Дополнительная общеобразовательная платная программа Песочная фантазия

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом № 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«ПЕСОЧНАЯ ФАНТАЗИЯ»
художественной направленности.
Возраст воспитанников: 3 - 5 лет.
Срок реализации: 2 года.

Петрикова Анастасия Викторовна
воспитатель

Ухта
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.

Пояснительная записка

2.

Учебный план

3.

Календарно-тематическое планирование

4.

Календарно-учебный график

5.

Планируемые результаты

6.

Комплекс организационно-педагогических условий

7.

Список литературы

8.

Приложение. Педагогическая диагностика

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Песочная фантазия»
имеет художественную направленность - направленна на развитие психических
процессов и освобождение ребёнка от накопившегося стресса через игры с песком.
Актуальность и новизна программы
«Песочная сказка» представляет возможность педагогу осуществлять индивидуальный
подход к каждому ребенку. Проблема развития детской личности является одной из
наиболее актуальных, ведь речь идет о важнейшем условии формирования
индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах ее становления. Игра и
рисование – особые формы детской деятельности. Интерес к ним у детей существенно
зависит от того, насколько условия и организация труда позволяют удовлетворить
основные потребности ребенка, а именно:
• желание практически действовать с предметами;
• желание чувствовать себя способным сделать нечто такое, что можно использовать и что
способно вызвать одобрение окружающих.
Для многих людей облечение мысли в слово трудно, особенно для детей. Но ведь ещё
существует язык мимики, жеста, способный тонко выразить ощущения или чувства. Или в рисунке, пластилине рука как бы выстраивает мосты между внутренним и внешним
мирами. Тогда внутренний образ становится зримым во внешнем творении. Этот принцип
положен в основу системы работы по пескотерапии. Как известно, дети с удовольствием
играют в песок, потому что такие игры насыщены разными эмоциями: восторгом,
удивлением, волнением, радостью. Это дает возможность использовать игры с песком для
развития, обогащения эмоционального опыта ребенка, для профилактики и коррекции его
психических
состояний.
Работа
по
дополнительной
общеобразовательной
общеразвивающей программе «Песочная терапия» - прекрасное средство развития
творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского
мышления детей, умения взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.
Новизна данной программы заключается в использовании сказкотерапии и
песочной терапии как способа уравновешивания эмоционального состояния ребенка,
выражения его душевных переживаний, освобождения от страхов, избавления от
психологического напряжения, налаживания контактов со взрослыми и сверстниками.
Адресат программы – воспитанник ДОУ 3 – 5 лет.
Объём программы 1 год обучения – 60 учебных часов; 2 – год обучения - 72 уч. часа
Форма организации занятий
•
индивидуальная (детям дается самостоятельное задание с учётом его
возможностей);
•
фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке
определённого технологического приёма);
•
подгрупповая (разделение на подгруппы для выполнения определенной работы);
Режим занятий. Длительность занятия младший возраст – 15 минут; длительность
занятия средний возраст – 20 минут. Количество занятий в неделю – 2 раза.
Срок освоения программы 2 учебных года.
Количество обучающихся в группе: 8 человек.
Целью программы – развитие художественно-творческих способностей
дошкольников посредством обучения технике рисования песком
Задачи:
1. Способствовать формированию у детей практических навыков рисования в технике
песочной анимации.

2. Содействовать развитию восприятия изображения, чувства цвета, формы, ритма,
композиции, сенсорных способностей.
3. Развивать тактильную чувствительность, мелкую моторику рук, зрительно-моторную
координацию.
4. Создать условия для проявления творческой активности, самостоятельности.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН
Первый год обучения
(дети 3 - 4 года)
№

Наименование разделов, тем

1
2
3

«Знакомство с кинетическим песком»
«Учимся играть с песком»
«Учимся разравнивать и рисовать на
песке»
«Учимся делать отпечатки
трафаретом»
«Знакомство со свойствами сухого
песка»
«Знакомство со свойствами сырого
песка»
«Пирожки для зайчика» (кинетический
песок)
«Узоры на песке» (сухой песок)
«Осенние листочки (кинетический
песок)
«Осенние листочки» (разные способы)
«Идет снег» (кинетический песок)
«Дорожки для матрешки» (сухой
песок, семена)
«Дорожка для петушка» (сырой песок,
семена)
«Солнышко и дождик» (сырой песок,
семена)
«Машины на дороге» (кинетический
песок)
«Тучка» (сухой песок, трубочка)
«Заборчик для козлят» (кинетический
песок, палочки)
«Шарики воздушные» (сухой песок,
палочки)
«Секретик» (мелкие игрушки,
кинетический песок)
«Угостим куклу пирогом» (сырой
песок, формочки)
Знакомство с песочным столом
«Учимся рисовать на песочном столе»
«Пароход на волнах» (палочки)
«Деревья» (палочки)
«Погремушечка, играй»
«Снежинки летят» (разные способы
изображения)
«Красивая снежинка» (семена)
«Узоры на окне» (песочный стол)
«Сугробы» (киндер, кинетический
песок)

