Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 комбинированного вида» МДОУ «Д/с № 66» ПРИНЯТО: педагогическим советом протокол № 1 от «30» августа 2024 г. УТВЕРЖДЕНА: приказом № 01-10/102 от «30» августа 2024 г. Дополнительная общеобразовательная программа «ЮНЫЙ ХУДОЖНИК» (нетрадиционные техники рисования) художественной направленности. Возраст воспитанников: 6-7 лет. Срок реализации: 1 год. Ткаченко Валерия Романовна воспитатель Ухта 2024 год СОДЕРЖАНИЕ СОДЕРЖАНИЕ 1. Пояснительная записка 2. Учебный план 3. Календарно-тематическое планирование 4. Календарно-учебный график 5. Планируемые результаты 6. Комплекс организационно-педагогических условий 7. Список литературы 8. Приложение. Педагогическая диагностика 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Предлагаемая дополнительная образовательная программа «Юный художник» имеет художественную направленность – направлена на развитие художественно-эстетического вкуса, художественных способностей и склонностей к различным видам искусства, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления, подготовки личности к постижению великого мира искусства, формированию стремления к воссозданию чувственного образа воспринимаемого мира. Актуальность Изобразительная деятельность приносит много радости дошкольникам. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом уровне; копируя окружающий мир, они изучают его. Как правило, занятия в детских дошкольных учреждениях чаще сводятся лишь к стандартному набору изобразительных материалов и традиционным способам передачи полученной информации. Но, учитывая огромный скачок умственного развития и потенциал нового поколения, этого недостаточно для развития творческих способностей. И ведь изначально всякое детское художество сводится не к тому, что рисовать, а на чем и чем, а уж фантазии и воображения у современных детей более чем достаточно. В программе используются разнообразные нетрадиционные способы рисования, которые помогут воспитателям научить детей выражать свое творческое начало и свое собственное «Я» через воплощение своих идей при создании необычных произведений изобразительного искусства. Содержание программы построено с учетом возрастных возможностей детей старшего дошкольного возраста, с опорой на имеющиеся уже умения и навыки в художественно-продуктивной деятельности дошкольников. Адресат программы – воспитанник ДОУ 5-7 лет. Объём программы 64 учебных часа. Форма организации занятий индивидуальная (детям дается самостоятельное задание с учётом его возможностей); фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определённого технологического приёма); подгрупповая (разделение на подгруппы для выполнения определенной работы); коллективная (выполнение работы для подготовки к выставкам и др. мероприятиям). Режим занятий. Длительность занятия – 30 минут. Количество занятий в неделю – 2 раза. Срок освоения программы 1 учебный год. Количество обучающихся в группе: 10 человек. Цель программы: дополнительных образовательных услуг: знакомство детей с нетрадиционными техниками рисования. Задачи программы: 1.Учить детей через нетрадиционные техники рисования создавать образы, сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру, цвет, формы. 2.Расширять опыт детей в применении разнообразных изобразительных материалов и инструментов. 3.Формировать умение организовывать свое рабочее место, проявлять аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам. 4. Развивать творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику. 5. Совершенствовать изобразительную деятельность детей, стимулировать и поддерживать самостоятельность, стремление создавать выразительный образ. 6. Совершенствовать наблюдательность, эстетическое восприятие к окружающему миру, родной природе, к событиям нашей жизни. № 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН Наименование разделов, тем Количество часов Всего (1 год обучения) 1. «Осенний парк» 2 2 2 «Золотая осень. Береза» 2 2 3 «Осенний этюд» 2 2 4 «Птицы на юг улетают…». 2 2 5 «Снежное дерево». 2 2 6 «Хоровод снежинок». 2 2 7 «Зимний пейзаж». 2 2 8 «Северное сияние». 2 2 9 «Береза в зимнем убранстве». 2 2 10 «Зимнее утро в горах». 2 2 11 «Зимняя ночь» 2 2 12 «Сосновая ветка». 2 2 13 «Рождественский ангел» 2 2 14 «Замок Снежной Королевы» 2 2 15 «Терем Лета» 2 2 16 «Город снов». 2 2 17 «Вечерний город» 2 2 18 «Паучок - акробат» 2 2 19 «Портрет Жираф Жирафыча». 2 2 20 «Фламинго». 2 2 21 «Цветок для мамы» 2 2 22 «Красивые цветы». 2 2 23 «Натюрморт». 2 2 «Котенок - мечтатель». 2 2 24 25 «Морской пейзаж». 2 2 26 «Павлин». 2 2 27 «Одуванчики». 2 2 28 «Морская звезда» 2 2 29 «Мозаичное дерево». 2 2 30 «Пасхальная композиция». 2 2 31 «Цветок - лотос». 2 2 32 «Бабочки». 2 2 64 64 всего 3. