Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА: приказом № 01-10/102 от «30» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа «МУКОСОЛЬКА» художественной направленности. Возраст воспитанников 3 - 4 года. Срок реализации 1 год. Нарыгина Елена Николаевна Заместитель заведующего Ухта 2024 год СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный план дополнительной программы 3. Календарно - тематический план дополнительной программы 4. Календарно-учебный план 5. Планируемые результаты 6. Комплекс организационно-педагогических условий 7. Список литературы 8. Приложение. Педагогическая диагностика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Мукосолька» имеет художественную направленность. Актуальность Соленое тесто становится все более популярным в нашей стране, успешно конкурируя с традиционными материалами – глиной и пластилином. В работе с ним многих привлекает не столько доступность и относительная дешевизна, сколько безграничные возможности, которые дает этот материал для развития творческих способностей дошкольников. Соленое тесто – это замечательный материал для поделок. Оно обладает целым рядом преимуществ: не оставляет следов и легко отмывается, безопасно для детей, экологически чистый натуральный материал, не вызывающий аллергии. Его можно даже съесть. Тесто очень пластичное и позволяет проработать мелкие детали. На тесте остаются замечательные отпечатки от любых предметов – пуговицы, ладошки, расчески, ткани – любой предмет, рельеф которого вам интересен. Адресат программы – воспитанник ДОУ 3-4 лет. Объем программы – 32 учебных часа. Форма организации – групповая. Наряду с групповой формой работы во вовремя занятий осуществляется индивидуальный подход к воспитанникам. Цель программы: развивать изобразительные умения в лепке из солёного теста у детей младшего дошкольного возраста. Задачи программы: развивать фантазию, творческое воображение, развивать мелкую моторику рук, развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, воспитывать чувство удовлетворения от того, что довёл дело до конца, воспитывать уверенность в себе; развивать коммуникативные навыки. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование тем Количество часов № Всего (1 год обучения) 1 Бублики 1 1 2 Вкусное печенье 1 1 3 Солнышко 1 1 4 Батон на завтрак 1 1 5 Ватрушка с ягодами 1 1 6 Морковка для кролика 1 1 7 Утенок 1 1 8 Длинная змейка 1 1 9 Миска 1 1 10 Снежинка 1 1 11 Елочка на картоне 1 1 12 Новогодняя игрушка 1 1 13 Новогодняя елка 1 1 14 Борода Дедушки Мороза 1 1 15 Кактус 1 1 16 Бочонок для меда 1 1 17 Мышка 1 1 19 Блинчики с творогом 1 1 20 Танк для папы 1 1 21 Ежик 1 1 22 Тортик для мамочки 1 1 23 Цветочек 1 1 24 Воздушные шарики 1 1 25 Корзинка под фрукты 1 1 26 Смайлик 1 1 27 Ракета 1 1 28 Божья коровка 1 1 29 Виноград 1 1 30 Пицца из помидоров и сыра. 1 1 32 Улитка 1 1 Всего 32 32 3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятий Бублики Вкусное печенье Солнышко Батон на завтрак Программное содержание Знакомство с тестом. Учить детей действовать по показу - раскатывать колбаски из теста, соединять концы. Познакомить детей с приёмами лепки: раскатывание, сплющивание в диск, продавливание дырочек по диску колпачком от фломастера. Развивать умение раскатывать тесто, расплющивать его в диск. Учить оформлять изделие при помощи макарон (лучики из спагетти) Учить работать стекой (надрезать полоски на батоне). Закрепить знания о хлебобулочных изделиях. Ватрушка с ягодами Продолжать учить раскатывать шарики разных размеров, сплющивать их в диск. Морковка для кролика Закреплять умение раскатывать столбик, Утенок Учить отрывать маленькие кусочки теста от большого куска, скатывать шарики, прикреплять их на картонную основу. Развивать мелкую моторику. Материалы и оборудование Коли чество часов Тесто, разделенное на кусочки средней величины, влажные салфетки. Картинки с изображением различного печенья. Тесто, колпачки от фломастеров. 1 Иллюстрация с изображением солнца, тесто желтого цвета, длинные макароны 1 Тесто желтого цвета, картинка с изображением хлебобулочных изделий, стеки, дощечки, влажные салфетки. Тесто коричневого и белого цветов. Иллюстрации с ватрушками. Дощечки, влажные салфетки. Тесто оранжевого цвета, полоски из картона для батвы, иллюстрации с изображением морковки, игрушечный заяц, доски, влажные салфетки. Картонная основа с нарисованной веткой винограда, зеленое тесто, дощечки, влажные салфетки. 