4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29

Количество часов
(1 год обучения)
2
2
1

Всего

1

1

1

1

1

1

2

2

2
2

2
2

2
1
1

2
1
1

1

1

1

1

2

2

1
1

1
1

2

2

1

1

1

1

1
2
1
1
1
2

1
2
1
1
1
2

1
1
1

1
1
1

2
2
1

30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50

«Снеговик» (песочный стол)
«Елочка в лесу» (палочки)
«Ветер» (бусины, семена)
«Домик лесовичка» (трафарет, сырой
песок)
«Народные игрушки».
«Вкусное печенье» (сырой песок)
«Неваляшка» (песочный стол)
«Рыбки в воде» (сухой песок)
«Дорисуй картинку» (круг)
«Фрукты для куклы»
«Красивые узоры» (сухой песок)
«Дорисуй картинку» (квадрат)
«Вьюга»
«Кораблики»
«Разные дома»
«Прянички для Манечки»
«Красивые флажки»
«Танк»
«Цветок для мамы»
«Весёлый осьминожик»
«Мостик через речку»
Всего

1
1
1
1

1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
60

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
60

Второй год обучения
(дети 4 - 5 года)
№

Наименование разделов, тем

1

Знакомство с мокрым песком
«Рассказы дядюшки Песка»
«Здравствуй, песок!»
«Необыкновенные следы»
«Говори!»
«Веселая полянка».
«Найди отличие»
«Золотая осень»
«Кричалки-шепталки-молчалки»
«Разговорчивые ладошки»
«Ласковые лапки»
«Передай игрушку»
«Красивая варежка»
«Звездочки на небе»
«Возьмемся за руки, друзья!»
«На какое растение, животное ты
похож?»
«Колпак мой треугольный»
«Весёлый снеговик»
«Сыпем – лепим»

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18

Количество часов
(1 год обучения)
2

Всего

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1

1
2
1
1
1
1
1
1
1
2
2
1
1
1

1
2
2

1
2
2

2

19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54

«Вымышленные животные и птицы»
«Моя семья»
Сказка на песке «Репка»
Игра с песком «Поможем кузнечику
Кузе».
«Весёлые человечки»
''Какой я?''
«Волшебные зимние узоры»
«Волшебные снежинки»
Сказка на песке: «Колобок»
Упражнение «Что спрятано?»
«Наши чувства»
Упражнение «Портрет на песке»
«Народные игрушки»
«Скоро-скоро Новый год».
«Елочка».
Исследовательская деятельность
«Угощение для кукол»
Исследовательская деятельность:
«Своды и тоннели»
«Кошечка».
«Солнышко лучистое».
«Птичка-невеличка».
«Пружинки-резинки».
«Заборчики».

1
2
2
1

1
2
2
1

1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2

1
1
1
1
1
2
2
1
1
2
1
2

2

2

1
1
1
2
2

1
1
1
2
2

«Веточки деревьев».
«Будь здоров!».
«Золотая рыбка».
«Такие разные домики»
«Транспорт».
«Папин праздник».
Сказка на песке «Заюшкина избушка»
«Снежок».
«Семья».
«Женский день».
«Эмоции. Спокойствие-страх».
«Эмоции. Испуг-удивление».
«Эмоции. Злость-обида».
Всего

1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
72

1
1
1
1
2
2
2
2
1
1
1
1
2
72

3. КАЛЕНДАРНОГ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Первый год обучения
(дети 3 - 4 лет)
Тема занятий
«Знакомство с
кинетическим
песком»

«Учимся играть с
песком»

«Учимся
разравнивать и
рисовать на
песке»
«Учимся делать
отпечатки
трафаретом»

Программное содержание

Материалы и
оборудование

Познакомить
детей
со
Кинетический песок,
свойствами
кинетического
поднос, формочки.
песка, материалами для работы,
способом лепки на подносе.
Учить
передавать
эмоциональное
состояние
словами: грустно, радостно,
весело, стесняюсь и т.д.
Продолжать знакомство со
Кинетический песок,
свойствами
кинетического поднос, формочки, мелкие
песка.
Учить
наполнять
игрушки.
песочницу песком правой и
левой рукой.
Учить детей разравнивать песок
Кинетический песок,
на подносе тонким слоем, поднос, ватные палочки.
проводить
прямые
линии
сверху вниз, слева направо,
справа налево палочкой двумя
руками. Учить работать парами.
Учить делать отпечатки на
Кинетический песок,
песке трафаретом, прикладывая
поднос, трафареты.
его к песку узкой гранью,
прижимая
всей
ладонью.
Продолжать учить разравнивать

Количество
часов
2

2

1

1

Дата
проведения

Дата
проведения
(факт)

«Знакомство со
свойствами сухого
песка»

«Свойства
кинетического
песка»
«Пирожки для
зайчика»

«Узоры на песке»

«Осенние
листочки»
«Осенние
листочки»

песок на подносе тонким слоем.
Познакомить
детей
со
свойствами сухого кварцевого
песка, способами насыпа на
световой стол правой рукой,
левой рукой, одновременно
двумя
руками.
Учить
высвобождать
негативную
энергию, злость.
Закреплять с детьми свойства
кинетического песка. Учить
переносить
эмоции
на
предметы.
Учить детей изготавливать из
кинетического песка шарики,
используя прием скатывания
круговыми движениями рук.
Учить обыгрывать готовое
изделие.
Учить детей использовать при
рисовании на сухом песке стеки
разной формы.
Продолжать
учить
детей
разравнивать песок тонким
слоем на подносе. Учить
рисовать одновременно двумя
руками простые линии.
Учить
детей
изображать
листочки дерева на сухом,
кварцевом
песке
разными
способами:
пальчиками
(указательными), двумя руками
одновременно, палочкой, с

Световой стол, кварцевый
песок.

