Дополнительная общеобразовательная платная программа М.Монтесори Умелые ручки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная
программа
по системе М. Монтессори
кружка «Умелые ручки»
Возраст воспитанников: 3-4 года.
Срок реализации: 1 год.

Филиппова Любовь Васильевна
воспитатель

Ухта
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1. Введение
2. Основные принципы программы
3. Цели и задачи программы
4. Комплекс организационно – педагогических условий
5. Предполагаемый результат
6. Задачи обучения
7. Учебный план
8. Календарно – тематическое планирование
9. Календарно – учебный график
10.Список литературы
11.Приложение. Педагогическая диагностика

1.Введение
В программе кружка «Умелые ручки» использована методика Марии
Монтессори — педагогика, которая удивительно технологична
и продумана, она позволяет ребенку развиваться в его собственном темпе,
соответственно его способностям.
Методика М. Монтессори является той находкой, которая позволяет
безболезненно, с радостью для детей развивать самостоятельность,
усидчивость, внимание.
Основной девиз методики — «Помоги мне это сделать самому».
В программу кружка «Умелые ручки» вошли разработки занятий
с использованием настольных дидактических игр, созданных по принципу
системы Монтессори. Данная программа позволила систематизировать
учебный материал по развивающему обучению через методику
М. Монтессори.
Адресат программы – воспитанник ДОУ 3-4 года.
Объём программы - 32 учебных часа.
Форма организации занятий - тематическая совместная деятельность
педагога и ребенка.
Режим занятий. Длительность занятия 15 минут. Количество занятий
в неделю – 1раз.
Срок освоения программы - 1 учебный год.
Количество обучающихся в группе:

человек.

2.Основные принципы программы
Программа
кружка
«Умелые
ручки»
с
использованием
методики М. Монтессори включает следующие принципы:
 единство обучающих, развивающих и воспитательных задач;
 деятельный подход к реализации содержания программы;
 интеграция совместной деятельности педагога и ребенка
в его самостоятельную деятельность;
 психологическая комфортность — создание условий для раскованной деятельности, стимулирующей самостоятельную познавательную, творческую активность дошкольника

3.Цели и задачи программы
Главная цель: «Помоги мне это сделать самому».
Каждое упражнение имеет две цели — прямую и косвенную. Первая
служит актуальному движению ребенка, вторая — работе на будущее.
Задачи:
1. Предоставить каждому ребенку возможность развивать и утончать
моторику, особенно пальцев и мускулатуры рук. В упражнениях соединять
движение руки с работой интеллекта.
2. Совершенствовать и расширять активный словарный запас.
3. Расширять знания о цвете, форме, размере.
4. Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять
характерные, существенные признаки предметов и явлений, группировать
их по этим признакам.
5. Создавать благоприятные условия для занятий, чему должны
способствовать:
позитивная
позиция
и
поведение
педагога;
индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии
с его физическими и психическими особенностями, темпом развития.
4. Комплекс организационно – педагогических условий
Материально – техническое обеспечение дополнительной программы:
- столы, стулья по росту и количеству детей, этажерка для хранения
дидактического материала, настольные дидактические игры.
Используемые методы:
Наглядные (демонстрация наглядных пособий)
Словесные (рассказ, беседа, чтение сказок)
Практические (выполнение упражнения, работа с данным материалом)
Игровые (проблемная ситуация, игровая ситуация)

5. Предполагаемый результат:
дети расширят знания по образовательным областям

К концу обучения дети смогут:
 находить рациональный способ работы с материалом, знать алгоритм действия с ним;
 находить свои ошибки и исправлять их;
 сосредоточенно выполнять работу, доводить до конца начатое дело;
 самостоятельно убирать материалы на свое место.
6. Задачи обучения








развитие пространственных представлений;
развитие моторики; координации движений;
развитие слуховой памяти;
расширение запаса слов;
развитие концентрации внимания;
развитие умения сопоставлять слово и предмет;
расширение знаний детей о предметах окружающего мира, животных, растениях;
 развитие умений классифицировать предметы, животных, плоды
растений;
 расширение знаний об окружающем мире, о сезонных изменениях
в природе;
 развитие логического мышления, воображения.

7. Учебный план

№
1.

2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
27.
28.
29.
30.
31.
32.
33.

