Рабочая программа инструктора по физической культуре в группах компенсирующей направленности

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
Решением
Педагогического совета
протокол № 1
от «31» августа 2022 г.

УТВЕРЖДЕНА:
Приказом № 01-10/113
«31»августа 2022 г.

Рабочая программа физического развития детей
в группах компенсирующей направленности для
детей с тяжелыми нарушениями речи (общим
недоразвитием речи)
старший дошкольный возраст с 5 до 7 лет
срок реализации 2 года

Моисеева Наталья Вячеславовна
инструктор по физической культуре

г. Ухта 2022

СОДЕРЖАНИЕ
1. Целевой раздел
1.1. Пояснительная записка
1.2. Цели и задачи реализации Программы
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы
1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
1.5. Планируемые результаты освоения Программы
2. Содержательный раздел
2.1.Описание модели организации физкультурно – оздоровительной работы
2.2. Описание содержания физкультурно – оздоровительной

работы

2.3. Методы, приемы и способы поддержки детской инициативы детей старшего
дошкольного возраста.
2.4. Взаимодействие с семьями воспитанников.
3. Организационный раздел
3.1. Циклограмма деятельности инструктора по физической культуре
3.2. Организация развивающей предметно – пространственной среды
3.3. Перспективный план физкультурной работы на учебный год
3.4. Учебно - методическое обеспечение Программы

Пояснительная записка
Рабочая программа физического развития детей в группах компенсирующей
направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) 5 7 лет разработана в соответствии с адаптированной основной образовательной
программой МДОУ «Детский сад № 66 комбинированного вида» (принята решением
педагогического совета, протокол №1 от 28 августа 2015г и утверждена приказом № 0110/96 от 27 августа 2015года).
Программа
разработана
в соответствии
с федеральным
государственным
образовательным стандартом дошкольного образования, с учетом примерной основной
образовательной программой «Детство» и адаптированной программой коррекционноразвивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с тяжелыми
нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет, автор Нищева Н.В.
1.2 Цель и задачи реализации Программы
Цель Программы: создание оптимальных условий для всестороннего полноценного
развития двигательных и психофизических способностей, укрепление здоровья детей
дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи путем повышения физиологической
активности органов и систем детского организма, коррекция речедвигательных
нарушений.
Задачи Программы:
 способствовать общему развитию детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с
тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи);
 создать благоприятные условия для физического развития детей и двигательной
активности в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и
особых образовательных потребностей, социальной адаптации;
 обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как
субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
 способствовать
объединению
обучения
и
воспитания
в
целостный
образовательный процесс.
 обеспечить развитие речевого дыхания, фонематического слуха, выразительных
движений, мелкой и общей моторики, ориентировки в пространстве.
1.3. Принципы и подходы к формированию Программы.
Программа построена на принципе гуманно-личностного отношения к ребенку и
позволяет обеспечить развивающее обучение дошкольников, формирование базовых
основ культуры личности детей, всестороннее развитие интеллектуально-волевых качеств,
дает возможность сформировать у детей все психические процессы.
Основные принципы Программы:
 принцип онтогенетический учитывает закономерности развития детской речи в
норме;
 принцип индивидуализации предполагает ориентацию на три вида
индивидуализации:
личностную,
субъектную,
индивидную.
Личностная
индивидуализация требует учитывать в процессе занятий такие свойства личности,
как сфера желаний и интересов, эмоционально-чувственная сфера, статус в

коллективе. Субъектная индивидуализация принимает во внимание свойства
ребенка как субъекта деятельности. В основе индивидной индивидуализации лежит
учет уровня психического развития ребенка;
 принцип доступности определяет необходимость отбора материала в
соответствии с возрастом, зоной актуального развития ребенка, программными
задачами;
 принципы интеграции усилий специалистов;
 принцип конкретности и доступности учебного материала, соответствия
требований, методов, приемов и условия образования индивидуальным и
возрастным особенностям детей;
 принцип систематичности и последовательности реализуется в логическом
построении процесса обучения от простого к сложному, от известного к
неизвестному;
Так же основе реализации рабочей программы лежит культурно-исторический,
личностно-ориентированный и системно-деятельностный подходы к развитию ребенка.
Сущность культурно – исторического подхода рассматривает социальную среду
не как один из факторов, а как главный источник развития личности.
Сущность личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми
дошкольного возраста - умение выстраивать партнерское общение в совместной
деятельности
Сущность системно - деятельностного подхода рассматривается как организация
образовательного процесса, в котором главное место отводится активной и
разносторонней, познавательной деятельности ребенка.
Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в
ФГОС ДО:
 обогащение (амплификация) детского развития;
 построение образовательной деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в
выборе содержания своего образования, становится субъектом образования;
 содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных отношений;
 поддержка инициативы детей в различных видах деятельности и формирования
познавательных интересов каждого ребенка;
 сотрудничество с семьями;
 приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и
государства;
 учет этнокультурной ситуации развития детей посредством введения в
коррекционно – развивающий процесс национально – регионального компонента.

1.4. Значимые для разработки и реализации Программы характеристики
В Учреждении функционируют две группы компенсирующей направленности: старшая
группа для детей с 5 до 6 лет, подготовительная группа для детей 6-7 лет.

Общее недоразвитие речи (ОНР) рассматривается как системное нарушение речевой
деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено
формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой
сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
В настоящее время выделяют четыре уровня речевого развития, отражающие
состояние всех компонентов языковой системы у детей с ОНР. Группы Учреждения
посещают дети с общим недоразвитием речи II-III уровня.
Второй уровень речевого развития ребенка характеризуется наличием активного
словарного запаса. Возможно использование местоимений, союзов и иногда простых
предлогов. В самостоятельных высказываниях ребенка уже есть простые
нераспространенные предложения. При этом отмечаются грубые ошибки в употреблении
грамматических
конструкций,
отсутствует
согласование
прилагательных
с
существительными, отмечается смешение падежных форм и т. д. Понимание обращенной
речи значительно развивается, хотя пассивный словарный запас ограничен, не
сформирован предметный и глагольный словарь, связанный с трудовыми действиями
взрослых, растительным и животным миром. Отмечается незнание не только оттенков
цветов, но и основных цветов. Типичны грубые нарушения слоговой структуры и
звуконаполняемости слов. У детей выявляется недостаточность фонетической стороны
речи (большое количество несформированных звуков).
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой
речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонема-тического недоразвития.
Отмечаются попытки употребления даже предложений сложных конструкций. Лексика
ребенка включает все части речи. При этом может наблюдаться неточное употребление
лексических значений слов. Появляются первые навыки словообразования. Ребенок
образует существительные и прилагательные с уменьшительными суффиксами, глаголы
движения с приставками. Отмечаются трудности при образовании прилагательных от
существительных. По-прежнему отмечаются множественные аграмматизмы. Ребенок
может неправильно употреблять предлоги, допускает ошибки в согласовании
прилагательных
и
числительных
с
существительными.
Характерно
недифференцированное произношение звуков, причем замены могут быть нестойкими.
Недостатки произношения могут выражаться в искажении, замене или смешении звуков.
Более устойчивым становится произношение слов сложной слоговой структуры. Ребенок
может повторять трех- и четырехсложные слова вслед за взрослым, но искажает их в
речевом потоке. Понимание речи приближается к норме, хотя отмечается недостаточное
понимание значений слов, выраженных приставками и суффиксами.
Несмотря на различную природу дефектов, у детей с
ОНР наблюдается
соматическая ослабленность им присуще отставание в развитии двигательной сферы,
которая характеризуется плохой координацией движений, неуверенность в выполнении
дозированных движений, снижением скорости и ловкости выполнения. Наибольшие
трудности выявляются при выполнении движений по словесной инструкции. Дети с ОНР
отстают от нормально развивающихся сверстников в воспроизведении двигательного
задания по пространственно – временным параметрам, нарушают последовательность
элементов действия, опускают его составные части. Отмечаются недостаточная

координация пальцев, кисти рук, недоразвитие мелкой моторики. Обнаруживается
замедленность, застревание на одной позе. Также у детей с ОНР наблюдаются отставание
психомоторного развития по различным параметрам.
1.5 Планируемые результаты освоения Программы
Ребенок:
выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции взрослых;
выполняет согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные
движения;
выполняет разные виды бега;
сохраняет заданный темп (быстрый, средний, медленный) во время ходьбы;
осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе
спортивных упражнений;
знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;
- владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании,
двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек и др.)

