Дополнительная общеобразовательная платная программа Разноцветные ладошки

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»
ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом № 01-10/102
от «30» августа 2024 г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«РАЗНОЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ»
(нетрадиционные техники рисования)
художественная направленность.
Возраст воспитанников: 2-3 года.
Срок реализации: 1 год.

Закарьяева Сама Эльчин кызы
Иванова-Острякова Александра Георгиевна
воспитатели

Ухта
2024 год

СОДЕРЖАНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.

Пояснительная записка
Учебный план
Календарно – тематическое планирование
Календарно – учебный график
Планируемые результаты
Комплекс организационно – педагогических условий
Список литературы
Приложение. Педагогическая диагностика

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Разноцветные ладошки» имеет художественную направленность — направлена на развитие художественноэстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам
искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к
воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира.

Актуальность.
Актуальность состоит в том, что знания не ограничиваются рамками программы.
Дети знакомятся с разнообразием нетрадиционных способов рисования, их особенностями, многообразием материалов, используемых в рисовании, учатся на основе полученных
знаний создавать свои рисунки. Таким образом, развивается творческая личность, способная применять свои знания и умения в различных ситуациях.
Нетрадиционные техники рисования – важнейшее дело эстетического воспитания,
это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует всё: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное самовыражаться. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые
положительные эмоции. Эмоции, как известно – это и процесс, и результат практической
деятельности, прежде всего художественного творчества.
Особенности программы – это развитие индивидуальности каждого ребенка, от непроизвольных движений к ограничению их, к зрительному контролю, к разнообразию
форм движения, затем к осознанному использованию приобретенного опыта в рисунке.
Постепенно у ребенка появляется умение изображать предметы, передавая их выразительный характер. Это свидетельствует о дальнейшем развитии способностей.
Адресат программы – воспитанник ДОУ 2-3 лет.
Объём программы 32 учебных часа.
Форма организации занятий - тематическая совместная деятельность педагога и
ребенка.
Режим занятий. Длительность занятия 10 минут. Количество занятий в неделю –
1раз.
Срок освоение программы 1 учебный год.
Количество обучающихся в группе: 11 человек.
Цель программы - развитие у детей мелкой моторики, творческих способностей,
фантазии, воображения средствами нетрадиционного рисования.
Задачи программы:
 обучать приемам нетрадиционной техники рисования и способам изображения с
использованием различных материалов;
 развивать эмоциональную отзывчивость при восприятии картинок, иллюстраций.
 развивать творческие способности детей;
 воспитывать у детей интерес к изобразительной деятельности.

2.УЧЕБНЫЙ ПЛАН
№

Наименование разделов, тем

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32

«Компот из яблок»
«Сирень в корзине»
«Ягодки и яблоки на тарелке»
«Осеннее дерево»
«Листопад»
«Гусеница»
«Лебеди на озере»
«Как белочка к зиме грибы сушила»
«Птички клюют ягоды»
«Чашка для бабушки»
«Мои рукавички»
«Дед Мороз»
«Елочка пушистая»
«Белые барашки»
«Воробей»
«Деревья в сугробах»
«Метель»
«Снегирь»
«Выпал беленький снежок»
«Маленькой елочке холодно зимой»
«Цветок радуется солнышку»
«Бусы для куклы»
«Самолёт»
«Первый цветок - подснежник»
«Бабочка»
«Ручеёк и кораблик»
«Мимоза для мамы»
«Радуга»
«Весёлый осьминог»
«Вот такой у нас салют»
«Красивые цветы для пчелки»
«Выставка работ детей»
Всего

Количество
часов(1 год
обучения)
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

