Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с №66» УТВЕРЖДЕНО приказом № 01-10/173 от 03.12.2021г. ИНСТРУКЦИЯ №3 по охране жизни и здоровья детей во время трудовой деятельности 1.Общие требования к условиям организации трудовой деятельности 1.1. Любая деятельность детей, и особенно труд, связанный с использованием инструментов, может осуществляться лишь под непосредственным контролем и наблюдением взрослого. 1.2. В группах и на участке детского сада должны быть созданы условия, обеспечивающие охрану жизни и здоровья ребенка: 1.3. Все шкафы и полки должны быть надежно закреплены; всевозможное оборудование, пособия, предметы должны устанавливаться и размещаться с учетом их полной безопасности и устойчивости, исключающей падения; 1.4. Инвентарь, используемый в самостоятельной трудовой деятельности детей, необходимо располагать на полках и шкафах, высота которых не превышает уровня груди ребенка; 1.5. Размещение аквариумов, животных, птиц в помещениях групповых не допускается. 1.6. Помещения, в которых организуется трудовая деятельность детей, должны быть чистыми, светлыми, хорошо проветренными. 1.7. Запрещается перенос детьми тяжестей весом более 2-2,5 кг (для ребенка старшего дошкольного возраста). 1.8. При выполнении поручений, связанных с обязанностями дежурных по столовой и уголку природы, дети могут посещать пищеблок лишь в сопровождении взрослого; при этом категорически запрещается перенос детьми горячей пищи, воды и горячих предметов. 1.9. Организация трудовой деятельности допускается лишь под руководством и в присутствии взрослого. 1.10. Категорически запрещается привлекать детей к труду, представляющему опасность инфицирования (уборка санузлов, сбор общего грязного белья и пр.). 1.11. Нельзя привлекать детей к разведению костров, сжиганию сухих листьев и мусора. 2. Требования к оборудованию и материалам 2.1. Столы, стулья, верстаки, прочая мебель и оборудование, которыми пользуются дети, должны по своим размерам соответствовать их ростовым показателям. 2.2.В пользование детям даются исправные и безопасные в работе инструменты и предметы сельскохозяйственного инвентаря с хорошо закрепленными рукоятками. При этом ножницы должны быть с тупыми концами, молоток - с закругленной ударной частью. 2.3. Запрещается использование детьми оборудования и инструментов, предназначенных для взрослых. 2.4. Все колющие и режущие инструменты должны храниться в закрытых местах и использоваться детьми лишь с ведома и под контролем взрослого. Швейные иглы хранятся в шкатулках - игольницах, всегда с нитками; их количество систематически проверяется воспитателем. 2.5. Отбирая для детских поделок природный и прочий материал, воспитатель всегда должен помнить о его безопасности: не брать очень острых сучков, режущей травы, ядовитых ягод, грибов и растений, твердой проволоки, битого стекла, спичек с не удаленной серной головкой. 2.6. Из отходов промышленного производства в работе с детьми используются лишь те материалы и красители, которые по заключению гигиенистов не представляют опасности для здоровья детей. 2.7. Воспитатель должен тщательно продумывать целесообразность предлагаемой детям работы, а также необходимость изготовления тех или иных поделок, не допускать большого скопления детских работ. 2.8. Все оборудование, инструменты и материалы должны быть аккуратно, удобно и рационально размещены, содержаться в чистом виде и исправном состоянии в закрытых емкостях. 3. Требования к методике руководства трудовой деятельностью детей 3.1. Обучая детей различным навыкам и приемам работы, владению инструментами, воспитатель должен обеспечить четкий и грамотный их показ. 3.2. Прежде чем объединять детей для выполнения групповой или коллективной работы, воспитатель должен быть уверен в том, что каждый ребенок в достаточной степени овладел необходимыми навыками. 3.3. Во время работы с инструментом число детей, работающих одновременно, не должно превышать 4-5 человек. До начало работы и на всем ее протяжении воспитатель следит за тем, чтобы между работающими детьми сохранялось расстояние не менее 1 м. 3.4. При организации трудовой деятельности, требующей значительной затраты сил (перекопка земли, перенос песка, полив огорода и цветника и т.д.), воспитатель должен внимательно следить за состоянием детей, не допуская их переутомления, перегрева и охлаждения. В случае проявления у ребенка учащенного дыхания, покраснения кожи лица и других внешних признаков предложить ему отдохнуть, переключить на спокойную деятельность. 3.5. Продолжительность трудового процесса необходимо четко регламентировать, особенно при выполнении однообразной, монотонной работы: время, отводимое на нее, не должно превышать 30 мин. При этом через каждые 7-10 мин необходимо производить смену детей или устраивать перерывы. 3.6. В жаркие солнечные дни труд в огороде и цветнике организуется в утренние часы, до завтрака, и в часы вечерней прогулки. 3.7. Воспитатель осуществляет постоянный контроль над сохранением правильной осанки и позы детей в процессе работы. 3.8. Воспитатель приучает детей работать внимательно, сосредоточенно. Не отвлекаясь и не размахивая инструментом. 3.9. Все колющие, режущие инструменты выдавать и принимать от детей строго по счету. 3.10. Воспитатель в обязательном порядке знакомит детей с правилами поведения в процессе трудовой деятельности и систематически контролирует их выполнение. 4. Правила поведения детей в процессе трудовой деятельности 4.1. Воспитатель создает необходимые условия для трудовой деятельности детей, осуществляет обучение их навыкам работы с различными материалами и инструментами, обеспечивает освоение и выполнение детьми правил поведения в процессе трудовой деятельности. 4.2. Дети должны знать и строго выполнять следующие требования: Выполнять порученную работу только в местах, отведенных для данного вида труда. Прежде чем приступить к работе, следует надеть фартук и другую специальную одежду, засучить рукава и вымыть руки, если это необходимо, подобрать волосы, во время дежурства по столовой надеть головной убор. В соответствии с полученным заданием подготовить свое рабочее место; аккуратно, удобно и красиво расположить нужные материалы и инструменты, убедиться в их исправности. В процессе труда постоянно поддерживать порядок на своем рабочем месте, не допуская его захламленности. Использовать оборудование и инструменты только по их прямому назначению, применяя правила и приемы, показанные воспитателем. Инструменты, необходимые для самостоятельной деятельности, можно брать только с разрешения воспитателя. Работать внимательно, не отвлекаясь, не ходить с инструментами в руках и не мешать другим детям. Отрезать нитку только ножницами. Пользоваться ножницами воспитателя; разрешается детям только под руководством Ножницы для самостоятельной работы воспитанников должны быть с закругленными концами; В пользование детям даются исправные и безопасные предметы с хорошо закрепленными рукоятками. По окончании работы проверить состояние оборудования и инвентаря, очистить его, уложить и убрать. Рабочее место привести в порядок с помощью влажной тряпки, не сдувая мусор ртом и не смахивая его руками. Затем вымыть руки с мылом, снять и убрать рабочую одежду. В случае даже незначительного ранения, ушиба, ссадин немедленно обратиться к воспитателю.