2. Содержательный раздел

2.1. Описание модели организации физкультурно – оздоровительной работы.
Основой планирования физкультурно – оздоровительной
работы является
комплексно-тематический подход, обеспечивающий концентрированное изучение
материала: ежедневное многократное повторение, что позволяет организовать успешное
накопление и актуализацию словаря дошкольниками с ОНР, согласуется с задачами
всестороннего развития детей, отражает преемственность в организации коррекционноразвивающей работы, обеспечивает интеграцию усилий всех специалистов, которые
работают на протяжении недели или двух недель в рамках общей лексической темы.
Лексические темы:

март

февраль

январь

декабрь

ноябрь

октябрь

сентябрь

Старшая группа
День знаний 1 сентября

Подготовительная группа
День знаний 1 сентября

педагогическая диагностика
педагогическая диагностика

Осень
Деревья осенью.
Осень
Овощи. Труд взрослых на полях и
огородах.
Овощи
Фрукты
Фрукты
Насекомые.
Сад-огород
Перелетные птицы
Лес. Грибы, ягоды, деревья.
Грибы и ягоды.
Перелетные птицы
Домашние животные и их детеныши.
Одежда
Дикие животные и их детеныши.
Мой город. Моя республика.
Мой город. Моя республика.
Обувь, одежда, головные уборы.
Осенняя одежда, обувь, головные уборы.
День матери.
День матери
Ателье
Зима. Зимние месяцы
Зима. Зимние забавы.
Зима. Дикие животные зимой
Мебель. Части мебели. Огонь и Мебель. Огонь и дети
дети.
Семья
Посуда
Новогодний праздник. Каникулы
Новый год у ворот. Каникулы
Каникулы здоровья
Каникулы здоровья
Зимующие птицы
Животные жарких стран.
Дикие животные зимой
Безопасное поведение.
Почта
Транспорт
Комнатные растения.

Семья
Безопасное поведение.
Инструменты.
Морские,
речные
и
обитатели.
Транспорт.

Наша армия

День защитника Отечества

Весна. День рождения весны.
Праздник 8 Марта.
Профессии
Наша пища

Весна.
Мамин праздник.
Перелетные птицы весной.
Растения и животные весной.

аквариумные

апрель
май

«Откуда хлеб пришел?»
Наша страна.
День здоровья «Я здоровье берегу».
День здоровья «Я здоровье берегу».
Посуда
Профессии
Путешествие в космос.
Путешествие в космос.
Мой дом.
Наш дом. День земли.
Домашние животные и их детёныши Сад-огород-лес
Наша страна. Мой родной край. Человек. День победы.
День победы.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ
ДИАГНОСТИКА,
ПСИХОЛОГО
МЕДИКО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОМИССИЯ
Человек
Домашние животные.
Насекомые
Школа. Школьные принадлежности.
Лето.
Путешествие
по Лето. Путешествие по экологической
экологической тропе.
тропе.
Модель двигательной активности детей старшего дошкольного возраста
Виды и форма двигательной
активности.

Продолжительнос
ть, мин.

Особенности
организации

Непосредственно образовательная
деятельность «Физическое
развитие» (спортивный зал)
Непосредственно образовательная
деятельность «Физическое
развитие» (улица)

не более
25(30)

2 раза в неделю
В теплое время года проводятся на улице

25(30)

1 раз в неделю. В
дождливые, ветреные и морозные дни
при температуре воздуха до
-15 градусов в безветренную погоду НОД
проводят в зале.
Ежедневно в группах, в спортивном зале,
музыкальном зале. В теплое время года
на улице.
Ежедневно.

Утренняя гимнастика
Двигательные разминки
НОД.
Физкультурные минутки

8-10
(10-12)
между

5-7
3

Подвижные игры и физические
упражнения на прогулке.
Подвижные игры и физические
упражнения в группе
Индивидуальная работа с детьми
по освоению основных видов
движения
Оздоровительный бег

10-15

Гимнастика после дневного сна,
дыхательная
гимнастика,
самомассаж.
Коррегирующие упражнения в
сочетании с йодно - солевым
закаливанием «Дорожка здоровья»

6-9

10-15
8-10

3-7

4-6

Ежедневно по мере необходимости в
зависимости от вида и содержания
образовательной деятельности.
Организуется воспитателем ежедневно,
во время прогулок.
Ежедневно утором и вечером по 1-2
подвижной игры.
Ежедневно во время утренней и вечерней
прогулки.
1 раз в неделю, подгруппами по 5-7
человек, во время утренней прогулки.
самомассаж,
дыхательная гимнастика
Ежедневно после дневного сна до 4-6
кругов.

Кинезиологические упражнения

10

Дни здоровья,
каникулы здоровья.

Физкультурные
досуги,
развлечения
Физкультурно – оздоровительные
праздники
Самостоятельная
двигательная
деятельность

30-40

Физкультурные занятия детей
совместно с родителями.
Участие
родителей
в
физкультурно- оздоровительных
мероприятиях ДОУ

25

30-40

25

ежедневно утром, без пропусков, в
доброжелательной обстановке.
От детей требуется точное выполнение
движений и приёмов.
Упражнения проводятся стоя или сидя.
Дни здоровья- 1 раз в квартал последняя
неделя.
Каникулы - 2 раза в год (последняя
неделя декабря, вторая неделя января,
июнь – август). Двигательный режим
насыщается
спортивными
играми,
соревнованиями, прогулками и т.д.
Продолжительность
зависит
от
индивидуальных особенностей детей,
состояния здоровья.
1-2 раза в месяц совместно со
сверстниками
2 раза в год.
Ежедневно (в группе и на прогулке) под
руководством
воспитателя.
Продолжительность
зависит
от
индивидуальных особенностей детей,
состояния здоровья.
Дни открытых дверей. По желанию
родителей, педагогов, детей.
При проведении физкультурных досугов,
развлечений, праздников.

Двигательная активность детей на прогулках

ИР

ДА

Понедельник

П/и с
прыжками
Метание в
даль, в цель

Вторник

Среда

Четверг

Пятница

Двигательная активность детей на дневной прогулке
Игры –
П/и с мячом
Спортивные
Игры- забавы
эстафеты
игры, п/и с
п/и с бегом
лазанием
Отбивание
мяча

Прыжки через
скакалку

Прыжки в
длину, высоту

Ползание,
лазание

ИР

ДА

Двигательная активность детей на вечерней прогулке.
П/и с бегом
П/и с
П/и с лазанием,
П/и с метанием Игры на
прыжками
ползанием
развитие
внимания
Лазание
Метание вдаль, Отбивание мяча Прыжки через Развитие
в цель
скакалку,в
равновесия
длину, высоту
* ДА -Двигательная активность, ИР- Индивидуальная работа

Результативность физкультурно - оздоровительной
работы в группах
компенсирующей направленности отслеживается через проведение педагогической
диагностики два раза в год (сентябрь, май) с внесением последующих корректив в
содержание всего коррекционно-образовательного процесса.
Инструктор по физической культуре
детей (приложение).

заполняет карты индивидуального развития

2.2 Описание содержания физкультурно – оздоровительной работы
Основной формой работы в группе компенсирующей направленности является игровая
деятельность — основная форма деятельности дошкольников. Все индивидуальные,
подгрупповые, групповые, интегрированные занятия насыщены разнообразными играми и
развивающими игровыми упражнениями и ни в коей мере не дублируют школьных форм
обучения.
Продолжительность НОД в старшей группе компенсирующей направленности – не
более 25 минут, в подготовительной группе – не более 30 минут.
Максимально допустимый объем образовательной нагрузки в первой половине дня в
старшей и подготовительной - 45 минут и 1,5 часа соответственно. В середине времени,
отведенного на непрерывную образовательную деятельность, проводятся физкультурные
минутки. Перерывы между периодами непрерывной образовательной деятельности - не
менее 10 минут.
ОО «Физическое
развитие»
включает непосредственную образовательную
деятельность «Физическое развитие» и организуется в группах компенсирующей
направленности 3 раза в неделю (2 НОД в спортивном зале, 1 – на улице), а так же
реализуется через все виды детской деятельности, в совместной деятельности взрослых и
детей, самостоятельной деятельности, в режимных моментах.
Содержание физкультурно – оздоровительной работы в старшей группе
компенсирующей направленности.

