Дополнительная общеобразовательная платная программа Степ - аэробика

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 66 комбинированного вида»
МДОУ «Д/с № 66»

ПРИНЯТО:
педагогическим советом
протокол № 1
от «30» августа 2024 г.

УТВЕРЖДЕНА:
приказом 01-10/102
от «30» августа 2024г.

Дополнительная общеобразовательная программа
«СТЭП – АЭРОБИКА»
физкультурно-спортивной направленности
Возраст воспитанников: 5-7 лет
Срок реализации 1 года

Хуснутдинова Ольга Валерьевна
Инструктор по физической культуре

Ухта, 2024

ОГЛАВЛЕНИЕ
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.

Пояснительная записка.
Актуальность и новизна.
Задачи.
Новизна.
Периодичность занятий.
Этапы обучения.
Тематическое планирование.
Характеристика разделов программы.
Ожидаемый результат.
Техника безопасности.
Мониторинг.
Литература.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Детский сад – первая ступень общей системы образования, главной
целью которой является всестороннее

развитие ребенка. Одна из задач

дошкольного образования на современном этапе – создание максимально
благоприятных условий для укрепления здоровья, гармоничного физического
развития ребенка. Представление дополнительных образовательных услуг
является неотъемлемой частью деятельности современного дошкольного
образовательного учреждения. Дополнительные образовательные услуги
физкультурно – оздоровительного направления не заменяют, а расширяют и
обогащают программу ДОУ по физическому воспитанию, что благоприятно
отражается на воспитательно – образовательном процессе в целом.
В настоящее время детские сады посещает много детей с ослабленным
здоровьем, часто болеющие. В основном это заболевания органов дыхания,
сердечно – сосудистые, нарушение осанки и плоскостопие. Все это
заставляет педагогов быть в постоянном поиске новых современных
технологий по сохранению и укреплению здоровья дошкольников. Этому
способствуют занятия со степ доской, т.к. упражнения на ней формируют у
дошкольников осанку, укрепляют и развивают сердечно – сосудистую,
дыхательную и костно – мышечную системы. Область применения степа
довольно широка – это и индивидуальная работа, и самостоятельная
двигательная деятельность, и занятия по физической культуре.
Для разработки программы

по дополнительному образованию

физкультурно – оздоровительной направленности «Степ - аэробика»
послужила заинтересованность родителей. Кроме этого, было проведено
анкетирование родителей по вопросам дополнительных услуг в ДОУ,
которое выявило потребность родителей в укреплении здоровья детей через
степ – аэробику (80% опрошенных родителей)
Реализация программы по Степ – аэробике проходит через кружок
«Крепыш».

Степ – аэробика – это ритмичные движения вверх, вниз

по

специальной доске (платформе), высота которой может меняться в
зависимости от уровня сложности упражнения. Однако в ДОУ высота степ –
доски постоянна. Степ – аэробика развивает подвижность в суставах,
формирует свод стопы, тренирует равновесие.
Аэробика — это система физических упражнений, энергообеспечение
которых осуществляется за счет использования кислорода. Для достижения
эффекта

продолжительность

выполнения

этих

упражнений

должна

составлять не менее 20—30 минут. Занятия аэробикой доставляют малышам
большое удовольствие. Для того чтобы сделать их еще более интересными и
насыщенными придумали индивидуальный снаряд — степ доску.
Степ — это платформа высотой не более 10-12 см, шириной 25 см, см.
Снаряд очень полезен в работе с детьми.
Вы спросите почему степ? Потому что — это огромный интерес
ребятишек к занятиям степ-аэробикой, не иссякающий на протяжении всего
учебного года, у детей формируется устойчивое равновесие, потому что они
занимаются на уменьшенной площади опоры, это развитие у ребенка
уверенности,

ориентировки

в

пространстве,

общей

выносливости,

совершенствование точности движений, и конечно же это — воспитание
физических

качеств:

ловкости, быстроты, силы и др. Повышается

выносливость, а вслед за этим и сопротивляемость организма. Но самое
главное достоинство степ - аэробики — ее оздоровительный эффект.

АКТУАЛЬНОСТЬ И НОВИЗНА ПРОГРАММЫ
Цель: Содействие всестороннему развитию личности дошкольника
средствами оздоровительно-спортивной степ – аэробики.Задачи:
1.
Гармоническое развитие всех звеньев опорно-двигательного
аппарата, формирование правильной осанки.
2.
Развитие мышечной силы, гибкости, выносливости, скоростносиловых и координационных способностей.
3.
Содействие развитию чувства ритма, музыкального слуха,
памяти, внимания, умения согласовывать движения с музыкой.
4.

Развитие творческих способностей.

5.

Воспитание смелости, доброжелательности, выдержки.