Всего

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
32

3. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Тема занятий
Программное содержание
Материалы и оборудование Количество
Дата проведения
часов
«Компот из ябПознакомить с техникой печата- Гуашь, краска для рисова1
лок»
ния яблоком, поролоновым там- ния пальчиками, вырезанная
поном. Показать приём получеиз бумаги банка, тампоны,
ния отпечатка. Учить рисовать
салфетки, наглядные матеяблоки и ягоды, в банке. По же- риалы.
ланию можно использовать рисование пальчиками.
«Сирень в корЗакреплять умение рисовать,
Краска для рисования паль1
зине»
изображать цветы при помощи
чиками, вырезанная из бутехники печатания или рисовамаги корзина,
салфетки,
ния пальчиками. Развивать чувнаглядные материалы.
ство композиции. Воспитывать
художественный вкус.
«Ягодки и яблоки Продолжать учить детей набиКраски для рисования паль1
на тарелке»
рать краску на палец.
чиками, вырезанная из буУчить ритмично, наносить точмаги тарелка,
салфетки,
ки, не выходя за пределы конту- наглядные материалы.
ра.
«Осеннее дерево» Побуждать детей к самостояКраска для рисования паль1
тельности. Показать детям причиками, бумага, салфетки,
ем изображения дерева, переданаглядные материалы.
вая его характерные особенности: длинный прямой ствол, ветви в виде длинных наклонных
линий. Рисование ладошкой и
пальчиками (листва).
«Листопад»
Познакомить детей с художеКраска для рисования паль1
ственной техникой печатания.
чиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.
«Гусеница»
Познакомить детей с художеГуашь, бумага, пробки, сал1

Дата проведения
(факт)

«Лебеди на
озере»

ственной техникой печатания
пробкой. Учить рисовать пробками, прикладывая их к листу.
Учить детей рисовать птиц при
помощи ладони.

«Как белочка к
зиме грибы сушила»

Оттиск пробкой, печаткой из
картофеля. Вызвать у детей эмоциональное отношение к обитателям леса. Продолжать формировать представления о том, что
животные делают заготовки на
зиму. Учить штамповать грибы.
«Птички клюют Учить рисовать веточки, украягоды»
шать в техниках рисования
пальчиками.
«Чашка для ба- Оттиск пробкой, рисование
бушки»
пальчиками. Закрепить умение
украшать простые по форме
предметы, нанося рисунок по
возможности равномерно на всю
поверхность бумаги. Украшать в
технике печатания.
«Мои рукавички» Упражнять детей в технике печатания. Учить дополнять рисунок, используя отпечатки пальчиков и штампики.
«Дед Мороз»
Учить делать коллективную работу, составлять композицию.
«Елочка пушистая»

Упражнять детей в технике «тычок», рисования полусухой,
жесткой кистью. Продолжать

фетки, наглядные материалы.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.
Гуашь, пробки, картофель,
бумага, салфетки, наглядный материал.

1

Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, вырезанная
из бумаги чашка, пробки,
салфетки, наглядные материалы.

1

Гуашь, краска для рисования пальчиками, вырезанная
из бумаги варежка, салфетки, наглядные материалы.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.
Гуашь, краска для рисования пальчиками, кисти
жесткие, ватные палочки,

1

1

1

1

1

знакомить с таким средством
выразительности, как фактура.
Закрепить умение украшать рисунок, используя рисование
пальчиками (или ватными палочками).
«Белые барашки» Познакомить детей с новой техникой художественного творчества «рисование ватой по бархатной бумаге».
«Воробей»
Предложить детям нарисовать
воробья, передавая его характерные особенности. Познакомить с техникой работы со щетинной кистью.
«Деревья в суПечать поролоном. Учить рисогробах»
вать сугробы лёгкими прикосновениями к бумаге. Упражнять в
рисовании дерева.
«Метель»
Познакомить с техникой «ниткография». Учить рисовать в данной технике. Развивать ассоциативное мышление.
«Снегирь»
Учить изображать снегиря, используя трафарет, используя
«пальчиковую» живопись.
«Выпал беленький снежок»

Познакомить детей с техникой –
кляксография, учить детей дуть
в трубочку и делать разводы зубочисткой. Развивать мелкую
моторику, фантазию, воображение.

салфетки, наглядные материалы.

Гуашь, вата, бархатная бумага, салфетки, наглядные
материалы.

1

Гуашь, краска для рисования пальчиками, кисть
жесткая, бумага, салфетки,
наглядные материалы.