1. Основные движения:
- Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы на носках, на пятках, на наружных
сторонах стоп, с высоким подниманием колена, в полуприседе, перекатом с пятки на
носках, мелким и широким шагом, приставным шагом в лево и вправо, в колоне по
одному, по два, по три с выполнением заданий педагога, имитационными движениями.
Совершенствовать навыки бега на носках, с высоким подниманием колена, в колоне по
одному, по двое, «змейкой», врассыпную, с преодолением препятствий, по наклонной
доске вверх и вниз на носках. Совершенствовать навыки ходьбы в чередовании с бегом,
бега с различной скоростью, челночный бег.
- Упражнения в равновесии. Учить ходить по линии с мешочком с песком на ладони
вытянутой руки; по шнуру с мешочком с песком на ладони вытянутой руки; в прямом
направлении с мешочком на голове; по доске до конца, повернуть и идти назад. Учить
расходиться вдвоем по лежащей на полу доске; вбегать и сбегать по наклонной доске.
Учить ходить по гимнастической скамейке до конца, затем спускаться с нее; ходить по
скамейке гимнастическим шагом, ставя ногу с носка на пятку, руки в стороны,

перешагивая через предметы. Формировать умение перешагивать рейки одну за другой
приподнятые на высоту 20 см. Учить ходить по ребристой доске наступая носками на
рейки. Обучать перешагивать одного за другим 5 – 6 кубиков, набивных мячей. Учится
после бега по сигналу вставать на скамейку, удерживая равновесие. Совершенствовать
умение кружится на месте в одну и обратную сторону. Учится стоять на носках, руки
вверх. Формировать умение стоять на одной ноге, руки вверх, вторая нога поднята
коленном вперед; стоять на одной ноге – вторая в сторону, руки вверх.
- Ползание и лазание. Совершенствовать умение ползать на четвереньках с опорой на
ладони и колени; « змейкой» между предметами, толкая перед собой головой мяч; по
гимнастической скамейке на животе, на коленях; по гимнастической скамейке с опорой
на колени и предплечье на четвереньках по гимнастической скамейке назад. Обучать
ползанию и сползанию по наклонной доске; пролезанию в обруч, переползание через
скамейку, бревно; лазанию с одного пролета гимнастической стенки на другой,
поднимаясь по диагонали, спускаясь в низ по одному пролету; пролезанию между
рейками гимнастической лестницы поставленной на бок.
- Прыжки. Совершенствовать умение выполнять прыжки на двух ногах на месте, с
продвижение вперед. Обучать прыжкам разными способами : ноги скрестно – ноги врозь,
одна нога вперед другая назад; перепрыгивание с ноги на ногу на месте , с продвижением
вперед. Учить перепрыгивать предметы с места высотой до 30 см.; перепрыгивать на двух
ногах последовательно 4- 5 предметов высотой 15-20 см; перепрыгивать на двух ногах
боком вправо и влево несколько предметов. Обучать впрыгиванию на мягкое покрытие
высотой 20 см. двумя ногами, спрыгиванию с высоты 30 см. на мат. Учить прыгать в
длину с места и с разбега; в высоту с разбега.
Учить прыгать через короткую скакалку вперед и назад на двух ногах, прыгать через
длинную скакалку; не подвижную, качающуюся, вращающуюся; с одной ноги на другую
вперед и назад, бегом и шагом.
- Катание, бросание, ловля, метание. Закреплять и совершенствовать навыки катания
предметов различными способами. Обучать прокатыванию предметов в различном
направлении на расстояние до 5 м, с помощью двух рук. Учить прокатывать мяч по
прямой, «змейкой», зигзагообразно с помощью палочек, дощечек разной длины и
ширины; прокатывать обручи индивидуально шагом и бегом. Совершенствовать умение
побрасывать мяч и ловить его двумя руками и с хлопками; бросать мяч о землю и ловить
его двумя руками. Формировать умение отбивать мяч об пол на месте (10-15 раз) с
продвижением шагом в перед (3 -5 м); перебрасывать мяч с одной руки в другую;
подбрасывать и ловить мяч одной рукой, перебрасывать мяч друг другу и ловить его из
разных исходных положений, разными способами в разных построениях. Учить бросать в
даль мешочки с песком и мячи, метать предметы в вертикальную и горизонтальную цель (
с 3 -5 метров).
- Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять физические
упражнения под музыку в форме несложных танцев, хороводов, по творческому заданию
педагога. Учить детей соотносить свои действия со сменой частей музыкального
произведения, с помощью выразительных движений передавать характер музыки. Учить
импровизировать под различные мелодии.
2. Строевые упражнения.
Совершенствовать строится в колонну по одному, парами, в круг, в одну шеренгу, в
несколько кругов, врассыпную. Закрепить умение перестраиваться из колонны по

одному в колонну по два, по три, в круг, несколько кругов, из одной шеренге в две.
Обучать детей расчету в колонне и шеренге по порядку, на первый - второй;
перестроению из колонны по одному в колону по два, по три во время ходьбы;
размыканию и смыканию с места, в различных построениях, построению в колонны на
вытянутые вперед руки, на одну вытянутую вперед руку, с определением дистанции на
глаз; размыканию в шеренге на вытянутые в стороны руки; выполнению поворотов
направо, налево, кругом на месте и в движение различным способами, равнению в
затылок в колонне.
3. Общеразвивающие упражнения.
- Движения для развития рук и плечевого пояса:
Учить разводить руки в стороны из положение рук пере грудью; поднимать руки вверх и
разводить их в стороны ладонями вверх из положения рук за головой; поднимать вверх
руки со сцепленными в «замок» пальцами; поднимать и опускать кисти; сжимать и
разжимать пальцы.
- Упражнения для развития и укрепления мышц спины:
Учить поднимать и опускать руки, стоя у стены; поднимать и опускать поочередно
прямые ноги, взявшись руками за рейку гимнастической стенки на уровне пояса;
наклонятся вперед и стараться коснутся ладонями пола; наклонятся в стороны не сгибая
колени; поворачиваться разводя руки в стороны; поочередно отводить ноги в стороны из
упора присев; подтягивать голову и ноги к груди, лежа; подтягиваться на гимнастической
скамейке.
- Упражнения для укрепления мышц брюшного пресса и ног:
Учить приседать, поднимая руки вверх, в стороны, за спину; выполнять выпады вперед, в
сторону, совершая движения руками, катать и захватывать предметы пальцами ног.
4 Спортивные упражнения.
Совершенствовать умение катать друг друга на санках, кататься с горки на санках,
выполнять повороты на спуске, скользить по ледяной дорожке с разбега.
Учить самостоятельно, кататься на двух колесном велосипеде по прямой и с выполнением
поворотов в право и влево.
5 Спортивные игры.
Формировать элементарные умения играть в спортивные игры: городки, баскетбол,
футбол, хоккей.
6. Игровые подражательные упражнения.
Способствовать развитию творческой двигательной деятельности, творческого мышления
и воображения, двигательной памяти, быстроты реакции, ориентировки в пространстве,
внимания, фантазии.
Рекомендуемые игры: « Мышка», « Цыпленок», « Медведь», « Аист», « Лошадка», «
Паучок», « Пингвин», « Разведчик», « Маугли», « Обезьянка».
7.Подвижные игры.
Формировать умение участвовать в играх – соревнованиях и играх – эстафетах, учить
самостоятельно организовывать подвижные игры.
Рекомендуемые игры:
Игры с бегом; « Пятнашки», « Лиса и заяц», « Два круга», « Мы веселые ребята», « Кот и
мыши» и др.
Игры с прыжками: « Прыжки по кочкам», « Цапля», « Скакалка», « Кот и воробей», «
Поймай лягушку».

Игры с мячом: « Стой!», « Догони мяч», « Попрыгунчики», « Мяч – соседу», «Лови не
лови» и др.
Игры с лазанием: « Пожарные на учение», « Медведи и пчелы», « Кто скорее добежит до
флажка».
Игры с обручем: « Бег сороконожек», « Догони обруч», « Прокати обруч», « Успей
встпть в обруч», « Мяч в обруч» и др.
Игры малой подвижности: « Кто летает?», « Съедобное не съедобное», « Найди и
промолчи», « Море волнуется».
Словесные игры: « И мы!», « Много друзей», « Закончи слово», « Дразнилки», « Цапли»,
« Назови правильно», « Повтори-ка», « Подражание», « Путаница», «Кого нет?»,
«Чепуха».
Зимние игры: « Снеговик», « Гонки снежных комов», «Снежки», « Два Мороза» и др.
Игровые поединки: « Попади в бутылку», « Кто дальше?», « Наступи на ногу», « Точный
поворот», « Собери яблоки».
Эстафеты игры: « Забей гвоздь», « Эстафета с поворотами», « Эстафета с загадками», «
Палочка», « Круговая эстафета».
Содержание физкультурно – оздоровительной работы в подготовительной группе
компенсирующей направленности.
- Ходьба и бег. Совершенствовать навыки ходьбы, сформированные в предыдущей
группе. Обучать ходьбе приставным шагом вперед и назад, скрестным шагом, выпадами
вперед, спиной вперед, притоптывающим шагом. Развивать навыки бега, сформированные
в предыдущих группах. Формировать навыки бега на скорость и выносливость. Учить
бегать, сильно сгибая ноги в коленах, широкими шагами, спиной вперед, из разных
исходных положений, бегать на перегонки парами и группами, со скакалками, бегать на
скорость в играх – эстафетах.
- Упражнения в равновесии. Формировать навыки ходьбы по гимнастической скамейке
приставным шагом, поднимая прямую ногу и делая под ней хлопок, с остановкой по
средине и перешагиванием через предмет, с поворотом, с мешочком с песком на голове;
по узкой стороне гимнастической скамейки прямо и боком, продвигаясь прыжками
вперед на двух ногах по гимнастической скамейке, наклонной доске; спиной вперед.
Совершенствовать навыки ходьбы по веревке и канату боком и прямо; кружится с
закрытыми ногами с остановкой, принятие заданной позы. Формирования умения стоять
на одной ноге, на носках; то же на повышенной опоре.
- Ползание, лазание. Совершенствовать и закреплять навыки разнообразных способов
лазания и ползания. Совершенствовать навыки ползания на четвереньках по
гимнастической стенке и по бревну; на животе и скольжению на спине по гимнастической
скамейке, подтягиваясь руками и отталкиваясь ногами, держа ноги не подвижно.
Закреплять навыки пролезания в обруч и подлезание под дугой разными способами,
гимнастическую скамейку, несколькими дугами подряд. Продолжать развивать умение по
вертикальным и наклонным лестницам, используя одноименные и разноименные
движения рук и ног. Закреплять умение проходить с пролета на пролет гимнастической
стенке, подниматься и спускаться по диагонали. Формировать умения лазания и спуска по
канату.