1 1 1 1 1 Дата проведения Дата проведения (факт.) Длинная змейка Продолжать учить раскатывать тесто, делая концы змейки разной толщины. Добавлять к змейке глаза и язычок из картона. Миска Учить лепить широкую невысокую посуду в определенной последовательности (скатывать шар, расплющивать его в диск, поднимать края). Закрепить умения раскатывать столбики, раскладывать их на картоне, соединяя их в центре. Продолжать развивать мелкую моторику рук. Закрепить признаки зимы. Учить раскатывать тесто разной длины (длинный ствол, короткие ветки), располагать ствол и ветки на картоне по образцу воспитателя. Учить детей лепить игрушку на елку в виде колечек; украшать своё изделие бусинами. Учить раскатывать тесто в форме конуса. Украшать изделие картонными заготовками в виде звездочек. Снежинка Елочка на картоне Новогодняя игрушка Новогодняя елка Борода Дедушки Мороза Кактус Учить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска, скатывать шарики, прикреплять их на картонную основу (бороду). Развивать мелкую моторику. Продолжать учить раскатывать тесто, придавать ему форму кактуса. Дополнять изделие иголочками от елки Цветное тесто на выбор детей, доски, иллюстрации с изображением змеек, влажные салфетки. Тесто, доски, влажные салфетки, посуда. 1 Картон-основа по елочку, тесто белого цвета, дощечки, влажные тряпочки 1 Картон-основа по елочку, тесто коричневого и зеленого цветов. 1 Цветное тесто на выбор детей, доски, влажные салфетки. Тесто зеленого цвета, вырезанные из картона звездочки (кружочки) дощечки, влажные салфетки. Картонная основа с нарисованным лицом Деда Мороза, белое тесто, дощечки, влажные салфетки. Зеленое тесто, иголки от елки, иллюстрации с изображением кактуса, доски для лепки, влажные салфетки. 1 1 1 1 1 Бочонок для меда Учить детей раскатывать овал, делать в нем углубление, сдавливать края ля придания формы бочонка. Мышка Учить детей лепить детей овальную форму, стараясь придать форму тела мышки. Дополнять образ при помощи ушек, хвостика, глаз. Закреплять умение придавать форму диска. Из белого теста скатывать маленькие шарики, прикреплять их в середину диска, закручивать края диска. Учить детей лепить танк из нескольких частей. Упражнять в приемах лепки раскатывание, скатывание и сплющивание. Блинчики с творогом Танк для папы Ежик Учить детей лепить детей овальную форму, стараясь придать форму тела мышки. Дополнять образ при помощи семечек. Тортик для мамочки Закреплять умение придавать форму диска, складывать коржи друг на друга. Украшать изделие цветным тестом. Развивать фантазию. Продолжать учить отрывать маленькие кусочки теста, скатывать шарики одинакового размера, сдавливать их в диск. Учить составлять композицию по образцу воспитателя. Развивать мелкую моторику. Продолжать закреплять умение раскатывать шары, расплющивать их в диск, прикреплять к картонной основе, дорисовывать фломастером ниточки для шарика. Цветочек Воздушные шарики Тесто коричневого цвета, бочонок, игрушечный медведь, доски для лепки, влажные салфетки. Соленое тесто, окрашенное в серый цвет, шерстяные нитки, игрушка мышки, доски для лепки, влажные салфетки. Тесто желтого цвета и белого цвета (для творога). Дощечки, влажные салфетки. Кукла. 1 Тесто зеленого цвета, трубочка для пушки, иллюстрации с изображением танка, дощечки, влажные салфетки. Соленое тесто, окрашенное в серый цвет, семечки для иголок, игрушка ёжика, доски для лепки, влажные салфетки. Тесто разных цветов. Картинки с изображением тортов. Дощечки, влажные салфетки. 1 Тесто белого, желтого и розового цветов на выбор детей, доски, влажные салфетки, 1 Цветное тесто желтого, красного, зеленого и синего цветов. Воздушный шарик, картонная основа доски, влажные тряпочки. 1 1 1 1 1 Корзинка под фрукты Смайлик Ракета Божья коровка Виноград Пицца из помидоров и сыра. Улитка Гусеничка на листочке Закреплять умение раскатывать шар, делать в нем углубление, сдавливать края ля придания формы корзинки. Учить заканчивать изделие, прикрепляя ручку у корзинки. Закреплять умение раскатывать шар, преобразовывать его в диск. При помощи цветного теста изображать глазки, носик и улыбающийся ротик. Учить детей лепить ракету конусообразной формы, используя приемы раскатывания и вытягивания. Заканчивать изделие, дополняя его заготовками из картона. Учить облеплять скорлупу грецкого ореха, отщипывать маленькие кусочки пластилина от куска, располагать пластилиновые шарики на равном расстоянии друг от друга, Учить отрывать маленькие кусочки теста от большого куска, скатывать шарики, прикреплять их на картонную основу. Развивать мелкую моторику. Закреплять умение придавать тесту форму диска, поднимать края у теста. Учить отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска, скатывать их в шарики и располагать на диске. Учить создавать из отдельных лепных фигурок красивую сюжетную композицию Закрепить приемы раскатывания. Продолжать учить скатывать шары разных размеров (от большого к маленькому), учить Цветное тесто коричневого цвета, доски, влажные тряпочки, корзинка, игрушечный мишка. 1 Картинки со смайликами, тесто разного цвета, дощечки, влажные салфетки. 1 Тесто синего цвета, картонные заготовки для крыльев, иллюстрации с изображением ракеты, дощечки, влажные салфетки. Тесто красного и черного (серого) цвета. Доски, влажные салфетки, картинка с божьей коровкой. Картонная основа с нарисованной веткой винограда, зеленое тесто, дощечки, влажные салфетки. Тесто белого, желтого и красного цветов, доски, влажные салфетки. 