1

Кинетический песок,
поднос, тыквенные
семечки.

1

Кинетический песок,
поднос, мелкие игрушки,
игрушка «Зайка».

2

Сухой, кварцевый песок,
поднос, стеки разной
формы
Кинетический песок,
поднос, картинки осенние
листья.

2

Сухой кварцевый песок,
поднос, ватные палочки,
трубочки.

2

2

«Идет снег»

«Дорожки для
матрешки»
«Дорожка для
петушка»

«Солнышко и
дождик»

«Машины на
дороге»

«Тучка»

«Заборчик для
козлят»

помощью трубочки. Учить
передавать свои ощущения.
Закрепить навык рисования
пальчиками на песке двумя
руками.
Учить
детей
выкладывать
дорожку на сухом песке
используя семена тыквы правой
и левой рукой.
Продолжать
учить
детей
изображать дорожку из семян,
выкладывая их в одну линию.
Учить детей дополнять готовое
изображение
деталями
(семенами),
развивать
воображение, мелкую моторику
пальцев рук.
Продолжать
учить
детей
разравнивать песок тонким
слоем,
использовать
при
изображении трафареты. Учить
убирать
лишний
песок
пальцами рук.
Продолжать
учить
детей
изображать
предметы
с
использованием
трубочки,
дополнять деталями. Развивать
воображение, фантазию.
Продолжать
учить
детей
разравнивать песок тонким

Кинетический песок,
поднос, стеклянные
камешки иллюстрация
«Снег идёт».
Сухой кварцевый песок,
поднос, семена тыквы,
мелкие игрушки,
матрёшка.
Кинетический песок,
семена тыквы, поднос,
игрушка петушок,
потешка «Петушок,
петушок…».
Кинетический песок,
поднос, семена тыквы,
семечки, картинка
«Солнышко».

1

Кинетический песок.
поднос, трафареты,
игрушки машинки,
картинки «Транспорт».

2

Сухой кварцевый песок,
поднос, трубочки,
пуговицы.

1

Кинетический песок,
поднос, ватные палочки,

1

1

1

1

слоем.
Познакомить
с
изображением
картинки,
с
использованием
палочек.
Развивать мелкую моторику
пальцев
рук,
ритмичность
изображения.
«Шарики
Продолжать учить разравнивать
воздушные»
песок, изображать шарики с
помощью палочек. Развивать
воображение, моторику пальцев
рук.
«Секретик»
Предложить детям спрятать
мелкие игрушки в кучку с
песком, затем найти их снова.
Развивать мелкую моторику
пальцев
рук,
тактильные
ощущения.
«Угостим куклу
Учить
украшать
готовое
пирогом»
изделие, пуговицами, семенами.
Развивать
воображение,
фантазию, мелкую моторику
пальцев рук.
Знакомство с
Познакомить детей с песочным
песочным столом столом. Развивать моторику
пальцев
рук,
тактильную
чувствительность.
«Учимся рисовать Учить детей высыпать песок из
на песочном столе» кулачка тонкой струйкой на
стекло, плавно передвигать
руку, развивать тактильную
чувствительность.
«Пароход на
Продолжать
учить
волнах»
работать с песочным

чтение сказки «Волк и
козлята»

Сухой кварцевый песок,
поднос, ватные палочки,
картинки воздушных
шариков.

2

Кинетический песок,
поднос, мелкие игрушки.

1

Кинетический песок,
пуговицы, семена тыквы,
семечки.

1

Световой стол, кварцевый
песок.

1

Световой стол, кварцевый
песок.

2

Световой стол, ватные
палочки, пуговицы,

1

«Деревья»

«Погремушечка,
играй»

«Снежинки летят»

«Красивая
снежинка»

«Узоры на окне»

столом,
дополнять
изображение
деталями. Развивать
воображение, мелкую
моторику пальцев рук.
Продолжать учить работать с
песочным столом, дополнять
изображение
деталями.
Развивать
воображение,
фантазию.
Продолжать детей учить лепить
из
кинетического
песка
изделия,
используя
дополнительные
материалы
(киндер
яйцо).
Развивать
мелкую моторику, тактильную
чувствительность.
Развивать воображение детей,
изображая снежинки разными
способами,
используя
разнообразные
материалы.
Развивать моторику пальцев
рук,
тактильную
чувствительность.
Продолжать
учить
детей
разравнивать песок тонким
слоем.
Продолжать
учить
выкладывать
изображение
снежинки, используя семена.
Развивать
воображение
и
фантазию детей.
Продолжать
учить
детей
работать с песочным столом,

картинка «Пароход,
лодка».

Световой стол, ватные
палочки. Картинка
«Деревья».

1

Кинетический стол,
киндер яйцо.

1

Кинетический песок,
стеклянные камушки,
пуговицы.

2

Кинетический песок,
поднос, семена тыквы.