-Прыжки. Совершенствовать навыки всех видов прыжков, сформированных в
предыдущий группах. Формировать умение выполнять прыжки с зажатыми между ног
мешочками с песком, через набивные мячи. Формировать навыки выполнения прыжков
вверх из высокого присеста; на мягкое покрытие с разбега, в длину с места и разбега, в
высоту с разбега. Совершенствовать навыки выполнения прыжков через короткую и
длинную скакалку, через большой обруч.
-Катание, бросание, ловля, метание. Совершенствовать и закреплять навыки всех
способов катания, бросания и ловли, метания в даль и в цель. Совершенствовать навыки
перебрасывания мяча друг другу из – за головы, снизу, от груди, сверху из положения
сидя, на месте и во время передвижения в парах, через сетку; бросание мяча через сетку,
бросания мяча о пол и ловля его двумя руками, одной рукой, с хлопком, с поворотами;
отбивание мяча на месте и с продвижение вперед, «змейкой между предметами».
Формирования навыков ведения мяча в разных направлениях, перебрасывание набивных
мячей; метание из различных положений в вертикальную, горизонтальную, движущуюся
цель, вдаль.
- Ритмическая гимнастика. Совершенствовать умение выполнять упражнения под
музыку. Способствовать развитию пластичности, выразительности,
плавности,
ритмичности движений. Развивать творчество и воображение.
2 Спортивные упражнения. Совершенствовать сформированные раннее навыки
построений и перестроений на месте и в движении. Совершенствовать умение
рассчитываться по порядку, на первый- второй, равнение в колоне в шеренге; размыкаться
и смыкаться в колонне, в шеренге приставным шагом, прыжком, бегом; выполнять
повороты на право на лево, кругом на месте и в движении переступанием, прыжком, по
разделениям.
3 Общеразвивающие упражнения. Продолжать разучивать совершенствовать
упражнения, развивающие мелкие и крупные мышцы, связки и суставы разных отделов
частей тела.
- Упражнения для кистей рук и плечевого пояса. Совершенствовать умение подымать
руки вверх, вперед и стороны, вставая на носки, отставляя ногу назад на носок;
поднимать и опускать плечи; отводить локти назад; выполнять круговые движения
согнутыми в локтях руками. Формировать умение вращать обруч оной рукой вокруг
вертикальной оси; на предплечье и кисти руки; разводить и сводить пальцы, поочередно
соединяя все пальцы с большим.
-Упражнения для укрепления туловища и ног. Совершенствовать умение поворачивать
туловище в стороны; наклонятся вперед с поднятыми вверх руками или держа руки в
стороны. Формировать умение поднимать обе ноги из упора сидя; садится из положения
лежа на спине и снова ложиться, закрепив ноги, поднимать ноги из положения лежа на
спине и стараться коснутся лежащего за головой предмета; прогибаться, лежа на спине;
из упора присев переходить в упор на одной ноге. Совершенствовать умение приседать,
держа руки за головой; из положения ноги в врозь, перенося массу тела с одной ноги на
другую; выполнять выпады в перед, в сторону; свободно размахивать ногой вперед назад, держась за опору.
4 Спортивные упражнения. Совершенствовать
навыки, сформированные
в
предыдущих группах, развивать навыки катания на самостоятельной езды на двух
колесном велосипеде, самокате, санках; игры в хоккей ( элементы). Сформировать
навыки скольжения по единой дорожке на одной ноге; с не высокий горки на двух ногах.

5 Спортивные игры. Совершенствовать навыки игры в футбол ( элементы), баскетбола
( элементы), бадминтон (элементы), городки (элементы). Формировать навыки игры в
настольный теннис (элементы).
6 Игровые подражательные упражнения. Способствовать развитию творческой
двигательной деятельности, творческого мышления и воображения, двигательной памяти,
быстроты реакции, быстроты реакции, ориентировки в пространстве, внимания, фантазии.
Рекомендуемые игры:
" Мышка", "Цыпленок", " Утенок"," Белка", "Лягушка", " Волк", " Тигр", " Крокодил", "
Машина", " Балерина".
7 Подвижные игры. Совершенствовать навыки игры в разнообразных подвижных игры,
вигры с элементами соревнования.
Рекомендуемые игры:
Игры с бегом: " Бездомный заяц", " Горелки", " Палочка - выручалочка", " Эстафета по
кругу", " Два Мороза", " Совушка", " Жмурки",и др.
Игры с прыжками: " Волк во рву", " Классы " , " Не попадись", " Охотники зайцы" "
Лягушки и цапли".
Игры с метанием, бросанием: " Охотники и утки", " Ловишки с мячом", " Школа мяча", "
Кого назвал, тот и ловит", " Стой!", " Поймай мяч", " Городки", "Бабки", " Серсо".
Игры с лазанием: "Ловля обезьян", Перелет птиц", " Ключи", " Паук и Мухи".
Игры малой подвижности: " Тише едешь - дальше будешь", " Найди и промолчи",
"Угадай где спрятано", " Затейники", " Летает не летает", " Овощи и фрукты", " Птицы,
рыбы, звери", " Запрещенное движение", " Ровным кругом", "Стоп!".
Игры с пластмассовой тарелкой: " Тарелка по кругу", " Попади в круг", "Снайперы", "
Поймай тарелку", " Встречная эстафета".
Словесные игры: " Кого нет", "Маланья", " Чего нет", " Чепуха".
Игровые поединки: "Сумей увидеть", "Бой подушками", " Водоносы", " поймай рыбу", "
Пушинка".
2.3. Методы, приемы и способы поддержки детской инициативы детей старшего
дошкольного возраста.
Использование эффективных методов и приемов работы с детьми также являются
одним из путей качественного достижения результатов физкультурно – оздоровительной
работы в коррекционно – развивающем процессе.
Практические методы применяются для создания мышечно – двигательных представлений
о физических упражнениях и закрепления двигательных умений и навыков
- Повторение упражнений
-Проведение упражнений в игровой форме
-Проведение упражнения в игровой форме
Наглядные методы:
- Показ физических упражнений
- Использование наглядных пособий
-Зрительные ориентиры
Словесные методы:
- Название упражнений
- Описание

- Объяснение
- Указания
- Команды
- Вопросы к детям
- Рассказ
Деятельность инструктора по физкультуре по поддержке детской инициативы
(приоритетная сфера инициативы — внеситуативно-личностное общение):








Создавать при проведении образовательной деятельности положительный
психологический микроклимат, в равной мере проявляя любовь и заботу ко всем
детям: выражать радость при встрече; использовать ласку и теплое слово для
выражения своего отношения к ребенку.
Учитывать индивидуальные особенности детей и особые образовательные
портебности.
Поощрять желание помогать товарищам и взрослым; обращать внимание детей на
полезность совместной деятельности.
Создавать условия для разнообразной самостоятельной двигательной деятельности
детей.
Обеспечение эмоционального благополучия.
3.2. Взаимодействие с семьями воспитанников
Задачи взаимодействия инструктора по физической культуре с семьями
воспитанников старшей группы компенсирующей направленности

1. Включать родителей в совместную с педагогом деятельность по физическому
развитию детей.
2. Способствовать укреплению физического здоровья дошкольников в семье,
обогащению совместного с детьми физкультурного досуга, развитию у детей
умений безопасного поведения дома, на улице, в лесу, у водоема.
Направления взаимодействия с родителями.
Педагогический мониторинг:
- беседы
- анкетирование на темы физического развития детей.
Педагогическая поддержка:
-Дни открытых дверей;
-совместная досуговая деятельность;
-проекты;
- дискуссии
Педагогическое образование родителей:
- детско - родительский клуб
- родительские собрания.