Тема занятий
«Чудо-гусенка»( Не понятно с
каким материалом работают,
нужна цель)
«Повтори за мной»
«Бегемотик»
«Волшебный круг»
«Мой день»
«Времена года»
«Полезное и вредное»
«Изучаем профессии»
«Предметный мир»
«Транспорт»
«Овощи. Фрукты. Ягоды»
«Вкусная корзинка»
«Разложи по местам»
«Семья»
«Чей детёныш?»
«Кто где обитает?»
«Кто что ест?»
«Найди общее»
«Закончи ряд»
«Найди по тени»
«Чей хвост»
«Угадай, кто?»
«Рисование на песке»
«Фигурки из палочек»
«Умная цепочка»
«Волшебный цветок»
«Найди отличие»
«Кораблик»
«Пазлы – вкладыши»
«Собери картинку»
«Умный квадратик»
«Играй в любую игру»
ИТОГО

Кол-во часов
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

8. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий
«Чудо-гусенка»

«Повтори за
мной»

«Бегемотик»

«Волшебный
круг»

«Мой день»
«Времена года»
«Полезное и
вредное»

Программное содержание

Материалы и оборудование

Строить ряд из цветных фишек по схеме. Развивать мелкую моторику, воображение,
закреплять основные цвета,
счёт в переделах 3
Заполнять карточки фишками
по образцу. Развивать мелкую
моторику, наблюдательность,
закреплять основные цвета,
счёт в переделах 3
Заполнять карточки фишками
по образцу. Развивать умение
собирать по образцу, закреплять основные цвета
Соединять соответствующие
картинки прищепками. Закреплять основные цвета,
научиться правилам игры с
прищепками
Закреплять знания о распорядке дня, закреплять знания
правил игры с прищепками
Закреплять знания о временах
года, об изменениях в природе
Сортировать фишки с изображением еды: полезная и
вредная еда. Расширять и за-

Развивающая игра «Чудогусенка» (с фишками)

Количество Дата проведения
часов

1
Развивающая игра «Повтори за мной» (с фишками)
1
Развивающий набор «Собери по образцу» (с фишками)

1

Игра с прищепками «Учим
цвета»
1
Игра с прищепками «Распорядок дня»

1

Игра с прищепками «Времена года»

1

Сортер «Полезное и вредное», Игра с прищепками
«Съедобное – несъедоб-

1

Дата проведения
(факт)

«Изучаем профессии»

«Предметный
мир»

«Транспорт»

«Овощи. Фрукты. Ягоды»
«Вкусная корзинка»

«Разложи по местам»
«Семья»

креплять знания о пользе и
вреде некоторых продуктов
питания
Собирать карточки, соответствующие определённой
профессии. Расширять знания
о профессиях, развивать умение классифицировать предметы по обобщающим признакам
Сортировать изображения
мебели, инструментов, бытовой техники, одежды. Закреплять знание предметов быта,
умение их разделять по
назначению
Закреплять знания о транспорте, умение разделять его
на водный, сухопутный, воздушный
Продолжать учить сортировать фигурки по типам и цветам. Закреплять знания овощей, фруктов и ягод
Закреплять знание овощей,
фруктов и ягод, умение классифицировать предметы и
слова по обобщающим категориям
Закреплять знание овощей,
фруктов и ягод, умение сортировать их
Закреплять знания названий

ное»
Развивающий набор «Изучаем профессии»
1

Сортер «Предметный мир»
(дерево)
1

Сортер «Транспорт» (дерево)
Пазл «Овощи. Фрукты.
Ягоды», Магниты развивающие «Изучаем цвета,
овощи и фрукты»
НПИ « Закончи ряд. Вкусная корзинка»

1

1

1
Сортер «Овощи, фрукты,
ягоды» (дерево)

1

Игра с прищепками «Мамы

1

животных и их детёнышей
«Чей детёныш?»

«Кто где обитает?»
«Кто что ест?»
«Найди общее»
«Закончи ряд»

«Найди по тени»

«Чей хвост»

«Угадай, кто?»