1

Световой стол, кварцевый
песок

1

«Сугробы»

«Снеговик»

«Елочка в лесу»

«Ветер»

«Домик
лесовичка»

«Народные

высыпать
песок
тонкой
струйкой.
Развивать
воображение, мелкую моторику
пальцев рук.
Продолжать учить лепить из
кинетического песка изделия,
используя
дополнительные
материалы.
Развивать
воображение, мелкую моторику
пальцев рук.
Продолжать учить рисовать на
песочном столе, дополнять
изображение
необходимыми
материалами,
развивать
воображение, фантазию детей.
Продолжать учить разравнивать
песок
тонким
слоем,
изображать
предметы,
используя палочки. Развивать
мелкую моторику пальцев рук,
тактильную чувствительность.
Продолжать
учить
детей
работать с песочным столом,
рисуя
ветер,
украшать
дополнительными
деталями.
Развивать моторику пальцев
рук.
Продолжать
учить
детей
пользоваться трафаретом для
изображения
рисунка,
дорисовывать детали. Развивать
фантазию и воображение детей.
Продолжать учить лепить из

Кинетический песок,
поднос, киндер яйцо.

1

Световой стол, кварцевый
песок, ватные палочки,
картинка «Снеговик».

1

Световой стол, кварцевый
песок, ватные палочки,
картина «Ёлки в лесу».

1

Световой стол, кварцевый
песок, ватные палочки.
Семечки, семена тыквы.

1

Трафарет, кинетический
песок, поднос,
иллюстрация домиков.

1

Кинетический песок,

1

игрушки»

«Вкусное печенье»

«Неваляшка»

«Рыбки в воде»

«Дорисуй
картинку»

«Фрукты для
куклы»

кинетического песка изделия поднос, формочки, киндер
круглой формы, украшать их
яйцо, семена тыквы,
дополнительными
иллюстрации народного
материалами.
Развивать
промысла.
воображение и фантазию детей.
Продолжать учить украшать
Кинетический песок.
готовое
изделие
поднос, формочки
дополнительными
деталями.
печенья, семечки.
Развивать
фантазию
и
воображение детей, мелкую
моторику пальцев рук.
Продолжать
учить
детей Световой стол, кварцевый
работать с песочным столом.
песок, игрушка
Развивать моторику пальцев
«Неваляшка».
рук,
тактильную
чувствительность.
Продолжать
учить
детей Световой стол, кварцевый
изображать
рисунок
на песок, макет «Аквариум».
кварцевом песке пальчиками.
Развивать моторику пальцев
рук,
тактильную
чувствительность.
Предложить
дорисовать
с Световой стол, кварцевый
помощью
песка
и
песок, фигура – круга.
дополнительных
материалов
картинку, используя за основу
круг. Развивать воображение и
фантазию детей.
Продолжать
учить
детей Световой стол кварцевый
работать за песочным столом,
песок, ватные палочки,
высыпать
песок
тонкой
загадки и картинки
струйкой,
развивать
фруктов.
самостоятельность,

1

1

1

1

1

«Красивые узоры»

«Вьюга»

«Кораблики»

«Разные дома»

«Прянички для
Манечки»

воображение.
Развивать воображение детей
при изображении узоров на
кварцевом песке, используя
дополнительный
материал
(семена); моторику пальцев рук,
тактильную чувствительность.
Продолжать
учить
детей
разравнивать песок тонким
слоем. Выполнять изображение
с помощью трубочки, развивать
фантазию и воображение.
Упражнять детей в умении
выкладывать изображение с
помощью палочек по образцу
на
кинетическом
песке.
Развивать мелкую моторику
пальцев
рук,
тактильную
чувствительность.
Продолжать
учить
детей
выполнять изображение
из геометрической формы –
квадрат, дополняя его разными
материалами.
Учить
детей
делать выбор по своему
усмотрению,
развивать
самостоятельность,
мелкую
моторику пальцев рук.
Продолжать учить детей лепить
изделия
из
кинетического
песка, используя формочки и
украшать
дополнительными
материалами.
Развивать

Световой стол, кварцевый
песок, семена

1

Световой стол, кварцевый
песок, трубочки.

1

Кинетический стол,
поднос, ватные палочки.

1

Световой стол, кварцевый
песок, трубочки, ватные
палочки

1

Кинетический песок,
поднос, разрезанные
трубочки, мелкие
пуговицы

1

эстетический вкус, тактильную
чувствительность.
«Красивые
Закрепить
знание
флажки»
геометрической
формы – квадрат,
навык рисования на
кварцевом
песке,
использования
трафаретов. Развивать
мелкую
моторику
пальцев
рук,
тактильную
чувствительность.
«Танк»
Закрепить навык работы с
песочным столом, выполнять
изображение
по
образцу,
используя
дополнительные
материалы. Развивать мелкую
моторику
пальцев
рук,
тактильную чувствительность.
«Цветок для мамы» Закреплять
навык
работы
с
кинетическим песком:
разравнивать тонким
слоем,
плотно
утрамбовывать
ладошкой;
выкладывать
изображение
с
помощью
пуговиц,
слегка вдавливая в
песок.
«Весёлый
Продолжать учить работать с

Световой стол, кварцевый
песок, трафарет

1

Световой стол, кварцевый
песок, пуговицы,
стеклянные камешки,
трафарет, картина танка.

1

Кинетический песок,
поднос, пуговицы,
картинка цветы.

1

Световой стол, кварцевый

1

осьминожек»

«Мостик через
ручку»

«Паучок»

кварцевым песком, украшать и
дополнять
изделие
необходимыми
материалами.
Развивать
фантазию
и
воображение детей.
Продолжать учить разравнивать
песок
тонким
слоем,
изображать
предметы,
используя палочки. Развивать
моторику пальцев рук.
Продолжать
учить
детей
работать за световым столом,
выполнять
изображение
используя за основу – круг.
Дополнять
палочками
или
дорисовывать пальчиком по
своему
выбору.
Развивать
мелкую моторику пальцев рук,
тактильную чувствительность.