План работы по взаимодействию с родителями
Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1.Консультация с родителями по подготовке детей к физкультурным
занятиям в зале.
2. Анкетирование родителей на тему «Спорт и ребенок».
3. Развлечение «Мама, папа я спортивная семья»
1.Выступление на групповых родительских собраниях «Образовательная
область «Физическое развитие» - цели и задачи».
2. Выступление на общем родительском собрании «К здоровой семье
через детский сад» о работе детско – родительского клуба
3. Тренинг « Ритмическая гимнастика».
1.Консультация с родителями по подготовке детей к физкультурным
занятиям на лыжах.
2.Проведения конкурса «Здоровая семья».
1.День открытых дверей.
2.Тренинг на тему «Играем вместе»

Январь

1.Консультация « Здоровые родители - здоровые дети».

Февраль

1. Совместный спортивный праздник, посвященный 23 февраля.
2. Тренинг на тему « Школа мяча».
1. Участие родителей в совместных лыжных мероприятиях.
2. Конкурс стен газет на тему «Будь здоров малыш»
1.День открытых дверей (Проведение открытых занятий по физкультуре).
2.Участие родителей в организации и проведении развлечения «Всей
семьей на старт».
3.Анкетирование родителей на тему «Спорт в нашей семье»
1.Подведение итогов конкурса «Здоровая семья»
Спортивный праздник «Мама, папа я спортивная семья»
2. Консультация «Организация летнего досуга».

Март
Апрель

Май

3. Организационный раздел
3.1. Циклограмма деятельности инструктора по физической культуре
№
п/п
1

Содержание работы
Сбор анамнеза, обследование состояния

Срок выполнения
сентября

физического развития, наблюдение за ребенком.
2

Составление перспективных и индивидуальных планов
работы на год

сентябрь

3

Консультирование и оказание практической помощи
воспитателям

в течение года

4

Анкетирование родителей

октябрь, апрель

5

Проведение образовательной деятельности с детьми

в течение года

6

Работа над пополнением методической базы

в течение года

7

Участие в городских методических объединениях
инструкторов по физической культуре

в течение года

8

Проведение Дней открытых дверей

декабрь, апрель

График работы инструктора по физической культуре
Понедельник

8.00-12.30

Вторник

8.00-12.30

Среда

8.00-16.00

Четверг

8.00-17.00

Пятница

8.00-12.00

3.2. Организация развивающей предметно-пространственной среды.
Перечень оборудования физкультурного центра в групповом помещении
старшей группы компенсирующей направленности
1. Мячи средние разных цветов.
2. Мячи малые разных цветов.
3. Мячики массажные разных цветов и размеров.
4. Обручи.
5. Канат, веревки, шнуры.
6. Флажки.
7. Гимнастические палки.
8. Кольцеброс.

9. Кегли.
10. " Дорожки движения".
11. Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на "
липучках".
12. Детская баскетбольная корзина.
13. Длинная скакалка.
14. Короткие скакалки.
15.Летающая тарелка.
16.Нетрадиционное спортивное оборудование.
17. Массажные и ребристые коврики.
18. Тренажер из двухколесного велосипеда типа "Малыш".
19. Поролоновый мат.
20. Гимнастическая лестница.
Перечень оборудования физкультурного центра в групповом помещении
подготовительной группы компенсирующей направленности
1.Мячи малых, средних размеров, мячи фитболы.
2. Мячи массажные разных размеров.
3. Обручи.
4. Канат, толстая веревка, шнур.
5. Флажки.
6. Гимнастические палки.
7. Кольцеброс.
8.Кегли.
9. " Дорожки движения" с моделями и схемами выполнения.
10. .Мишени на ковролиновой основе с набором дротиков и мячиков на "
липучках".
11. Детская баскетбольная корзина.
12. Длинная короткая скакалки.
13. Бадминтон, городки.
14. Томагавк, летающие тарелки.
15. Ребристые дорожки.
16. Нетрадиционное спортивное оборудование.
17. Тренажер из двухколесного велосипеда типа "Малыш".
18. Гимнастическая лестница.
19. Поролоновый мат.
20. Комплекс " Батыр". ( канат, веревочная гимнастическая лестница, лестница с
металлическими перекладинами, гимнастические кольца на веревках, перекладины на
веревках).

3.4. Перспективный план коррекционно-развивающей работы на учебный год
Старшая группа компенсирующей направленности
Недели Лексические
темы

Задачи физкультурно – оздоровительной работы

№
занятия

Сентябрь
1

День знаний
31 августа

2
3
4
1

Осень.
Признаки
осени.

2

Деревья
осенью

2

улица
Овощи.
Огород

3

4

улица
Сад. Фрукты

улица
Лес. Грибы.
Ягоды.

улица

1.Упражнять детей в в прокатывание мяча в заданом
направление двумя руками на расстояние до 5 м.
2.Развивать равновесие при прохождение по линии с
мешком с песком на ладони вытянув руки.
3. Создавать условия для воспитания позитивного
отношения к школе.
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика
Педагогическая диагностика
Октябрь
1.Упражнять детей при беге в колоне по одному
придерживаться определенного направления, учить
детей впрыгивать на мягкое покрытие высотой 20 см.
2. Развивать координацию движений при
подбрасывание мяча вверх и ловле его двумя руками.
3. Создавать условия для воспитания интереса к
природным изменениям.
1.Упражнят детей в метание мяча поочередно правой
и левой рукой.
2.Развивать равновесие при ходьбе по прямой с
мешочком с песком на голове.
3.Воспитывать уважительное отношение к природе.
1. Совершенствовать навыки перестроения
1.Упражнять детей в прыжках через короткую
скакалку.
2.Развивать гибкость у детей при подрезание под
дугой прямо, правым и левым боком.
3.Воспитывать уважительное отношение к труду
взрослых.
1. Развивать выносливость
1.Упражнять детей в бросание вдаль мешочка с
песком поочередно правой и левой рукой.
2.Развивать равновесие при ходьбе по доске до
конца и назад.
3. Продолжать воспитывать уважительное отношение
к продуктам труда взрослых.
1. Развивать ловкость в подвижных играх.
1.Упражнять детей в переползание через препятствия
(кубы, скамейки, бревно)
2.Развивать силу ног через прыжки на двух ногах на
месте, с чередованием с ходьбой.
3. Воспитывать бережное отношение к природе.
Развивать меткость при бросание мешочка в даль

1-3

4-6
7-9
8
10-12

13-14

15
16 -17

18
19-20

21
22-23

24

1

2

3

4

1

2

3

правой и левой рукой.
Ноябрь
Одежда
1.Упражнять детей в прохождение по
Права
гимнастической скамейке и спуске с нее.
ребенка.
2. Развивать координацию движений при
Всемирный прокатывание мяча друг другу.
день ребенка. 3.Способствовать воспитанию уважительного
отношения друг к другу.
улица
Развивать внимание и ловкость в подвижных играх.
Обувь
1.Учить детей переходить по гимнастической стенке
с одного пролета на другой вправо, влево.
2.Продолжать развивать силу ног при прыжках на
двух ногах с продвижением в перед.
3.Воспитывать настойчивость в достижение цели.
улица
Развивать выносливость при беге на короткие и
длинные дистанции.
Игрушки
1.Упражнять детей в перебрасывание мяча с одной
руки в другую, перебрасывать мяч друг другу..
2.Развивать равновесие при стойке на носках, руки
вверх.
3.Воспитывать желание заниматься физкультурой
используя спортивный инвентарь.
улица
Развивать быстроту реакции при игре.
Посуда
1.Упражнять детей в прыжках на одной ноге и
пролезать через обруч.
2.Развивать быстроту при беге на короткие
дистанции.
3.Способствовать воспитанию самостоятельности,
желанию выполнять упражнения.
улица
Развивать силовые качества при занятие на
тренажерах.
2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь
Зима.
1.Упражнять детей в прокатывание мяча по
Зимующие
скамейке.
птицы
2.Развивать равновесие при ходьбе по доске друг
другу на встречу.
3.Воспитывать желание заботится о птицах.
улица
Учить детей кататься на санках
Домашние
1.Совершенствовать прыжки на двух ногах через
животные
линии на расстояние 40-50 см.
зимой
2.Развиватьсилу рук при ползание на наклонную
доску и спуску с нее.
3.Воспитывать любовь к животным.
улица
Совершенствовать умение кататься на санках
Дикие
1.Упражнять детей в прокатывание мяча друг другу
животные
по узкому коридору шириной 20 см.
зимой
2. Развивать ловкость при вбегание и сбегание по
наклонной доске.
4.Способствовать воспитанию уважительного
отношения к диким животным.
улица
Учить детей кататься с горки на санках

25-26

27
28-29

30
31-32

33
34-35

36

37-38

39
40-41

42
43-44

45

4

Новый год

улица

1
2

Мебель

3

улица
Транспорт

улица
4

Профессии
на
транспорте

улица

1

Детский сад.
Профессии.