«Рисование на
песке»

Закреплять умение сопоставлять животное с его детёнышем
Продолжить знакомство с
жилищем различных животных
Продолжить знакомство с питанием животных
Закреплять знания о жилище,
питании и детёнышах животных
Закреплять знания о животных, умение классифицировать предметы по обобщающим категориям
Закреплять знания о животных, развивать умение сопоставлять силуэт животного с
его цветным изображением
Прикреплять изображения
хвостов к соответствующим
изображениям животных. Закреплять знания о животных,
их внешнем строении
Закреплять умение классифицировать животных по категориям птицы, рыбы, насекомые, звери
Развивать мелкую моторику
рук, развивать воображение,

и малыши», магниты «Детёныши и их мамы»
Головоломка пазл двойной
«Мамы и детёныши», обучающие магниты «Мама и
малыш»
НПИ «Кто где обитает?»,
Игра с прищепками «Кто
где обитает?»
Сортер «Кто что ест?» (дерево)
НПИ «Найди общее» (с
карточками)
НПИ « Закончи ряд. Животные»
Развивающий набор
«Найди по тени» (с карточками)

1

1
1
1

1

1

НИ «Чей хвост» (с прищепками)
1
Сортеры «Животный мир»,
«Запоминаем животных»,
«Изучаем животных» (дерево)
Наборы для рисования на
песке (дерево, песок)

1

1

«Фигурки из
цветных палочек»
Умная цепочка
«Волшебный
цветок»
«Найди отличие»

«Кораблик»

«Пазлы – вкладыши»
«Собери картинку»
«Умный квадратик»

умение рисовать по образцу
Развитие логического мышления и воображения. Развитие умения моделировать
плоские фигуры
Продолжать учить собирать
по образцу, развивать моторику, внимание, память
Развивать умение собирать по
образцу, закреплять знания
названий частей цветка
Находить отличия между 2
похожими картинками, отмечать отличия кружком. Развивать наблюдательность,
мышление, память
Учить составлять фигуры путём наложения элементов на
образец, разделенный на составные части, развивать
мышление, память
Развивать умение собирать
пазлы –вкладыши, развивать
мышление, память
Развивать умение собирать
пазлы – палочки. Развивать
наблюдательность, мышление, память
Помещать квадратик на лишнее в ряду изображение, объяснять свой выбор. Развивать
логическое мышление, моторику, внимание

Игровой набор с палочками
«Собери фигуру»

1

Развивающий набор «Умная цепочка»

1

НИ «Собери цветок» (дерево)

1

Развивающий набор
«Найди отличие» (3 уровня
сложности)

1

Головоломка «Танграм»
(дерево)
1
Пазлы - вкладыши (дерево)
1
Головоломки «Пазл на палочках», «Собери 6 картинок. Лес» (дерево)
Развивающая игра «Логические ряды» (с пластиковыми карточками)

1

1

«Играй в любую
игру»

Предоставить игры на выбор
детей

Этажерка с развивающими
играми

1

9. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата начала учебного
года

Дата окончания
учебного года

02.10.2024

30.05.2025

количество
учебных
недель
32

сроки контрольных процедур
02.10.2024
30.05.2025

10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Монтессори М. Помоги мне это сделать самому /Серия «Педагогика детства». Сост. М. В. Богуславский. — М.: ИД «Карапуз», 2002 г.
2. Бауэр Б. Э. Организационно-правовая и педагогическая деятельность центра развития ребенка на примере дидактической системы Марии Монтессори. — М., 2002.
3. Школа Монтессори. Часть 1 (Школа для малышей) /Под ред. Е. А. Хилтунен. — М.: «Мастер», 1992.
4. Сорокова М. Г. Монтессори-педагогика. Вопросы теории и методики. —
СПб., «Дошкольное воспитание», 1999, №10; 2000, №10; 2000, №12.
5. Сорокова М. Г. Математика по методу Монтессори //«Ребенок в детском
саду». 2000, №5; 2000, №6.78
6. Костюк И. Гармоническая атмосфера Монтессори //«Дошкольное воспитание», 2000, №11.
7. Побережникова А. Космическое воспитание // «Дошкольное воспитание».
2000, №11.
8. Любина Г. О формах и организациях работы по развитию речи // «Дошкольное воспитание». 2000, №11.
9. Любина Г. Разговор как психотерапевтическое средство // «Дошкольное
воспитание». 2000, №11.
10. Любина Г. Монтессори-педагогика // «Ребенок в детском саду». 2003, №2.
11. Любина Г. Игра — это работа ребенка над самим собой // «Ребенок в детском саду». 2003, №6.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».