании, самоконтроле работников.
1.6. Знание и соблюдение норм настоящего Положения является нравственным долгом
для каждого педагогического работника и обязательным критерием оценки качества его
профессиональной деятельности.
1.7. Педагогический работник, осуществляющий педагогическую деятельность или
поступающий на работу в ДОУ, вправе, изучив содержание настоящего Положения,
принять для себя его нормы или отказаться от педагогической деятельности в ДОУ.
1.8. Срок данного положения не ограничен. Действует до принятия нового.
2. Этические правила поведения педагогических работников при выполнении ими
трудовых обязанностей
2.1.
При выполнении трудовых обязанностей педагогическим работникам следует
исходить из конституционного положения о том, что человек, его права и свободы
являются высшей ценностью, и каждый гражданин имеет право на неприкосновенность
частной жизни, личную и семейную тайну, защиту чести, достоинства, своего доброго
имени.
1

2.2.
Педагогические работники, сознавая ответственность перед государством,
обществом и гражданами, призваны:
- осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне;
- соблюдать правовые, нравственные и этические нормы;
- уважать честь и достоинство воспитанников и других участников
образовательных отношений;
- развивать у воспитанников познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формировать гражданскую позицию,
способность к труду и жизни в условиях современного мира, формировать у
воспитанников культуру здорового и безопасного образа жизни;
- применять педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания;
- учитывать особенности психофизического развития воспитанников и состояние
их здоровья, соблюдать специальные условия, необходимые для получения
образования
лицами
с
ограниченными
возможностями
здоровья,
взаимодействовать при необходимости с медицинскими организациями;
- исключать действия, связанные с влиянием каких-либо личных,
имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих
добросовестному исполнению трудовых обязанностей;
- проявлять корректность и внимательность к воспитанникам, их родителям
(законным представителям) и коллегам;
- проявлять терпимость и уважение к обычаям и традициям народов России и
других государств, учитывать культурные и иные особенности различных
этнических,
социальных
групп
и
конфессий,
способствовать
межнациональному и межконфессиональному согласию воспитанников;
- воздерживаться от поведения, которое могло бы вызвать сомнение в
добросовестном исполнении работником трудовых обязанностей, а также
избегать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или
авторитету ДОУ.
2.3.
Педагогическим работникам следует быть образцом профессионализма,
безупречной репутации, способствовать формированию благоприятного моральнопсихологического климата для эффективной работы.
2.4.
Педагогическим работникам надлежит принимать меры по недопущению
коррупционно опасного поведения, своим личным поведением подавать пример
честности, беспристрастности и справедливости.
2.5.
При выполнении трудовых обязанностей работник не допускает:
- любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по
признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства,
социального, имущественного или семейного положения, политических или
религиозных предпочтений;
- грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых
замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;
- угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих
нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение.
2.6.
Педагогическим работникам следует проявлять корректность, выдержку, такт и
внимательность в обращении с участниками образовательных отношений, уважать их
честь и достоинство, быть доступным для общения, открытым и доброжелательным.
2

2.7.
Педагогическим работникам рекомендуется соблюдать культуру речи, не
допускать использования в присутствии всех участников образовательных отношений
грубости, оскорбительных выражений или реплик.
2.8.
Внешний вид педагогического работника при выполнении им трудовых
обязанностей должен способствовать уважительному отношению к ДОУ,
соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность,
сдержанность, аккуратность.
3. Обязанности педагогического работника перед воспитанниками
3.1. Педагогический работник ДОУ в процессе взаимодействия с воспитанниками:
- уважает честь и достоинство воспитанников, инициирует чувство достоинства в
ребенке, признает значимость его личности, занимает позицию «равноправные
участники общения»;
- признает уникальность, индивидуальность и определённые личные потребности
каждого;
- развивает у воспитанников познавательную активность, самостоятельность,
инициативу, творческие способности, формирует гражданскую позицию
способность к труду и жизни в условиях современного мира, культуру здорового
и безопасного образа жизни;
- применяет педагогически обоснованные и обеспечивающие высокое качество
образования формы, методы обучения и воспитания; выбирает такие методы
работы, которые поощряют в воспитанниках развитие самостоятельности,
инициативности, ответственности, самоконтроля, самовоспитания, желания
сотрудничать и помогать другим;
- учитывает особенности психофизического развития воспитанников и состояние
их здоровья, соблюдает специальные условия, необходимые для получения
образования лицами с ограниченными возможностями здоровья, взаимодействует
при необходимости с медицинскими организациями;
- при оценке поведения и достижений воспитанников стремится укреплять их
самоуважение и веру в свои силы, показывает возможности совершенствования,
повышает мотивацию обучения;
- проявляет толерантность;
- защищает интересы и благосостояние воспитанников и прилагает все усилия для
того, чтобы защитить их от физического и (или) психологического насилия;
- осуществляет должную заботу и обеспечивает конфиденциальность во всех делах,
затрагивающих их интересы;
- прививает им ценности, созвучные международным стандартам прав человека;
- стремится стать для них положительным примером.
3.2. В процессе взаимодействия с воспитанниками педагогические работники ДОУ
обязаны воздерживаться от:
- навязывания воспитанникам своих взглядов, убеждений и предпочтений;
- оценки личности воспитанников и личности их родителей (законных
представителей);
- предвзятой и необъективной оценки их деятельности и поступков;
- предвзятой и необъективной оценки действий родителей (законных
представителей) воспитанников;
- употребления алкогольных напитков накануне и во время исполнения
должностных обязанностей;
3

-

курения в помещениях и на территории ДОУ.