песок, семена тыквы,
пуговицы, картинка
осьминога.
Световой стол, фон реки,
ватные палочки.

1

Световой стол, кварцевый
песок, ватные палочки,
картинка паучок.

1

Второй год обучения
(дети 4 - 5 лет)

Тема занятий

Программное содержание

Материалы и
оборудование

Количество
часов

Знакомство с
мокрым песком
«Рассказы
дядюшки Песка»

Развитие тактильных чувств,
внимания,
воображения,
навыков
расслабления.
Познакомить
с
правилами
работы с песком. Закрепить,
уточнить,
систематизировать
знания о природном материале
- песке. О различных видах
песка. Развивать интерес к
играм с песком. Создать
радостное настроение.
Закрепить правила поведения в
песочнице.
Создать
положительный
эмоциональный
настрой.
Развивать диалогическую речь.
Воспитывать
аккуратность.
Снижение
психофизического
напряжения. Развитие чувства
эмпатии путем тактильных
взаимодействий.
Учить
отражать
в
речи
свои
ощущения,
настроение.
Развивать мелкую моторику.
«Идут медвежата» - кулачками

Песок, мелкие игрушки.

2

Световой стол кварцевый
песок

1

«Здравствуй,
песок!»

«Необыкновенные

Кинетический песок,

Дата
проведения

Дата
проведения
(факт)

следы»

«Говори!»

«Веселая полянка»

«Найди отличие»

и
ладошками
с
силой
надавливать на кинетический
песок. «Прыгают зайчики» кончиками пальцев ударять по
поверхности песка, двигаясь в
разных направлениях
«Ползут
змейки»
расслабленными
(или
напряженными) пальцами рук
делать
поверхность
кинетического песка волнистой.
«Бегут жучки - паучки» двигать
всеми
пальцами,
имитируя движение насекомых.
Выразить
с
помощью
кинетического песка эмоции и
чувства,
которые
ребенок
испытывает
в
настоящий
момент,
развивать
пространственное мышление,
развивать навыки общения,
мелкую моторику рук
Лепка грибочков с помощью
формочек,
составление
целостной
композиции.
Равномерное нанесение песка.
Рисование грибов различных по
величине
и
форме
по
трафарету. Снятие напряжения
рук.
Развитие
умения
концентрировать внимание на
деталях.
Способствовать

поднос, картинки следов
животных.

2

Кинетический песок,
картинки эмоции, поднос,
бусинки.

1

Кинетический песок,
иллюстрации полянки,
формочки, ватные
палочки, трафарет

1

Световой стол, кварцевый
песок, трафарет.

1

«Золотая осень»

«Кричалки,
шепталки,
молчалки»
«Разговорчивые
ладошки»
«Ласковые лапки»

«Передай
игрушку»
«Красивая
варежка»

«Звездочки на
небе»

развитию стойкого интереса к
работе с песком. Развивать
художественное восприятие.
Обогащение изобразительного
опыта.
Способствовать
развитию стойкого интереса к
работе с песком. Развивать
художественное
восприятие.
Беседа об осени. Осенние
символы.
Развитие
наблюдательности,
умения действовать по правилу,
волевой регуляции.
Научить детей контролировать
свои действия.
Снятие напряжения, мышечных
зажимов,
снижение
агрессивности,
развитие
чувственного
восприятия,
гармонизация
отношений
между ребенком и взрослым.
Снятие излишней двигательной
активности.
Самостоятельно использовать
знакомые
техники.
Воспитывать эмоциональную
отзывчивость.
Развивать
координацию движения рук.
Вызвать эмоциональный отклик
в душе ребенка. Развивать
воображение, художественное
восприятие. Развивать стойкий

Картинки об осени,
световой стол, кварцевый
песок, семена тыквы.

1

Световой стол, кварцевый
песок, трубочки.

1

Потешки, прибаутки,
кинетический песок,
поднос.
Кинетический песок,
поднос, бусинки,
пуговицы.

1

Световой стол, кварцевый
песок, игрушка – куколка.
Кинетический песок,
поднос, ватные палочки,
бусинки, семена тыквы.

2

Трафарет звёздочки,
кинетический песок,
поднос.

1

1

2

интерес к процессу рисования
на кинетическом песке.
«Возьмемся за
Обращение
внимания
на
Кинетический песок,
руки, друзья!»
тактильные,
кинестические
ватные палочки,
ощущения;
развитие
разрезные детали
способности
детей
контрубочек.
центрироваться
на
них,
различать
их,
обозначать
словами.
Знакомство
с
приёмами релаксации через
смену
напряжениярасслабления
мышц
и
регулирования дыхания
«На какое
Учить
разным
способам Световой стол, трафареты,
растение, животное выражать эмоции, отношение к кварцевый песок, семена
ты похож?»
другим. Развитие интереса к
тыквы.
себе. Обращение внимания на
тактильные
ощущения;
развитие
способности
концентрироваться на них,
различать, обозначать словами.
«Колпак мой
Научить
концентрировать Световой стол, кварцевый
треугольный»
внимание,
способствовать
песок, трафарет
осознанию своего тела, научить
треугольника, ватные
управлять
движениями
и
палочки.
контролировать свое поведение.
«Весёлый
Научить
концентрировать Поднос, кварцевый песок,
снеговик»
внимание,
способствовать
мокрый песок, мелкие
осознанию ребенком своего
пуговицы, картинка
тела,
научить
управлять
снеговик.
движениями и контролировать
свое поведение. Формировать
знания о свойствах сухого и