Новизна:
Разработана обоснованная эффективная методика работы с
дошкольниками на степ – доске для развития чувства ритма,
координационных способностей, физических качеств.
Возраст детей: 5 – 7 лет
Режим занятий: 1 раз в неделю.
График учебного времени: старшая группа продолжительность 25 минут,
подготовительная группа 30 минут.
Виды разделов программы по степ – аэробике:
-раздел «Игроритмика» является основой для развития чувства ритма,
двигательных способностей занимающихся, умения правильно выполнять
движения под музыку, согласно ее характеру, темпу, ритму. В этот раздел
входят специальные упражнения для согласования движений с музыкой,
музыкальные задания, игры.
-раздел «Строевые упражнения» служит основой для освоения ребенком
различных видов движений, обеспечивающих эффективное формирование
умений и навыков, необходимых при дальнейшей работе по программе. В
раздел входят построения, перестроения, повороты, передвижения, бег.

-раздел «Танцевальные шаги» направлен на формирование у занимающихся
танцевальных движений. В раздел входят танцевальные шаги, ритмические
движения,
музыкально – ритмические композиции, образно –
подражательные движения, танцевальные этюды.
-раздел «Акробатические упражнения» основывается на нетрадиционной
методике развития мышечной силы и гибкости. Здесь используются
упражнения,
элементы
гимнастических
упражнений,
стретчинга,
выполняемые в игровой сюжетной форме. Использование данных
упражнений дают ребенку возможность вволю покричать, погримасничать,
свободно выразить свои эмоции.
-раздел «Дыхательная гимнастика» в программе служит для расслабления
мышц, на восстановление организма, дыхания после нагрузки. В раздел
входят упражнения дыхательной гимнастики
-раздел «Игровой самомассаж» является основой закаливания и
оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в
игровой форме, дети получают радость и хорошее настроение. Такие
упражнения способствуют формированию у ребенка сознательного
стремления к здоровью, развивая навык собственного оздоровления.
Результат программы:
-формирование правильной осанки;
-развитие чувства ритма, темпа, согласованности движений с музыкой;
- снижение заболеваемости детей, посещающих кружок;
-формирование и стойкий интерес к занятиям физической культурой;
-формирование интереса к собственным достижениям;
-формирование и мотивация здорового образа жизни.
Упражнения на степ доске, совмещённые с танцевальными шагами, дают
возможность координировать, сочетать работу всех групп мышц, развивают
координационные способности у детей, вырабатывают точность движений,
ритмичность, ловкость, умение правильно распределять силы.Музыкальное
сопровождение на занятиях аэробикой способствует развитию чувства ритма,
позволяет целенаправленно развивать умение детей совмещать свои
движения с музыкой. Нагрузка регулируется характером упражнений,
изменением исходных положений, темпа, длительности и интенсивности
выполнения. Для сбалансированной работы всех функциональных систем
организма гимнастические упражнения сочетаются с дыхательными.
Применение разнообразных форм, средств, методов физического воспитания
имеют единую целевую направленность – это развитие координационных
способностей старших дошкольников

Зрительное восприятие создает образ движения в его динамике,
выразительности, пространственных отношениях. Упражнения на степе
создают как бы зрительную направленность в развитии пространственных
ориентировок, способствуют лучшей координации движений отдельных
частей тела.Слух позволяет выполнять движения в определенном ритме и
темпе. Мышечные ощущения сигнализируют о положении тела, напряжении
мышц, происходит сложный процесс согласования в работе отдельных
мышечных групп, корректировки выполненного движения в соответствии с
заданными образами.Упражнения, комплексы степ - аэробики направлены
на развитие координации движений и формирование пространственных и
временных ориентировок, силовых дифференцировок:
а) пространственные ориентировки – вправо, влево, вперед, назад, скрестно,
одновременно, попеременно, поочередно в движениях туловища и
конечностей (у детей дошкольного возраста лучше получается выполнять
раздельные движения и одновременные);
б) временные – различаются по темпу (быстро, медленно), ритму,
продолжительности удерживания позы и др. Темп и ритм возможно задавать
счетом (раз-два; раз-пауза-два), музыкальной композицией. Старшие
дошкольники с особым интересом выполняют упражнения со сменой ритма,
при этом стараются передать в движениях не только ритмический рисунок,
но и плавность, и красоту движений;
в) силовые - прыжки на степе, со степа, через степ.
Продумывая содержание занятий аэробикой необходимо учитывать
морфофункциональные особенности дошкольников, уровень их физической
подготовленности и развития, соблюдать при этом основные
физиологические принципы, т е рациональный подбор упражнений;
равномерное распределение нагрузки на организм; постепенное увеличение
объема и интенсивности нагрузки. Упражнения для степ - аэробики
подбираются преимущественно циклического характера (в основном, это
ходьба), вызывающие активную деятельность органов кровообращения и
дыхания, усиливающие обменные процессы, простые по своей двигательной
структуре и доступные детям. Каждый комплекс упражнений состоит из
подготовительной, основной и заключительной части.
Подготовительная часть обеспечивает разогревание организма, подготовку
его к главной физической нагрузке. Упражнения выполняются с небольшой
амплитудой.
Заканчивается комплекс аэробики упражнениями на дыхание и расслабление,
выполняемыми в медленном темпе.
Степ - аэробика может проводиться:

— в виде полных занятий оздоровительно-тренирующего характера с детьми
старшего дошкольного возраста (продолжительность 25—35 минут);
— как часть занятия (продолжительность 10—15 минут);
— в форме утренней гимнастики, что усиливает ее оздоровительный и
эмоциональный эффект;
— в виде показательных выступлений детей на праздниках;
— как степ-развлечение.
Один комплекс степ-аэробики как полного занятия выполняется детьми в
течение трех месяцев; некоторые упражнения, по мере их усвоения, могут
видоизменяться, усложняться. Частота сердечных сокращений не должна
превышать 150—160 ударов в минуту.На занятиях по физической культуре
степ доска используется на каждом этапе:
Вводная часть: дети огибают степ – доски (ходят и бегают «змейкой»);
Общеразвивающие упражнения, которые выполняются в виде степ –
аэробики и в разных исходных положениях на степе (стоя, сидя, лежа), что
развивает чувство равновесия, координацию и способствует развитию
ориентировки в пространстве;
Основная часть: это разнообразные упражнения на развитие силы, ловкости,
выносливости, в том числе с различными атрибутами;
Подвижные игры: и эстафетах.
Организуя степ – тренировку, нельзя забывать о технике безопасности и
физической нагрузке для детей определенного возраста, ее распределении с
учетом состояния их здоровья, уровня физической подготовленности. Так,
более сложные упражнения следует чередовать с менее сложными. Техника
степ – аэробики предполагает постоянное поддерживание правильной
осанки. Поэтому очень важно напоминать детям о необходимости
сохранения правильного положения тела. Во время всех движений.Большое
значение имеет подбор музыки к упражнениям. Она служит одновременно
мотивирующим фактором, направляет ход тренировки и диктует скорость
движений.
Техника безопасности:





держать плечи развернутыми, грудь вперед, ягодицы напряженными, колени
расслабленными;
избегать перенапряжения в коленных суставах;
избегать излишнего прогиба спины;
не делать наклон вперед от бедра, наклоняться всем телом;





при подъеме или опускании со степ-доски всегда использовать безопасный
метод подъема;
стоя лицом к степ-доски, подниматься, работая ногами, но не спиной;
держать степ-платформу близко к телу при ее переносе.

Правила техники выполнения:
- выполнять шаги в центр степ-доски;
- ставить на степ-платформу всю подошву ступни при подъеме, а спускаясь,
ставить ногу с носка на пятку, прежде чем сделать следующий шаг;
- опускаясь со степ - доски, оставаться стоять достаточно близко к ней, не
отступать больше, чем на длину ступни от степ - доски;
- не начинать обучение детей работе рук, пока они не овладеют в
совершенстве, движениями ног, и не подниматься и не опускаться со степ доски, стоя к ней спиной;
- делать шаг с легкостью, не ударять по степ - доске ногами.

ПРОТОКОЛ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ПО
ОСОВЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
«Весёлые ступеньки»

№
Ф. И.
п/п Ребёнка

1
2
3
4
5
6
7
8
9
10

Владение
Строевые
Игроритмика Танцевальные
ОБЩЕЕ
Оценка
степупражнения
шаги
КОЛИЧЕСТВО индивидуального
платформой
БАЛЛОВ
развития

КАЛЕНДАРНО – УЧЕБНЫЙ ГРАФИК
Дата
начала
учебного года

Дата
окончания
учебных процедур

Количество
учебных недель

01.10.2024

31.05.2025

36

Срок
контрольных
процедур
01.10.2024
–
26.05.2025

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Белостоцкая Е,Н., Виноградова Т.Ф, Теличи В.И. Гигиенические основы
воспитания детей от 3-х до 7 лет: В кн. для работников дошкольных
учреждений. – М,, 1987, 128с.
2. Бекина С.И., Музыка и движение: Упражнения, игры и пляски для детей 5-6
лет. – М., 1983.
3. Боброва Г.И.: Искусство Грации., - СП. «Детская литература», 1986, 109с.
4. Васильева М.А., Гербова В.В., Комарова Т.С, Программа воспитания и
обучения в детском саду. – М.:Мозаика – Синтез. 2005, 206с.
5. Гусева Т.А. «Вырастай – ка!»: Гармоническая, спортивная, игровая
гимнастика: - Тобольск., 2004, 211с.
6. Качашкин В.М. Физическое воспитание в начальной школе. – М, 1988. 101с.
7. Кряж В.Н., Конорова Е.В., Ротес Т.Т..6 Гимнастика. Ритм. Пластика. –
Минск. 1997, 124с.
8. Кечеджиева Л.Д., Ванкова М.И.: Обучение детей художественной
гимнастике, - М., 1995, 95с.
9. Конорова Е.В. Ритмика. – М., 1987, 59с.
10.Конорова Е.В. Методическое пособие по ритмике. – М., 1982, 95с.
11.Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. – «ДТД», 1993, 81с.
12.Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет. – М., 1988, 205с.
13.Семенова Л.И., Ильина Л.Ю., Рожкова Н.В.. Ритмическая гимнастика в
детском саду., ПиПФК, - 1995. 118с.
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-Фи-Данце»: Учебно-методическое
пособие. – СП . Детство-пресс., 2000, 350с


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».