улица
2

Профессии.
Швея.

улица

1.Упражнять детей в перепрыгивание через
предметы высотой 15-20 см. на двух ногах.
2.Продолжать развивать силу рук при ползание по
гимнастической скамейке с опорой на колени и
предплечья.
3.Воспитывать позитивное отношение к физическим
упражнениям.
Совершенствовать умение детей скатываться на
санках с горки
Январь
Каникулы здоровья
1.Упражнять детей в лазанье по гимнастической
стенке с изменением темпа.
2.Развивать координацию движений при бросание
мяча вверх, об землю и ловле его двумя руками.
3.Воспитывать бережное отношение к мебели.
Учить детей кататься на лыжах скользящим шагом.
1.Упражнять детей в подбрасывание мяча вверх и
ловле его одной рукой.
2.Продолжать развивать равновесие при ходьбе по
ребристой доске на носках.
3. Способствовать воспитанию уважительного
поведения в транспорте.
Закреплять умение кататься на лыжах скользящим
шагом
1.Упражнять детей в пролезание через обруч
разными способами.
2.Развивать координацию движений при беге в
колону по одному, по два.
3.Способствовать воспитанию уважительного
отношения к людям разных профессий.
Продолжать закреплять умение кататься на лыжах
скользящим шагом
Февраль
1.Упражнять детей в метание в горизонтальную цель
меча с расстояния 3-5 м.
2.Развивать равновесие при стойке на одной ноге,
руки вверх.
3.Способствовать воспитанию любви к детскому
саду.
Учить детей скользить по ледяной дорожке на двух
ногах
1.Упражнять детей в подпрыгивание на месте: ноги
скрестно - ноги врозь, одна нога вперед - другая
назад.
2.Развивать моторику тела при ползание на
четвереньках с одновременным толканием мяча
головой вперед.
3.Воспитывать уважительное отношение к труду
швеи.
Совершенствовать умение детей скользить по
ледяной дорожке на двух ногах

46-47

48

49-50

51
52-53

54
55-56

57

58-59

60
61-62

63

3

Профессии
на стройке

Улица
4

Наша армия

улица

1

2

3

4

.1 .Совершенствовать умение удерживать равновесие
при стойке на одной ноге, руки вверх, другая нога в
сторону.
2.Развивать координацию движений при
перебрасывание мяча из одной руки в другую.
3.Способствовать воспитанию уважительного
отношения к труду людей строительной профессии.
Продолжать совершенствовать умение кататься по
ледяной дорожке.
1.Закреплять умение переползать через несколько
предметом подряд.
2.Укреплять мышцы ног при перепрыгивание
предметов с места.
3.Создавать условия для воспитания патриотизма.

Закрепить умение детей скользить по ледяной
дорожке на двух ногах
3 период обучения (март, апрель, май)
Март
Весна
1.Упражнять детей в прокатывание мяча по прямой,
"змейкой" с помощью палочек..
2.Развивать чувство равновесия при перешагивание
через предметы.
3.Воспитывать интерес к природным явлениям.
улица
Учить детей вести шайбу клюшкой по прямой.
Комнатные
1.Упражнять детей в перепрыгивание на двух ногах
растения
боком вправо - влево через предметы.
2.Развивать координацию движений при ползание на
четвереньках по гимнастической скамейке назад.
3.Способствовать, воспитанию желания ухаживать
за растениями.
улица
Закрепить умение детей вести шайбу клюшкой по
прямой.
Аквариумные 1. Совершенствовать умение удерживать равновесие
и
при ходьбе по гимнастической скамейке
пресноводные гимнастическим шагом.
рыбы
2.Развивать умение согласовывать свои движения
при бросание мяча вверх и ловле его двумя руками с
хлопком..
3.Воспитывать бережное отношение к обитателям
водоема.
улица
Учить детей вести шайбу клюшкой между
предметами
Наш город.
1.Упражнять детей в ползание на четвереньках
"змейкой" между предметами с чередованием с
ходьбой, бегом.
2.Развивать силу толчка при прыжке в высоту с
разбега.
3.Способствовать воспитанию любви к родному
городу.
улица
Закрепить умение детей вести шайбу клюшкой
между предметами

64-65

66
67-68

69

70-71

72
73-74

75
76-77

78
79-80

81

1

2

3

4

Апрель
Весенние
1.Закреплять умение удерживать равновесие при ходбе
сельскохозяйст по гимнастической скамейке.
венные работы 2.Развивать меткость при метание меча в
горизонтальную цель.
3.Способствовать воспитанию бережного отношения к
продуктам питания.
улица
Учить детей играть в "городки"
Космос
1.Упражнять детей в прыжках через скакалку.
2.Развивать ловкость, при пролезаие между рейками
поставленной на бок гимнастической лестницы.
3.Продолжать создавать условия для воспитания
патриотизма.
улица
Продолжать учить детей играть в городки
Хлеб
1.Упражнять детей сохранять равновесие при
кружение на месте в одну и другую сторону.
2.Развивать умение выполнять движение точно при
перебрасывание мяча друг другу из разных исходных
положений, разными способами, в разных построениях.
3.Воспитывать бережное отношение к хлебу.
улица
Почта

улица
1

Правила
дорожного
движения

2

улица
Насекомые и
пауки

3

улица
Времена
года. Лето

улица

Совершенствовать умение игры в городки
1.Закреплять умение детей прыгать на одной ноге с
продвижением вперед.
2.Развивать координацию движений при ползание по
гимнастической скамейке.
3.Воспитывать уважительное отношение к профессии
почтальон..
Закреплять умение детей играть в городки
Май
1.Совершенствовать умение бросать мяч вверх и
ловить одной рукой.
2.Развивать умение согласовывать движение при смене
упражнений.
3.Способствовать воспитанию уважительного
отношения к участникам дорожного движения..
Учить детей вести мяч ногой по прямой
1. Упражнять детей прыгать с ноги на ногу на месте, с
продвижением вперед.
2.Развивать мышцы рук при ползании по
гимнастической скамейке на животе.
3.Способствовать воспитанию бережного отношения к
насекомым.
Учить детей передавать пас нагой
1.Упражнять детей перебрасывать мяч друг другу
разнообразным способом.
2.Развивать ловкость при выполнение челночного бега.
.
3.Продолжать создавать условия для воспитания
интереса к природным явлениям.
Учить детей вести мяч ногой между предметами

82-35

84
85-86

87
88-89

90
91-92

93
94-95

96
97-98

99
100-101

102

4

Полевые
цветы
улица

1.Учить детей лазать с одного пролета гимнастической
стенки на другой.
2.Развивать мышцы ног при прыжке в длину с разбега.
3.Воспитывать бережное отношение к цветам.
Учить детей забивать мяч в ворота.

103-104

Педагогическая диагностика.
Оценка индивидуального развития детей

106-108

105

Перспективный план коррекционно-развивающей работы на учебный год
Подготовительная группа компенсирующей направленности
Недели лексическая
тема
1.

2.
3.
4.

1

Задачи физкультурно – оздоровительной
№
работы
занятия
Сентябрь
День знаний 31 1.Упражнять детей в перебрасывание мяча друг
1-3
августа
другу из разных исходных положений.
2.Развивать равновесие при прохождение по
веревке прямо и боком, по канату.
3. Создавать условия для воспитания позитивного
отношения к школе.
Исследование индивидуального развития детей
4-6
Исследование индивидуального развития детей
7-9
Осень.
1.Упражнять детей в прыжках на скакалке на месте
10-12
Признаки
и с продвижением в перед.
осени.
2. Развиватьмышцы рук при ползание по
гимнастической скамейке на животе, подтягиваясь
руками..
3. Создавать условия для воспитания интереса к
природным изменениям.
Октябрь
«Овощи. Труд 1.Упражнять детей в отбивание мяча поочередно
13-14
взрослых на
правой и левой рукой на месте.
полях и
2.Развивать равновесие при ходьбе по
огородах»
гимнастической скамейке.
3.Воспитывать уважительное отношение к труду
взрослых.
улица

2

3

«Фрукты. Труд
взрослых в
садах»

улица
«Насекомые.
Подготовка

Совершенствовать умение ориентироваться в
пространстве
. 1.Упражнять детей в ползание по
гимнастической скамейке на спине, подтягиваясь
руками и отталкиваясь ногами.
2.Развивать ловкость при прыжках на двух ногах
через длинную скакалку.
3.Сосдавать условия для воспитания бережного
отношения к чужому труду.
Совершенствовать умение детей играть в городки
. 1. 1.Упражнять детей в отбивание мяча
поочередно правой и левой рукой с продвижением

15
16-17

18
19-20

насекомых к
зиме»