4. Обязанности педагогического работника перед родителями (законными
представителями) воспитанников
4.1. Педагогический работник ДОУ в процессе взаимодействия с родителями
(законными представителями) воспитанников должен:
- уважать честь и достоинство родителей (законных представителей);
- начинать общение с приветствия;
- проявлять внимательность, тактичность, доброжелательность, желание помочь;
- выслушивать объяснения или вопросы внимательно, не перебивая говорящего,
проявляя доброжелательность и уважение к собеседнику;
- относиться почтительно к людям преклонного возраста, ветеранам, инвалидам,
оказывать им необходимую помощь;
- высказываться в корректной и убедительной форме, если потребуется, спокойно,
без раздражения, повторить и разъяснить смысл сказанного;
- выслушать обращение и уяснить суть изложенной проблемы, при необходимости
в корректной форме задать уточняющие вопросы;
- разъяснить при необходимости требования действующего законодательства и
локальных актов по обсуждаемому вопросу;
- принять решение по существу обращения (при недостатке полномочий сообщить
координаты полномочного лица).
4.2. В процессе взаимодействия с родителями (законными представителями)
воспитанников педагогический работник ДОУ не должен:
- перебивать их в грубой форме;
- проявлять раздражение и недовольство по отношению к ним;
- разговаривать по телефону, игнорируя их присутствие;
- разглашать высказанное воспитанниками мнение о своих родителях (законных
представителях);
- переносить своё отношение к законным представителям воспитанников на оценку
личности и достижений их детей.
4.3. Педагогический работник ДОУ должен прилагать все усилия, чтобы поощрить
родителей (законных представителей) воспитанников активно участвовать в воспитании
их ребёнка и поддерживать тем самым процесс воспитания и обучения, гарантируя
выбор самой оптимальной и подходящей для их ребёнка формы работы.
4.4. Рекомендуется не принимать на свой счёт обидных и несправедливых замечаний,
неуместных острот, насмешек, не допускать втягивания в конфликтную ситуацию или
скандал.
4.5. В случае конфликтного поведения со стороны законного представителя
воспитанника необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное
напряжение, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.
5. Обязанности педагогического работника перед коллегами
5.1. Педагогический работник в процессе взаимодействия с коллегами:
- поддерживает атмосферу коллегиальности, уважая их профессиональные мнения
и убеждения; готов предложить совет и помощь коллегам, находящимся в начале
своего профессионального пути;
- поддерживает и продвигает их интересы;
4

помогают друг другу в процессе взаимного оценивания, предусмотренного
действующим законодательством и локальными актами ДОУ.
5.2. В процессе взаимодействия с коллегами педагогический работник ДОУ обязан
воздерживаться от:
- пренебрежительных отзывов о работе других педагогических работников или
проведения необоснованного сравнения их работы со своей;
- предвзятого и необъективного отношения к коллегам;
- обсуждения их недостатков и личной жизни;
- критики правильности действий и поведения своих коллег в присутствии
воспитанников, родителей (законных представителей), а также в социальных
сетях.
-

6. Обязанности администрации ДОУ перед педагогическими работниками
6.1. Представители администрации ДОУ должны быть для других педагогических
работников образцом профессионализма и безупречной репутации, способствовать
формированию в ДОУ благоприятного для эффективной работы моральнопсихологического климата.
6.2. Делать всё возможное для полного раскрытия способностей и умений каждого
педагогического работника.
6.3. Ограждать педагогических работников от излишнего или неоправданного
вмешательства со стороны родителей (законных представителей) воспитанников в
вопросы, которые по своему характеру входят в круг их профессиональных
обязанностей.
6.4. Представителям администрации следует:
- быть примером неукоснительного соблюдения принципов и норм настоящего
Положения;
- помогать педагогическим работникам, оказывать морально-психологическую
помощь и поддержку, вникать в запросы и нужды;
- регулировать взаимоотношения в коллективе на основе принципов и норм
профессиональной этики;
- пресекать интриги, слухи, сплетни, проявления нечестности, подлости, лицемерия
в коллективе;
- обеспечивать рассмотрение без промедления фактов нарушения норм
профессиональной этики и принятие по ним объективных решений;
- способствовать максимальной открытости и прозрачности деятельности ДОУ с
тем, чтобы не допустить возникновения ситуаций, когда из-за недостатка
необходимой информации в обществе или у отдельных граждан появляются
сомнения в законности действий педагогических работников.
6.5. Представитель администрации не имеет морального права:
- перекладывать свою ответственность на подчинённых;
- использовать служебное положение в личных интересах;
- проявлять формализм, чванство, высокомерие, грубость;
- обсуждать с подчинёнными действия вышестоящих руководителей.
7. Ответственность за нарушение настоящего Положения
7.1. Нарушение работником настоящего Положения рассматривается на заседаниях
коллегиальных органов управления, предусмотренных уставом ДОУ и (или) Комиссии
по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
5

7.2. Соблюдение педагогическим работником положений Кодекса может учитываться
при проведении аттестации работников на соответствие занимаемой должности, при
применении дисциплинарных взысканий в случае совершения работником,
выполняющим воспитательные функции, аморального проступка, несовместимого с
продолжением данной работы, а также при поощрении работников, добросовестно
исполняющих трудовые обязанности.

6

Powered by TCPDF (www.tcpdf.org)


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».