1 Тесто зеленого цвета, дощечки, влажные салфетки, иллюстрации с изображением гусеницы. 1 Зеленый лист из картона, цветное тесто для гусеницы, дощечки, 1 1 1 1 Веселый осьминог Рыбка создавать из различных по размеру шаров необходимый образ; подбирать цветовую гамму для передачи характера. Учить создавать образ осьминога при помощи скатывания тела и раскатывания щупальц осьминога. Учить скреплять их вместе. Учить детей наносить тесто на картон в форме рыбки. При помощи колпачка от фломастера учить выполнять чешую. влажные салфетки. Тесто голубого цвета, дощечки, влажные салфетки, иллюстрация с изображением осьминога. 1 Тесто белого цвета, картонная форма рыбки, колпачки от фломастеров, дощечки, влажные салфетки. 1 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года 02.10.2024 Дата окончания учебного года 30.05.2025 Количество учебных недель 32 Сроки контрольных процедур 02.10.2024 30.05.2025 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСОВЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ В результате освоения дополнительной программы «Мукосолька» дети младшего дошкольного возраста будут иметь представление и умения: о работе с соленым тестом; о приемах лепки (скатывание, раскатывание, сплющивание, вытягивание, защипывание, прищипывание, загибание краев); отщипывать маленький кусочек теста от большого куска; делать пальцами углубление в шаре; о лепке предмета из нескольких частей. об использовании различных материалов для украшения изделия (крупа, макаронные изделия); 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Используемые методы и приемы: Наглядные (использование схем, иллюстраций, картинок, моделей); Словесные (использование художественного слова, беседы, объяснение, вопросы, пояснение); Практические (практические действия, упражнения, выполнение работ на заданную тему, по инструкции); Игровые (проблемная ситуация, игровая ситуация). Каждое занятие состоит из трех частей: 1. I часть включает введение в тему занятия, беседу, объяснение и показ способов выполнения работы. По длительности – 1/3 часть общего времени занятия. 2. II часть включает практическую, самостоятельную работу детей. По длительности – 2/3 общего времени занятия. 3. III часть включает рассматривание работ, самооценку своей деятельности, оформление выставки. По длительности – 3 – 5 минут. Принципы и подходы в организации образовательного процесса Принцип наглядности - играет важную роль в обучении детей дошкольного возраста, так как мышление дошкольника носит наглядно-действенный и наглядно-образный характер. Принцип доступности - обучение только тогда результативно, когда оно посильно и доступно детям. Принцип систематичности и последовательности - предполагает такой логический порядок изучения материала, при котором знания опираются на ранее полученные. Формы взаимодействия с родителями: Анкетирование Регулярная выставка детских работ для родителей. Консультации: «Лепим дома – развиваем детское творчество». Индивидуальные беседы с рекомендациями. Открытые занятия (дети и родители). 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Декоративная лепка в детском саду / Под ред. М.Б. Халезовой - Зацепиной, 2008. 2. Программа художественного воспитания, обучения и развития 2-7 лет Лыковой И.А. 3. Рубцова Е.В. «Фантазии из соленого теста», 2008. 4. Хананова И.Н. Соленое тесто, М., 2006. 5. Хоменко В.А. Соленое тесто: шаг за шагом. Харьков, 2007. 6. Чаянова Г.Н. Соленое тесто. М., 2005. 7. Интернет ресурсы, конспекты занятий сайт maam.ru. 8. Иллюстрации, тематический подбор открыток, варианты образцов. Приложение 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Качественная реализация дополнительной программы «Мукосолька» невозможна без определения оценки индивидуального развития детей. Форма проведения оценки индивидуального развития - наблюдение в процессе занятий. Срок проведения: октябрь (в начале реализации дополнительной программы) – май (в конце реализации дополнительной программы). Критерии оценки индивидуального развития: 3 балла: ребенок самостоятельно справляется с заданием. 2 балла: ребенок справляется с заданием с помощью педагога. 1 балл: ребенок не справляется с заданием. Результаты оценки: от 18 баллов до 13 балла – навык сформирован от 12 баллов до 7 баллов – навык на стадии формирования от 6 и менее – навык не сформирован. Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол. Ф.И ребенка № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 Оценка индивидуального развития Общий балл Умение делать углубление в шаре. Умение отщипывать маленькие кусочки теста от большого куска. Умение украсить изделие дополнительным материалом. Умение лепить предмет из нескольких частей Основные формообразующие приемы лепки: раскатывание столбика между руками; скатывание (шара, овала); расплющивание (диск). Дополнительные приемы лепки: защипывание, прищипывание, загибание краев, скрепление, вытягивание. Протокол оценки индивидуального развития детей младший дошкольный возраст (3-4 года)