1

1

1

2

«Сыпем – лепим»

«Вымышленные
животные и
птицы»

«Моя семья»

Сказка на песке
«Репка»

сырого песка, об изменчивости
его формы в зависимости от
формочки. Учить способам обследования.
Формировать знания детей о
свойствах сухого и сырого
песка, об изменчивости его
формы в зависимости от
формочки. Учить способам
обследования.
Воспитывать
интерес к экспериментальной
деятельности.
Развивать
мелкую моторику рук.
Развивать
эмоциональночувствительный
опыт,
творческое
воображение.
Воспитывать
умение
всем
вместе
находить
решение
проблемной
ситуации.
Развивать
коммуникативные
навыки, мелкую моторику рук.
Побудить детей символически
изобразить членов своей семьи,
какое-то семейное событие.
Развивать
творческое
воображение, связную речь,
навык следования игровому
правилу, мелкую моторику рук.
Воспитывать
умение
взаимодействовать в игре.
Развивать
умение
импровизировать
в
образе
действий
знакомых

Сухой и мокрый песок,
поднос.

2

Световой стол, кварцевый
песок.

1

Световой стол, кварцевый
песок, трафарет
человечков разного
размера, иллюстрация
семья.

2

Кинетический песок,
поднос, мелкие игрушки
по сказке «Репка».

2

Игра с песком
«Поможем
кузнечику Кузе».

«Весёлые
человечки»

персонажей.
Развивать
творческое
воображение,
связную
речь,
навык
следования игровому правилу,
мелкую
моторику
рук.
Воспитывать
умение
взаимодействовать в игре.
Развивать
эмоциональночувствительный опыт детей,
творческое
воображение.
Воспитывать
умение
всем
вместе
находить
решение
проблемной
ситуации.
Развивать
коммуникативные
навыки, мелкую моторику рук.
Способствовать возникновению
эмпатии,
чувства
сопереживания.
Развитие
произвольных
движений и самоконтроля.
Cоздать
эмоционально
приятную атмосферу в группе.
Развивать навыки позитивного
социального
поведения.
Обращение внимания детей на
тактильные,
кинестические
ощущения;
развитие
способности
детей
концентрироваться на них,
различать
их
словами.
Тренировка
произвольной
регуляции
двигательной
активности и поведения.

Световой стол, кварцевый
песок, бусинки, семечки.

1

Световой стол, ватные
палочки.

1

''Какой я?''

«Волшебные
зимние узоры»

«Волшебные
снежинки»

Сказка на песке:
«Колобок»

Учить
разным
способам
Светой стол, кварцевый
выражать эмоции, отношение к
песок, ватные палочки.
другим. Развитие интереса к
себе. Обращение внимания на
тактильные
ощущения;
развитие
способности
концентрироваться на них,
различать, обозначать словами.
Организация
опыта
осознанного
переживания
детьми ощущений мышечного
напряжения и расслабления
мышц. Тренировка регуляции
двигательной активности и
поведения.
Развивать
ассоциативное Световой стол, кварцевый
мышление,
воображение.
песок.
Воспитывать желание создавать
интересные
оригинальные
композиции из песка.
Развивать
эмоционально- Световой стол, трафареты
чувствительный
опыт,
снежинок, кварцевый
творческое
воображение.
песок, иллюстрация
Воспитывать
умение
всем
«Снежинка».
вместе
находить
решение
проблемной
ситуации.
Развивать
коммуникативные
навыки, мелкую моторику рук.
Учить моделировать ситуацию
Кинетический песок,
сказки в песочнице, располагать поднос, игрушки по сказке
материалы по всей поверхности
«Колобок».
песка.
Способствовать
возникновению
игровых

1

1

1

1

Упражнение «Что
спрятано?»

«Наши чувства»

взаимодействий между детьми.
Развивать
творческие
способности,
диалогическую
речь,
коммуникативные
навыки.
Учить находить на ощупь
спрятанные в песке игрушки,
называть их, ориентироваться
на «песочном листе». Развивать
тактильно - кинестическую
чувствительность.
Способствовать
повышению
самооценки у детей. Развивать
речь.
Знакомство с изображениями
чувств радости, гнева, страха из
серии
«Страна
Эмоций».
Обращение внимания детей на
тактильные,
кинестические
ощущения;
развитие
способности
детей
концентрироваться
на
них,
различать
их,
обозначать
словами. Осознание ощущений
мышечного
напряжения
и
расслабления
мышц.
Тренировка
произвольной
регуляции
двигательной
активности
и
поведения.
Знакомство
детей
с
элементарными
примами
релаксации
через
смену
напряжения-расслабления

Кинетический песок,
поднос, мелкие игрушки,
пуговицы.

2

Световой стол, кварцевый
песок, семена тыквы,
семечки.