1

Гуашь, кисти мягкие, поролон, бумага, салфетки,
наглядные материалы.

1

Кисти мягкие, кисти жесткие, гуашь, бумага, салфетки, наглядные материалы.

1

Краска для рисования пальчиками, бумага, трафарет,
салфетки, наглядные материалы.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядный материал.

1

1

«Маленькой
елочке холодно
зимой»

Закрепить умение рисовать
пальчиками. Учить наносить отпечатки по всей поверхности листа (снежинки). Учить рисовать
елочку пальчиками.
«Цветок радуется Упражнять детей в технике рисолнышку»
сования с помощью печатокштампов.
«Бусы для куклы» Упражнять в технике рисования
пальчиками. Закрепить умение
равномерно наносить точки - рисовать узор бусины на нитке.
«Самолёт»
Учить изображать самолёт, используя «пальчиковую живопись», для облаков – вату, клей
ПВА.
«Первый цветок - Учить смешивать голубой цвет и
подснежник»
изображать подснежник с помощью «пальчиковой живописи».
«Бабочка»
Закрепить умение рисовать ватными палочками и печатками.
Развивать чувство ритма и формы.
«Ручеёк и кораб- Учить детей составлять изобралик»
жение кораблика из готовых
форм. Познакомить с новой техникой рисования - оттиск скомканной бумагой. Упражнять в
рисовании ручейка скомканной
бумагой.
«Мимоза для ма- Совершенствовать технику римы»
сования пальцами.

Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.

1

Гуашь, печатки-штампики,
бумага, салфетки, наглядные
материалы.
Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,
наглядные материалы.

1

Краска для рисования пальчиками, вата, клей пва, бумага, салфетки, наглядные
материалы.
Краска для рисования пальчиками, палитра, бумага,
салфетки, наглядные материалы.
Гуашь, печатки, ватные палочки, вырезанная из бумаги
бабочка, салфетки, наглядные материалы.
Аппликация кораблика, бумага, гуашь, салфетки,
наглядные материалы.

1

Краска для рисования пальчиками, бумага, салфетки,

1

1

1

1

1

«Радуга»

«Весёлый осьминог»

«Вот такой у нас
салют»

«Красивые цветы
для пчелки»
«Выставка работ
детей»

Развивать чувство ритма и цвета. наглядные материалы.
Воспитывать интерес к отражению в рисунке своих впечатлений и представлений о природе.
Учить рисовать радугу из цветКраска для рисования красных полосок.
ками, палитра, бумага, салфетки, наглядные материалы.
Продолжать учить использовать Краска для рисования пальладонь, как изобразительное
чиками, бумага, салфетки,
средство окрашивать её краской наглядные материалы.
и делать отпечаток. Закрепить
умение дополнять изображение
деталями.
Предложить нарисовать праздГуашь, пробки, тампоны,
ничный салют доступными
бумага, салфетки, наглядные
средствами. Совершенствование материалы.
навыка детей рисования пробкой, тампоном и бумагой, для
изображения салюта.
Продолжать рисовать ладошкой Краска для рисования пальи пальчиком на листе бумаги,
чиками, бумага, салфетки,
развивать творческое воображе- наглядные материалы.
ние.
Учить детей рассматривать раРаботы детей за весь год.
боты. Поощрять эмоциональные
проявления и высказывания.
Упражнять в выборе понравившихся работ.

1

1

1

1

1

4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата начала учебного
года

Дата окончания
учебного года

02.10.2024

31.05.2025

количество
учебных
недель
32

сроки контрольных процедур
02.10.2024
31.05.2025

5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
По завершению реализации дополнительной образовательной программы «Разноцветные ладошки» у воспитанников наблюдается:
 значительное повышение уровня развития творческих способностей;
 расширение и обогащение художественного опыта;
 формирование умения взаимодействовать друг с другом;
 овладение простейшими приемами рисования, развитие мелкой моторики
пальцев рук.

