Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА: приказом 01-10/102 от «30» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа «КАМУШКИ МАРБЛС» социально – педагогической направленности. Возраст воспитанников: 2-3 года. Срок реализации: 1 год. Михеева Лия Михайловна Крицкая Милана Сергеевна воспитатель МДОУ «Д/c № 66» Ухта 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. Пояснительная записка Учебный план Календарно-тематическое планирование Календарно-учебный график Планируемые результаты Комплекс организационно-педагогических условий Список литературы Приложение. Педагогическая диагностика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Камушки Марблс» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность Актуальность программы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию мелкой моторики с помощью камешков Марблс способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности. Вся жизнь ребенка - игра. И потому процесс обучения ребенка не может проходить без нее. Тактильные ощущения, мелкая моторика, мыслительные операции развиваются в детской игре. М. М. Кольцова пришла к заключению, что «морфологическое и функциональное формирование речевых областей совершается под влиянием кинестетических импульсов от рук». Она особо подчеркивает, что влияние импульсов с мышц руки очень значительно в детском возрасте, пока идет формирование речевой моторной области. Это относится к детям и с нормальным, и с нарушенным речевым развитием. Систематические упражнения для пальцев не только стимулируют развитие речи, но и являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи ребенка. Применение камешков «Марблс» - это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей. Игры с шариками Марблс воздействуют на рецепторы пальцев. Это включает в себя самомассаж пальцев, пальчиковую гимнастику. Отличительной особенностью данной программы является то, что все занятия организованы в форме игр – одна игра перетекает в другую. При этом занятие пронизано одним сюжетом. В игре ребѐнок раскрепощается, получает эмоциональный заряд, обучается различным навыкам. Играя с камешками марблс у детей, развивается память, мышление, речь, внимание. Адресат программы - программа рассчитана для детей 2-3 лет. Для успешного Адресат программы – воспитанники ДОУ 2-3 года. Объём программы: 32 занятия учебных часа. Форма организации занятий - тематическая совместная групповая деятельность педагога и воспитанников. Наряду с групповой формой работы во время занятий осуществляется индивидуальный и дифференцированный подход к воспитанникам. Режим занятий: занятия проводятся 1 раз в неделю с октября по май. Продолжительность занятия для детей 2-3 лет не более 10 минут. Срок освоения программы: 1 учебный год. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Цель программы – это развитие общей и мелкой моторики рук. Задачи: формировать правильный захват камешка кистью руки; развивать сложно координированные движения пальцев и кистей рук; развивать мышление; развивать ориентировку на плоскости; профилактика оптико-пространственных нарушений; работать над запоминанием цвета; обогащать словарный запас; развивать внимание и память; развивать фантазию ребёнка. Формы взаимодействия с родителями: Консультация для родителей: «Нетрадиционная технология использования камешков Марблс в обучении детей»; Консультация для родителей: «Применение камешков Марблс в домашних условиях»; Социологический опрос: «Эффективность использования камешков Марблс в обучении детей»; Мастер – класс для родителей: «Камешки Марблс – разноцветное счастье детей»; Индивидуальные беседы с рекомендациями: «Значение мелкой моторики в развитии речи детей»; Разработка буклета для родителей. № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование разделов, тем Количество часов (1 год обучения) «Знакомство» 1 «Найдём предмет» 1 «Змейка» 1 «Помоги» 1 «Цветок» 1 «Графический диктант» 1 «Помоги зайчику 1 «Морская звезда» 1 «Вокруг да около» 1 «Сухой бассейн» 1 «Рыбка» 1 «Яблоко» 1 «Золушка» 1 «Украсим ёлочку» 1 «Гусеница» 1 «Солнышко лучистое» 1 «Разбери по размеру» 1 «Домик у мухомора» 1 «Помоги ежатам собрать лесные 1 ягоды» «Волшебный мешочек» 1 «Горошек» 1 «Укрась полянку» 1 «Мы творим чудеса» 1 «Пирамидка» 1 «Капли дождя» 1 «Точки на цветочке» 1 «Весёлые сороконожки» 1 «Праздничный салют» 1 «Угощение для друга» 1 «Ромашки» 1 «Соберём яблочки» 1 «Бабочка красавица» 1 (коллективная работа) всего 32 Всего 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 32 Тема занятий «Знакомство» «Найдём предмет» «Змейка» «Помоги» 3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ Программное содержание Материалы и Количество Дата оборудование часов проведения Цель: привлечение внимание ребёнка к тактильному объекту. Задание: педагог обращает внимание на камушки и предлагает по перебирать камушки руками. При этом педагог знакомит с текстурой – стеклянные, гладкие; качеством – хрупкое, прозрачное; цветом – красный, синий, зелёный и т.д. Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения выбирать предметы, отличающихся от камушков «Марблс» Задание: педагог предлагает найти игрушки, спрятанные в камушках с открытыми глазами, сначала одной, затем другой рукой. Усложнение: поиск игрушек закрытыми глазами, определить что это. Цель: учить раскладывать камушки, прикладывая один к другому; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает выложить длинную змейку, используя один цвет, два цвета чередуя их, используя количественный показатель (возьми 5 камушков одного цвета и 4 камушка другого цвета). Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению; стимулирование зрительно- Ёмкость с камушками «Марблс» 1 Ёмкость глубокая, камушки «Марблс», игрушки из киндеров. 1 Камушки «Марблс» 1 Камушки «Марблс», карточки с эталонами цвета, ёмкости для 1 Дата проведения (факт) «Цветок» «Графический диктант» «Помоги зайчику» «Морская звезда» «Вокруг да около» «Сухой бассейн» поисковой деятельности. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Цель: учить ориентироваться на плоскости; профилактика оптико-пространственных нарушений; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает эталон разложенных камушков на плоскости, ребёнку необходимо повторить рисунок. Цель: учить ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям выложить тропинку зайчику из леса к домику. Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Цель: развивать умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает положить камушек на названное им животное. Цель: развитие тактильных ощущений; развитие умения находить камушки. «Марблс», отличающихся от предметов. Задание: педагог предлагает найти камушки, спрятанные в ёмкости с крупами (горох, раскладывания по цвету. Карточка с рисунком цветка, камушки «Марблс» 1 Лист бумаги с шероховатой поверхностью, камушки «Марблс» 1 Камушки «Марблс», карточка с заданием. 1 Рисунок с контуром, камушки «Марблс» 1 Картинка с животными, камушки «Марблс» 1 Камушки «Марблс», ёмкость с крупами. 1 «Рыбка» «Яблоко» «Золушка» «Украсим ёлочку» «Гусеница» «Солнышко лучистое» «Разбери по размеру» фасоль). Цель: развивать умения различать цвета, называть их; развитие зрительного внимания, памяти, мелкой моторики рук. Задания: педагог предлагает разложить камушки, накладывая их на образец – карточку, на которой нанесён рисунок. Цель: обогащение словаря; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям выложить камушки по контуру рисунка. Цель: развитие умения различать цвета, находить цвет по образцу и по словесному обозначению. Задание: педагог обращает внимание, что все камушки разных цветов перемешались. Необходимо рассортировать их по цветам. Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить ёлочку с помощью камушек разноцветной гирляндой или шариками. Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки определённого цвета и украсить ими гусеницу. Цель: развитие мелкой моторики рук; развитие зрительного внимания. Задание: педагог предлагает детям выложить лучики у солнышка. Цель: развитие умения различать камешки по величине; развитие мелкой моторики рук. Карточка с рисунком рыбки, камушки «Марблс» 1 Рисунок с контуром, камушки «Марблс» 1 Камушки «Марблс», ёмкости для раскладывания по цвету. 1 Камушки «Марблс», картинка ёлочки с гирляндами и шариками. 1 Камушки «Марблс», картинка гусеницы. 1 Камушки «Марблс», картинка солнышка. 1 Камушки «Марблс», ёмкости для 1 Задание: педагог предлагает детям разобрать камушки по величине (большие камушки и маленькие). «Домик у Цель: обогащение словаря; развитие мелкой мухомора» моторики рук; развитие умения различать цвета. Задание: педагог предлагает детям украсить домик мухомора камушками определённого цвета. «Помоги ежатам Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать собрать лесные словарь; подбирать камешки определённых ягоды» цветов. Задание: педагог предлагает детям подобрать камешки определённых цветов (красные как ягодки) и разложить их на ёжиков. «Волшебный Цель: развитие внимания; умение различать мешочек» цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: ребёнку предлагается достать камешек из мешочка и соотнести цвет камешка с предметом на картинке. «Горошек» Цель: развитие внимание; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает подобрать камешки зелёного цвета и разложить «горошины» по «стручкам» «Укрась Цель: развитие фантазии; развитие мелкой полянку» моторики рук. Задание: педагог предлагает детям украсить полянку разнообразными камушками по их желанию. «Мы творим Цель: развитие тактильных ощущений; чудеса» развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям шаблон грибочка и детям необходимо заполнить его раскладывания по величине. Камушки «Марблс», картинка мухомора. 1 Камушки «Марблс», картинка ёжиков. 1 Камушки «Марблс», картинка с овощами. 1 Камушки «Марблс», картинка гороха. 1 Камушки «Марблс», зелёная полянка. 1 Камушки «Марблс», шаблон грибочка. 1 «Пирамидка» «Капли дождя» «Точки на цветочке» «Весёлые сороконожки» «Праздничный салют» «Угощение для друга» «Ромашки» определёнными цветами. Цель: умение различать цвета; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям выложить камешки определённых цветов на шаблон пирамидки. Цель: развивать общую моторику; обогащать словарь; развивать речь ребёнка (сочиняем сказку о лягушонке, который боялся дождя). Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов как капли на предложенную им картинку. Цель: закреплять основные цвета; сопоставлять цвет лепестка и шарика; развивать мелкую моторику рук. Задание: педагог предлагает детям выбрать камешки такого цвета, как лепестки на картинке и правильно разместить их по цветам. Цель: развивать мелкую моторику рук; обогащать словарь. Задание: педагог предлагает детям надеть сапожки (разложить камешки) для каждой ножки сороконожки. Цель: развитие фантазии; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям выложить салют из камешков по их желанию. Цель: развитие зрительного внимания; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям украсить пирожные камешками. Цель: обогащать словарный запас; закрепление цвета; развитие мелкой моторики рук. Камушки «Марблс», шаблон пирамидки. 1 Камушки «Марблс», картинка по заданию. 1 Камушки «Марблс», картинка цветка с разноцветными лепестками. 1 Камушки «Марблс», картинка с сороконожками. 1 Камушки «Марблс» 1 Камушки «Марблс», картинка с угощениями. 1 Камушки «Марблс», картинка с 1 «Соберём яблочки» «Бабочка красавица» (коллективная работа) Задание: педагог предлагает детям разложить камешки определённых цветов в сердцевинку каждой ромашки. Цель: развитие внимание; умение ориентироваться на плоскости; развитие мелкой моторики рук. Задание: педагог предлагает детям разложить камушки определённого цвета на дерево с яблоками. Цель: развивать фантазию ребёнка; обогащать словарь; подбирать камешки определённых размеров и цветов. Задание: педагог предлагает детям украсить бабочек камешками по их желанию, как им понравится. ромашками. Камушки «Марблс», картинка дерева с яблоками. 1 Камушки «Марблс», картинка с бабочками. 1 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года Дата окончания учебного года количество учебных недель сроки контрольных процедур 04.10.2024 31.05.2025 32 04.10.2023 22.05.2024 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ По завершению реализации дополнительной образовательной программы «Камушки Марблс» у воспитанников наблюдается: значительное повышение уровня развития творческих способностей; расширение и обогащение словарного запаса; формирование умения взаимодействовать друг с другом; развитие мелкой моторики пальцев рук; развитие тактильных ощущений; развитие умения различать цвета. 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Для реализации программы необходимо следующее обеспечение: - картотека картинок; - набор камушков Марблс; - карточки с эталонами цвета; - карточки с заданиями. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Вольнова Л.Н. «Движение – мысль – слово»/Пермь, 1993. – 63 2. Кольцова М. М. «Ребёнок учится говорить»/М.: «Сов. Россия», 1979 3. Кольцова М.М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребёнка»/М., 1973 4. Климанова Г.Б. «Учебно-методическая технология использования камешков Марблс в работе с детьми дошкольного возраста»/2015. – с. 28-37 5. Гордеева Т.В. Пальчиковая гимнастика с предметами. — М.: Национальный книжный центр, 2015. 48 с. 6. Кольцова М. М., Рузина М. С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. — Екатеринбург: У-Фактория, 2004. — 224 с. 7. Цвынтарный В. В. Играем пальчиками и развиваем речь. Методическое пособие Н. Новгород, 1995. Приложение 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится в конце учебного года (мая). Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года). Для оценки индивидуального развития ребёнка мы руководствовались критериями: 1. 2. 3. 4. 5. Словарный запас; Пространственная ориентировка; Цвет; Уровень самостоятельности; Мелкая моторика. Выявлены следующие уровни у детей: 1. Словарный запас: 1 балл – активный словарь ограничен бытовым уровнем; 2 балла – активный словарь близок к возрастной норме; 3 балла – активный словарь соответствует возрасту. 2. Пространственная ориентировка: 1 балл – не ориентируется на плоскости и в пространстве; 2 балла – ориентируется в пространстве, но при перенесении действий на плоскость испытывает затруднения; 3 балла – пространственная ориентировка и ориентировка на плоскости соответствует возрасту. 3. Цвет: 1 балл – использует один цвет; 2 балла – использует не больше трёх цветов; 3 балла – использует все цвета. 4. Уровень самостоятельности: 1 балл – необходима постоянная помощь взрослого; 2 балла – требуется незначительная помощь взрослого; 3 балла – выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого. 5. Мелкая моторика: 1 балл – мелкая моторика ограничена; 2 балла – испытывает небольшие затруднения в выполнении движений двумя руками. 3 балла – мелкая моторика в норме. Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. . 8. 9. 10. Результаты оценки индивидуального развития: от 15 баллов до 13 баллов – навык сформирован от 12 баллов до 8 баллов – навык на стадии формирования от 7 баллов и менее – навык не сформирован Оценка индивидуальн ого развития Общее количество баллов Мелкая моторика Уровень самостоятельн ости Цвет Ф. И. ребёнка Пространствен ная ориентировка № п/п Словарный запас Протокол оценки индивидуального развития детей по освоению дополнительной программы «Камушки Марблс»