2

мышц
и
регулирования
дыхания.
Учить
решать
конфликтные ситуации, не
обижая других.
Упражнение
Расширять представления детей
Фотографии людей,
«Портрет на песке» об эмоциях. Упражнять в Световой стол, кварцевый
рисовании пальчиком на песке
песок.
выражений лиц с различными
эмоциями. Развивать мелкую
моторику.
Гармонизировать
эмоциональную сферу детей.
«Народные
Развивать
воображение,
Картинки народных
игрушки»
фантазию.
промыслов, световой стол,
Развивать навыки работы в семечки, кварцевый песок,
команде
ватные палочки.
Развивать стойкий интерес к
процессу
рисования
на
кинетическом песке.
«Волшебный
Лепка
снеговика,
Кинетический песок,
снеговик»
разукрашивание
палочками,
трафареты ёлочных
пуговицами и т.п. Рисование
игрушек, стеклянные
новогодних елочных игрушек камушки, палочки, кусочки
ткани.
по
трафарету.
Украшение
дополнительными
деталями
(стеклянные камушки, палочки,
кусочки ткани).
«Елочка»
Составление и обыгрывание Световой стол, кварцевый
композиции на тему «Зима».
песок, ватные палочки,
Рисование елочки разными
бусинки.
способами (на целом полотне,
насыпью).
Исследовательская Подвести детей к пониманию
Сырой песок, поднос,
деятельность
того, что формуется только
палочки, стеклянные

1

1

2

1

2

«Угощение для
кукол»

сырой
песок.
Развивать
камешки.
мыслительную
активность,
пальцевую
моторику.
Воспитывать
интерес
к
исследовательской
деятельности,
любознательность,
аккуратность,
коммуникативные навыки.
Исследовательская Вызывать у детей интерес к
Сырой песок, лопатки,
деятельность:
исследованиям.
Развивать
ватные палочки.
«Своды и тоннели» мыслительные
операции.
Стимулировать
любознательность.
Формировать
навыки
коммуникативности,
наблюдательности,
самостоятельности
«Кошечка»
Построение и обыгрывание на
Картинка домик кошки,
тему «Домик для кошечки».
чтение потешки
Рисование
усиков,
лапок «Кисонька - мурысонька»,
кошки.
Симметричное Световой стол, кварцевый
отражение линий.
песок.
«Солнышко
Игра «Секретики». Рисование Световой стол, кварцевый
лучистое»
лучиков солнышка различными
песок.
способами (на целом полотне,
насыпью).
«ПтичкаЛепка птицы на подносе
Кинетический песок,
невеличка»
кусочками песка, прижимая кварцевый песок, поднос,
ладонью и пальцами. Работа с
бусинки, маленькие
деталями. Рисование формы
пуговицы.
яйца различными способами (на
целом полотне, насыпью).

2

1

1

1

«Пружинкирезинки»

«Заборчики».

«Веточки
деревьев».

«Будь здоров!»

«Золотая рыбка»

«Такие разные
домики»

«Транспорт»

Растягивание куска песка и
обратное собирание в кусок.
Сперва индивидуально, затем
совместно.
Рисование спирали без отрыва
различные по диаметру.
Лепка заборчика (колбаски
разных размеров и толщины).
Рисование заборчиков разных
форм
(параллельные,
перекрестные по диагонали,
перпендикулярные, волнистые
линии).
Составление и обыгрывание
композиции «Лес». Учить детей
указательным пальцем рисовать
линии на песке с наглядной
опорой.
Рисование градусника – одна
длинная прямая и маленькие
деления
на
одинаковые
расстояния.
Построение и обыгрывание на
тему
«Морская
сказка».
Рисование рыбки по образцу.
Повторение контуров фигуры.
Развитие
умения
концентрировать внимание на
деталях.
Способствовать
развитию стойкого интереса к
работе с песком.
Лепка транспорта при помощи
трафарета. Рисование колес,

Кинетический песок,
поднос, световой стол,
кварцевый песок.

2

Кинетический песок,
поднос, кварцевый песок,
световой стол, трафареты.

2

Световой стол, кварцевый
песок, картина веточек с
листочками.
Световой стол,
кварцевый песок,
чтение произведения
«Доктор Айболит».
Световой стол, кварцевый
песок, семена тыквы.

1

Световой стол, кварцевый
песок, картинки домов,
разного вида. Палочки.

1

Кинетический песок,
поднос, пуговицы,

1

1

«Папин праздник»

Сказка на песке
«Заюшкина
избушка».

«Снежок»

«Семья»

«Женский день»

«Эмоции.

дорожек для транспорта (круги,
палочки.
овалы, прямые и волнистые
линии).
Составление и обыгрывание Световой стол, трафареты,
композиции на тему «Война и картинки на данную тему.
мир».
Рисование кварцевым песком
подарка для папы, на трафарете.
Учить детей моделировать Чтение сказки «Заюшкина
ситуацию сказки в песочнице. избушка», световой стол,
Рассказывать
сказку,
трафареты животных.
перемещая игровые материалы
Палочки.
по плоскости песочного ящика.
Развивать
творческие
способности,
воображение,
речь, умение работать в
коллективе.
Составление композиции и Световой стол, кварцевый
обыгрывание на тему «Зимние
песок.
игры». Рисование падающего
снега, снежинок (на целом
полотне, насыпью) при помощи
пальцев, мячиков ёжиков.
Составление и обыгрывание Световой стол, кварцевый
композиции на тему «Моя
песок, фотографии.
семья». Рисование лица членов
семьи.
Составление и обыгрывание
Трафареты цветов,
композиции на тему «Готовим
кварцевый песок,
праздничный день». Рисование
световой стол.
кварцевым песком цветов для
мамы на трафарете.
«Разговор
с
руками». Световой стол, кварцевый