4

1

2

3

4

вперед.
2.Развивать равновесие при ходьбе по
гимнастической скамейке с хлопком под ногой.
3.Воспитывать бережное отношение к насекомым.
улица
развивать меткость детей при метание мяча в
горизонтальную цель
«Перелетные
1.Упражнять детей в лазание по гимнастической
птицы,
стенке с одного пролета на другой.
водоплавающие 2.Развивать координацию движений при прыжках
птицы.
на месте: ноге скрестно, ноги врозь, одна нога
Подготовка
вперед - другая назад.
птиц к отлету». 3.Воспитывать бережное отношение к птицам.
улица
Развивать ловкость в подвижных играх
Ноябрь
«Поздняя
1.Упражнять детей отбивать мяч на месте с хлопком,
осень.
с поворотом.
Грибы,
2.Развивать чувство равновесия при ходьбе по узкой
ягоды»
гимнастической скамейке.
3.Способствовать воспитанию бережного отношения
к природе
улица
Развивать выносливость у детей при беге на длинные
дистанции
«Домашние 1.Упражнять детей в пролезании в обруч
животные и разноименными способами.
их
2.Развивать ловкость при прыжках с зажатым между
детеныши.
ногами мешочком с писком прямо и "змейкой".
Содержание 3.Способствовать воспитанию бережного отношения
домашних
к животным.
животных»
улица
Совершенствовать умение детей сохранять
равновесие при ходьбе по ограниченной опоре
«Дикие
1.Упражнять детей удерживать равновесие при
животные и стояние на одной ноге.
их
2.Развивать силу броска при перебрасывание мяча
детеныши.
друг другу через сетку.
Подготовка
3.Продолжать создавать условия для воспитания
животных к любви к родному городу.
зиме»
Мой город.
Моя
республика.
улица
Совершенствовать координацию движений у детей
при игре с мячом
«Осенние
1.Упражнять детей в прыжках вверх из глубокого
одежда,
присеста.
обувь,
2.Развивать гибкость при подлезание под
головные
несколькими дугами.
уборы».
3.Способствовать воспитанию желание позаботится о
День матери маме.
улица

Познакомить детей с лыжами, провести инструктаж

21
22-23

24
25-26

27
28-29

30
31-32

33
34-35

36

1

2

3

4

1
2

3

2 период обучения (декабрь, январь, февраль)
Декабрь
«Зима.
1. Упражнять детей в сохранение равновесия при
Зимние
прохождении по веревке с остановкой посредине и
месяцы.
поворотом.
Зимующие
2.Развивать координацию движений при бросание
птицы.
мяча вверх, о землю и ловле его двумя руками.
Дикие
3. Воспитывать любовь к животным..
животные
зимой»
улица
Совершенствовать умение детей сохранять
равновесие при ходьбе на лыжах
Мебель.
1.Учить детей прыгать через скакалку разными
Назначение способами.
мебели.
3. Развивать моторику тела при лазание с одного
Части
пролета гимнастической стенки на другой по
мебели.
диагонали.
Материалы, 4.Способствовать воспитанию бережного отношения
из которых к мебели.
сделана
мебель»
улица
Совершенствовать умение детей ходить на лыжах
скользящим шагом
«Посуда,
1.Упражнять детей в ведение мяча одной рукой в
виды посуды. разных направлениях.
Материалы,
2.Развивать равновесие при прохождение по
из которых гимнастической скамейке с остановкой по средине и
сделана
поворотом.
посуда»
3.Способствовать воспитанию соблюдению норм
Огонь и дети. пожарной безопасности.
улица
Совершенствовать умение детей соблюдать интервал
при ходьбе на лыжах в колоне по одному
Новый год
1.Совершенствовать умение лазать по
гимнастической стенке с изменением темпа.
2.Развивать координацию движений, при прыгание
через скакалку парами.
3.Способствовать воспитанию позитивное отношение
к зиме.
улица
Совершенствовать умение детей сохранять
равновесие при ходьбе на лыжах
Январь
Каникулы
«Транспорт. 1.Упражнять детей в прыжках через большой обруч.
Виды
2.Продолжать развивать координацию движений,
транспорта. меткость, при перебрасывание мяча друг другу.
Профессии 3. Способствовать воспитанию уважительному
на
отношению к участникам дорожного движения.
транспорте.
Трудовые
действия»
улица
Учить детей ходить приставным шагом на лыжах
«Профессии 1.Закреплять умение сохранять равновесие при

37-38

39
40-41

42
43-44

45
46-47

48

49-50

51
52-53

взрослых.
Трудовые
действия»
улица
4

«Труд
на
селе зимой»
Безопасное
поведение.
улица

1

«Орудия
труда.
Инструменты»

улица
2

«Животные
жарких стран,
повадки,
детеныши»
улица

3

Комнатные
растения,
размножение,
уход
улица

4

ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на
голове.
2.Развивать меткость, при метание мяча в
движущуюся мишень.
3.Способствовать развитию смекалки
Совершенствовать умение детей ходить приставным
шагом на лыжах
1.Упражнять детей в впрыгивание на мягкую
поверхность высотой 20 см.
2.Продолжать развивать моторику тела при
продвижение сидя на полу без помощи рук.
3.Воспитывать интерес к труду людей в селе..
Учить детей соотносить движение рук и ног при
ходьбе на лыжах
Февраль
1.Учить детей метать мяч в горизонтальную цель из
разных положений.
2.Развивать равновесие при ходьбе по узкой
гимнастической скамейке боком.
3.Способствовать воспитанию интереса к орудиям
труда.
Совершенствовать умение детей соотносить
движение рук и ног при ходьбе на лыжах
1.Упражнять детей в спрыгивание с высоты 30 см на
мат, с последующим продвижением вперед.
2.Развивать моторику тела при ползание по бревну
на четвереньках с опорой на кисти рук и ступни ног.
3.Воспитывать интерес к животным жарких стран.
Учить детей подниматься лесенкой на невысокую
горку и скатываться с нее
.1 .Совершенствовать умение сохранять равновесие
при кружение на месте с закрытыми глазами.
2.Развивать меткость при метание мяча в
вертикальную цель из разных положений .
3.Способствовать воспитанию бережного
отношения к растениям.
Закреплять умение детей подниматься лесенкой на
невысокую горку и скатываться с нее
1.Упражнять детей в подлезание под
гимнастическую скамейку разными способами.
2.Развивать силу толчка при прыжке в высоту с
разбега.
3.Создавать условия для возникновения интереса к
животным морей и океанов .

«Животный
мир морей и
океанов.
Пресноводные
и
аквариумные
рыбы»
улица
Совершенствовать умение детей подниматься
лесенкой на невысокую горку и скатываться с нее

54
55-56

57

58-59

60
61-62

63
64-65

66
67-68

69

1

2

«Ранняя
весна,
весенние
месяцы.
Первые
весенние
цветы.
Мамин
праздник»
улица
« Мамин
праздник »

улица
3

4

«Наша
Родина —
Россия»

2

Учить детей скользить по ледяной дорожке на двух
ногах
1.Упражнять детей в прыжках в длину с места.
2.Развивать моторику тела при лазание по
гимнастической стенке чередующимся шагом
одноименным способом.
3.Способствовать, воспитанию уважения к маме.
Закрепить умение детей скользить по ледяной
дорожке на двух ногах
1. Совершенствовать умение сохранять равновесие
при ходьбе по гимнастической скамейке продвигаясь
прыжками вперед.
2.Развивать координацию движений при
прокатывание мяча правой и левой ногой по прямой.
3.Воспитывать патриотизм.

улица
Учить детей скатываться с горки на санках
«Наш родной 1.Упражнять детей в прыжках в длину с разбега.
город»
2.Развивать моторику тела при лазание по
гимнастической стенке разнообразным способом.
3.Способствовать воспитанию любви к родному
городу.
улица

1

3 период обучения (март, апрель, май)
Март
1. Совершенствовать умение сохранять равновесие
при ходьбе по веревке, продвигаясь вперед
прыжками на двух ногах.
2.Развивать мышцы рук при метане мешочка с
песком вдаль правой и левой рукой на соревнование.
3.Воспитывать интерес к природным явлениям.

Закрепить умение детей скатываться с горки на
санках

Апрель
«Мы читаем. 1.Упражнять детей в прыжках по наклонной доске.
Знакомство с 2.Продолжать развивать координацию движений при
творчеством С. перебрасывание мяча с низу, от груди, сверху.
Маршака»
3.Способствовать воспитанию полезных привычек.
День здоровья
«Я здоровье
берегу».
улица
Развивать у детей ловкость при игре в подвижные игры
Мы
читаем. 1.Упражнять детей в ползание по гимнастической
Знакомство с скамейке на спине, подтягивайся руками хватом за
творчеством К. головой и отталкиваясь ногами.
Чуковского»
2.Развивать силовые толчка при прыжке в высоту с
Путешествие в разбега.
космос.
3.Способствовать воспитанию интереса к истории .