6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО – ПЕДАГОГИЧЕСКИХ
УСЛОВИЙ
 краска для рисования пальчиками,
 гуашь,
 бумага,
 ватные палочки,
 салфетки,
 наглядные материалы,
 гуашь,
 вырезанная из бумаги трафареты,
 тампоны,
 влажные салфетки,
 пробки,
 картофель,
 кисть жесткая,
 вата,
 клей пва,
 палитра,
 печатки.
Материально – техническое обеспечение дополнительной программы:
 Столы, стулья (по росту и количеству детей),
 Этажерка для хранения бумаги.
Используемые методы и приемы:
 Наглядные (использование картинок)
 Словесные (использование художественного слова, беседы, сказок, объяснение,
вопросы, пояснение)
 Практические (практические действия, упражнения, выполнение работ на заданную тему)
 Игровые (проблемная ситуация, игровая ситуация)
 Принцип развивающего обучения
 Принципу доступности предлагаемого материала
 Принципу дифференциального подхода к детям
В процессе реализации дополнительной программы используются различные формы
организации деятельности: нетрадиционные, комбинированные с пользованием мотивации, сюрпризных моментов, малоподвижных игр, самостоятельная деятельность детей.

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. И. А. Лыкова Цветные ладошки - авторская программа М.: «Карапуз-дидактика»,
2007. – 144с., 16л. вкл.
2. Р. Г. Казакова Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2005.-120с.
3. С. К. Кожохина Путешествие в мир искусства – программа развития детей дошкольного М.: ТЦ Сфера, 2002.-192с.
4. Е. П. Арнаутова Педагог и семья. – М.: Изд. дом «Карапуз», 2001.-264с
5. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - М.,2012 г.
6. «Рисуем без кисточки» А. А. Фатеева Академия развития 2006
7. «Яркие ладошки» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2004
8. « Рисунки, спрятанные в пальчиках» Н.В. Дубровская «детство-пресс» 2003

Приложение
8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА
Оценка индивидуального развития ребенка
Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста
проводится в конце учебного года (мая).
Для получения более точных результатов проведено диагностическое обследование
с детьми младшего дошкольного возраста (2-3 года). Для оценки овладения детьми изобразительной деятельностью и использования материалов для работы в технике нетрадиционного рисования, развития творчества, руководствовались критериями, разработанными Т.С. Комаровой:
1. Содержание изображения (передача формы, строение предмета, пропорции);
2. Композиция;
3. Цвет;
4. Уровень самостоятельности;
5. Творчество.
Выявлены следующие уровни у детей:
1. Содержание изображения:
1 балл – присутствуют значительные искажения в изображении формы, строения,
пропорции предмета;
2 балла – ребёнок передаёт изображение с незначительным искажением;
3 балла – ребёнок изображает предметы, используя различные нетрадиционные материалы; передаёт форму, строение предмета и его пропорции.
2. Композиция:
1 балл – изображение носит непродуманный, случайный характер;
2 балла – присутствует оригинальность изображения;
3 балла – преобладает несложный сюжет.
3. Цвет:
1 балл – выполнено в одном цвете;
2 балла – использует не больше трёх цветов;
3 балла – использует все цвета.
4. Уровень самостоятельности:
1 балл – необходима постоянная помощь взрослого;
2 балла – требуется незначительная помощь взрослого;
3 балла – выполняет работу самостоятельно, без помощи взрослого.
5. Творчество:
1 балл – самостоятельно развивать замысел не может;
2 балла – имеет стремление к наиболее полному раскрытию замысла.
3 балла – проявляет инициативу и творческий подход.
Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7. .
8.
9.
10.
11. .
12.
13.
14.
15.
16.
17.
18.
19.
20.
21.
22.
23.
24.
25.
26.
Результаты оценки индивидуального развития:
 от 15 баллов до 13 баллов – навык сформирован
 от 12 баллов до 8 баллов – навык на стадии формирования
 от 7 баллов и менее – навык не сформирован.

Оценка индивидуального
развития

Общее количество баллов

Творчество

Уровень самостоятельности

Цвет

Ф. И.
ребёнка

Композиция

№
п/п

Содержание
изображения

Протокол оценки индивидуального развития детей младший дошкольный возраст


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».