2

2

2

2

1

1

Спокойствиестрах»

«Эмоции. Испугудивление»

«Эмоции. Злостьобида»

«Эмоции. Радостьгрусть»

«Оживление» следа ладони с
помощью
деталей,
обыгрывание.
Рисование
эмоций по заданию в круге.
Знакомство
с
песочными
персонажами - друзьями Ах и
Ох.
Лепка маски «Испуг». Что
нужно сделать или сказать
маске, чтобы она превратилась
в «Радость»? Представление
сказки про друзей Ах и Ох.
Ситуация - находка. Нанесение
песка ровным слоем.
Сжатие и разжимание влажного
песка в кулаке. Упражнение
«Поделись песком». Вывод злость и обида не приносят
пользы. Поиск конструктивных
способов
выражения
этих
эмоций.
Лепка подарка для своего друга.
Ситуация - день рождения Ох.
Нанесение песка ровным слоем.

песок, картинки Ах и Ох.

Световой стол, кварцевый
песок, картинки эмоции.

Световой стол, кварцевый
песок, картинки эмоции

Световой стол, кварцевый
песок, картинки эмоции

1

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Первый год обучения
(дети 3 - 4 года)
Дата начала учебного
года

Дата окончания
учебного года

02.10.2024

31.05.2025

количество
учебных
недель
32

сроки контрольных
процедур

КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Второй год обучения
(дети 4 - 5 года)
Дата начала учебного
года

Дата окончания
учебного года

02.10.2025

31.05.2026

количество
учебных
недель
32

сроки контрольных
процедур

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ
ПРОГРАММЫ
После проведения совместной деятельности с использованием песочницы, дети научились
последовательно и точно передавать увиденное с учётом развития сюжета;
Умеют выстраивать композиции на песке по образцу;
Повысился уровень освоения крупной и мелкой моторики пальцев рук. Что
способствовало развитию тактильных ощущений подушечек пальцев и ладони;
В совместной игровой деятельности, у детей заметное положительное эмоциональное
состояние, дети получают удовольствие от игр друг с другом;

Методические и дидактические материалы:


















Столы, кварцевый песок,
трафареты,
световые столы,
ёмкость для кинетического песка,
кинетический песок,
лопатки,
ведерки,
формочки,
миниатюрные игрушки,
стеклянные камешки,
пуговицы,
ткань,
семена,
набор мелкой посуды,
палочки
кисточки.
Используемые методы и приёмы:






Наглядные
Словесные
Практические
Игровые

6. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большебратская Э.Э. Песочная терапия. - Петропавловск, 2010 – 74с.
2. Бережная Н.Ф. Использование песочницы в коррекции эмоционально-волевой сфер
детей раннего и младшего дошкольного возраста // Дошкольная педагогика №4-2006, №12007.
3. Валиева, А.Р. Игры на песке. Программа по песочной терапии для до-школьников / А.Р.
Валиева //Психолог в детском саду : ежеквартальный науч-но-практический журнал /Ред.
В.Г. Колесников, А.Г. Лидерс. – 2006. – №3 июль-сентябрь 2006. – с. 30-37.
4. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке. Песочная игротерапия //
Детский сад со всех сторон. — 2001. — № 8 (44).
5. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М., Чудеса на песке. Практикум по песочной
терапии. — СПб., Издательство «Речь», 2005.
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для до-школьников.СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.

Приложение

№
п/п

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23

7. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Протокол оценки индивидуального развития детей по реализации программы «Волшебный песок» 2020-2021 учебный год
Младший и средний дошкольный возраст (3 – 5 лет)
Состоян
Уровень
Уровень
Личност Уровень Эмоцион Уровень
Общее
оценка
ие
познаватель
общей
ные
развития альное сформиро количеств индивид
Ф. И.
мелкой
ного
осведомлённо характер игровой развитие ванности о баллов уального
ребенка
моторик
интереса
сти
истики деятельн
коммуни
развити
и
ости
кативных
я
навыков

Критерии диагностирования:
• состояние мелкой моторики (ловко, уверенно пересыпает песок, берет мелкие игрушки или роняет их, рисует ровные, волнистые линии на песке
обеими руками);
• уровень познавательного интереса (рассматривает набор игрушек, расспрашивает о незнакомых предметах, делится впечатлениями об уже
знакомых игрушках и т. п.);
• уровень общей осведомленности (как много предметов из набора игрушек ему незнакомы);
• личностные характеристики (темперамент, тревожность, уверенность в себе, агрессивность, сформированность коммуникативных навыков в
общении, общее эмоциональное состояние).
• уровень развития игровой деятельности (игрушки просто набросаны в песочнице, присутствует простой сюжет или развитие сюжета);
• эмоциональное развитие (как выражает эмоции, их адекватность ситуации, устойчивость);
• воображение (сказочный сюжет, его развитие, разнообразие героев)
• уровень развития воли и целеустремленности (убирает ли песок, игрушки по местам, доводит ли дело до конца);
• уровень сформированности коммуникативных навыков, стиль
общения со сверстниками, умение договариваться.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».