70-71

72
73-74

75
76-77

78
79-80

81

82-83

84
85-86

улица

3

4

1

2

3
4

5

Развивать у детей мышцы рук при лазание по
скалолазной стенке.
«Мы читаем. 1.Учить детей перебрасывать мяч друг другу с
Знакомство с отскоком от земли, из -за головы, от груди на месте.
творчеством С. 2.Развивать равновесие при ходьбе по гимнастической
Михалкова»
скамейке спиной вперед.
3.Воспитывать желание заниматься физкультурой.
улица
Развивать у детей силу броска при метание мяча в даль
«Мы читаем. 1.Закреплять умение впрыгивать на мягкое покрытие
Знакомство с на высоту 20 см. с разбега.
творчеством А. 2.Развивать мышцы рук при ползание на
Барто»
гимнастической скамейке на животе.
3.Воспитывать интерес к физическим упражнениям..
улица
Развивать у детей меткость при метание мяча в
вертикальную цель
Май
Человек. День
1.Учить детей в перебрасывание мяча друг другу
победы.
от груди во время ходьбы и бега.
2.Развивать равновесие при стояние на носках на
гимнастической скамейке.
3.Воспитывать патриотизм, любовь к Родине
улица
Учить детей прыгать через скакалку
продвижением вперед
«Поздняя весна. 1.Упражнять детей в ползание по гимнастической
Растения и
скамейке на спине, подтягиваясь руками хватом за
животные
головой и отталкиваясь ногами.
весной.
2.Развивать мышцы ног при впрыгивание вверх из
Перелетные
глубокого присеста.
птицы весной»
3.Способствовать воспитанию интереса к
природным явлениям.
улица
Закреплять умение детей прыгать через скакалку с
продвижением в перед
Педагогическая диагностика. ПМПК
«Мы читаем.
1.Упражнять детей в введение мяча одной ногой в
Знакомство с
разных направлениях.
творчеством А. 2.Развивать мышцы рук при стойке на носках с
Пушкина»
тяжелым мячом в руках.
3.Создавать условия для воспитания
самостоятельности.
улица
Закрепить умение детей передавать мяч через
сетку
«Скоро в школу. 1.Учить детей влезать по канату.
Школьные
2.Развивать координацию движений при прыжках
принадлежности» через обруч.
Путешествие по 3.Воспитывать желание заниматься физкультурой.
экологической
тропе.
улица
Учить детей элементам футбола

87
88-89

90
91-92

93

94-95

96
97-98

99
100-102
103-104

105
106-107

108

3.4. Учебно - методическое обеспечение
Специальная и методическая литература
Автор

Наименование издания

Издательство

Кириллова Ю. А.

Примерная программа физического
образования
и
воспитания
логопедических групп с общим
недоразвитием речи (с 3 до 7 лет).

СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Кириллова Ю. А.

Комплексы упражнений (ОРУ) и
подвижных игр на свежем воздухе для
детей логопедических групп (ОНР) с 3
до 7 лет.

СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
«ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Кириллова Ю. А.

Интегрированные
физкультурно- СПб.: «ИЗДАТЕЛЬСТВО
речевые занятия для дошкольников с «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
ОНР 4—7 лет.

Глазырина Л.Д.

Методика физического воспитания
детей дошкольного возраста

М. «Просвещение»

Пензулаева Л.И.

Физкультурные занятия с детьми 5-6
лет.

М. "Просвещение"

Осокина Т.И.

Игры и развлечения детей на воздухе

Анисимова М.С.,

Двигательная
активность
детей
младшего и среднего дошкольного
возраста

Хабарова Т.В.

2005

М. "Просвещение", 1986
СПб.: ДЕТСТВО –ПРЕСС,
2012

Приложение 1
КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И. ребенка
____
Дата рождения_________________________________________________________________________________________________
Подготовительная группа №
_(6 – 7 лет)
__________________________________
Воспитатели ___________________________________________________________________________________________________
Дата заполнения: начало года_________________________________ / конец года_______________________________________
Показатели развития

начало
года

Показатели развития

конец года
(май)

(сентябрь)
Физическое развитие
В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую
выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

Двигательный опыт богат; результативно, уверенно, мягко,
выразительно с достаточной амплитудой и точно выполняет
физические упражнения (общеразвивающие, основные
движения, спортивные).

Двигательный опыт ребенка богат (объем освоенных
основных движений, общеразвивающих, спортивных
упражнений).

В двигательной деятельности успешно проявляет быстроту,
ловкость, выносливость, силу и гибкость.

В поведении четко выражена потребность в двигательной
деятельности и физическом совершенствовании.

Осознает зависимость между
упражнения и его результатом.

Проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям, избирательность
и
инициативу при
выполнении упражнений.

Проявляет
элементы
творчества
в
двигательной
деятельности: самостоятельно составляет простые варианты
из освоенных физических упражнений и игр, через

качеством

выполнения

движения передает своеобразие конкретного образа
(персонажа, животного), стремится к неповторимости
(индивидуальности) в своих движениях.
Имеет представления о некоторых видах спорта.
Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно
выполняет упражнения, способен творчески составить
несложные
комбинации
(варианты)
из
знакомых
упражнений.

Проявляет
способен

необходимый

самоконтроль

и

самооценку,

самостоятельно привлечь внимание других
организовать знакомую подвижную игру.

детей

и

Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Умеет практически решать
некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения.

Проявляет постоянно самоконтроль и самооценку.
Стремится к лучшему результату, к самостоятельному
удовлетворению потребности в двигательной активности за
счет имеющегося двигательного опыта.
Имеет начальные представления о некоторых видах спорта.
Имеет представления о том, что такое здоровье, понимает,
как поддержать, укрепить и сохранить его.
Владеет здоровьесберегающими умениями: навыками
личной гигиены, может определять состояние своего
здоровья.

Может оказать элементарную помощь самому себе и
другому (промыть ранку, обработать ее, приложить холод к
ушибу, обратиться за помощью ко взрослому).

КАРТА ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Ф.И. ребенка
______
Дата рождения___________________________________________________________________________________________________
Старшая группа №
_(5-6 лет)
__________________________________________
Воспитатели
______
Дата заполнения: начало года
/ конец года______________________________________________________
Показатели развития

начало года
(сентябрь)

Показатели развития

конец
года
(май)

Физическое развитие
В двигательной деятельности ребенок проявляет
хорошую координацию, быстроту, силу, выносливость,
гибкость.

Двигательный опыт ребенка богат (объем освоенных
основных
движений,
общеразвивающих,
спортивных
упражнений).

Уверенно и активно выполняет основные движения,
основные элементы общеразвивающих, спортивных
упражнений, свободно ориентируется в пространстве,
хорошо развита крупная и мелкая моторика рук.

В двигательной деятельности ребенок проявляет хорошую
выносливость, быстроту, силу, координацию, гибкость.

Проявляет интерес к разнообразным физическим
упражнениям, действиям с различными физкультурными
пособиями, настойчивость для достижения хорошего
результата, потребность в двигательной активности.

В поведении четко выражена потребность в двигательной
деятельности и физическом совершенствовании.

Переносит освоенные упражнения в самостоятельную
деятельность.
Самостоятельная
двигательная

Проявляет стойкий интерес к новым и знакомым физическим
упражнениям,
избирательность
и
инициативу
при
выполнении упражнений.
Имеет представления о некоторых видах спорта.

деятельность разнообразна.
Ребенок
проявляет
элементарное
творчество
в
двигательной деятельности: видоизменяет физические
упражнения, создает
комбинации
из знакомых
упражнений, передает образы персонажей в подвижных
играх.

Уверенно, точно, в заданном темпе и ритме, выразительно
выполняет упражнения, способен творчески составить
несложные комбинации (варианты) из знакомых упражнений.

С
интересом
стремится
узнать
о
факторах,
обеспечивающих здоровье, с удовольствием слушает
рассказы и сказки, стихи о здоровом образе жизни, любит
рассуждать на эту тему, задает вопросы, делает выводы.

Проявляет
способен

Может элементарно охарактеризовать свое самочувствие,
привлечь внимание взрослого в случае недомогания.

самостоятельно привлечь внимание других
организовать знакомую подвижную игру.

Стремится
к
самостоятельному
осуществлению
процессов личной гигиены, их правильной организации.

Мотивирован на сбережение и укрепление своего здоровья и
здоровья окружающих его людей. Умеет практически решать
некоторые задачи здорового образа жизни и безопасного
поведения.

необходимый

самоконтроль

и

самооценку,
детей

и

Готов оказать элементарную помощь самому себе и другому
(промыть ранку, обработать ее, обратиться к взрослому за
помощью).
Критерии оценки:
- показатель сформирован, соответствует возрасту.
- показатель частично сформирован, отдельные компоненты недостаточно развиты.
- показатель не сформирован, не проявляется в деятельности, большинство компонентов недостаточно развиты.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».