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ Тема занятий «Осенний парк» Программное содержание печать листьями «Золотая осень. Береза». рисование шариком из фольги «Осенний этюд». познакомить с новым видом изобразительной техники «фотокопия, «проступающий рисунок» «Птицы на юг улетают…». рисование в технике «проступающий Материалы и оборудование фотоиллюстрации с осенним пейзажем,); лист А3; акварель; кисти №№1,3; 7 листья разных пород деревьев губка; стаканчик с водой; простой карандаш; салфетка. репродукции с осенними пейзажами; лист А3; дополнительный лист, размер ½ А4; набор гуашевых красок, кисти №№1,3; 7; стаканчик с водой; салфетка; фартук. репродукции «Осень», «Поздняя осень» И.И. Левитана; листья разных пород деревьев (3-4 вида); 2 альбомных листа, размер А4; набор гуашевых красок, акварель; кисти №№ 1, 3,6, стаканчик с водой; восковые мелки; салфетка. Иллюстрации с птицами, улетающими на юг; лист А3; Количество часов 2 2 2 2 Дата проведения Дата проведения (факт) рисунок», обучение самостоятельной тонировке листа. «Снежное дерево». Обучение рисованию свечой «Хоровод снежинок». ознакомление со способом изображения «граттаж» «Зимний пейзаж». Пальчиковая живопись, рисование методом «тычка» жесткой кистью, обучение рисованию перьевой кистью набор гуашевых красок; кисти №№ 1, 3,7; трафареты птиц; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук 2 лист формата А3; акварельные краски; кисть №7; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук; 2 репродукции с зимними пейзажами; лист А3; набор гуашевых красок, кисть №7, поролон; стаканчик с водой; палочка с острым концлм; влажная салфетка; фартук. репродукции с зимними пейзажами ; лист размером А3; гуашь; кисти №1, №.3, 7; влажная салфетка. 2 «Береза в зимнем убранстве». познакомить с новой техникой рисования – рисование солью. «Северное сияние». обучение рисованию цветными мелками «Зимнее утро в горах». рисование нетрадиционной техникой изображения пейзажа – монотипией «Зимняя ночь» обучение изображению зимнего ночного пейзажа «Сосновая ветка». обучение способу рисования перьевой иллюстрации с зимними пейзажами; лист А-4; набор гуашевых красок; простой карандаш; стаканчик с водой; клей ПВА; соль крупного помола; салфетка, фартук. лист А3; набор гуашевых красок; кисти №2, 7; цветные мелки; стаканчик с водой; влажные салфетки; фартуки 2 Иллюстрации с изображением горного пейзажа; листыА3; набор гуашевых красок; кисти №2,3,7; стаканчик с водой; влажные салфетки; фартук Лист А3; кисть жесткая; кисти №7, №1,3; набор гуаши; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук лист А3 набор гуашевых красок; 2 2 2 2 кистью, жесткой кистью палитра; стаканчик с водой; влажная салфетка; фартук. «Рождественский Обучение рисованию иллюстрация с изображением ангел» в технике «граттаж» Рождественского ангела; листА3; гуашь фиолетового цвета; кисть№7; трафарет ангела; стаканчик с водой; карандаш/палочка; влажная салфетка; фартук. «Паучок продолжать размер А3; акробат» знакомить с техникой кусочек свечки; рисования акварельные краски; «фотокопия», кисть№7; «проступающий стаканчик с водой; рисунок» влажные салфетки; фартук «Город снов». познакомить с новой лист А3; техникой рисования гуашь фиолетового и черного цвета; цветными мелками цветные мелки; кисть №7; паралон; влажная салфетка; стаканчик с водой; фартук «Вечерний город» обучение рисованию с репродукция К. Коровина «Ночной Париж», использованием иллюстрации с изображением вечернего нетрадиционных города; техник изображения - альбомный лист, размер А4; 2 2 2 2 «Замок Снежной Королевы» «Терем Лета» «Портрет Жираф Жирафыча». восковые мелки + восковые мелки; акварель + вливание акварель; одного цвета в другой. палитра; простой карандаш; кисти №№ 3, 7; стаканчик с водой; влажная салфетка. познакомить с Иллюстрация из сказки Г. Х. Андерсене техникой рисования «Снежная Королева»; на мятой бумаге – лист, размер А3; эффект мозаики, свеча; закреплять навык восковые мелки; рисования свечой, акварель; знакомство с палитра; холодными тонами простой карандаш; красок кисть №6; стаканчик с водой; салфетка. познакомить детей с репродукции с летними пейзажами; техникой выполнения лист А3; «витраж» , знакомство набор акварельных красок; с теплыми тонами кисть; красок стаканчик с водой; палитра; простой карандаш; линейка; клей ПВА с дозированным носиком; салфетка. Познакомить детй с лист А3; техникой рисования кисть художественная №7; «клеевые картинки» паролон гуашь; стаканчик с водой; 2 2 2 «Мой подарок маме» . «Красивые цветы». обучение нетрадиционной конструированию из фольги познакомить с техникой рисования цветной нитью «Натюрморт». обучение рисованию на манной крупе «Котенок мечтатель». Продолжать обучение рисованию цветными мелками, тонировке листа «Одуванчики». рисование нетрадиционной техникой – пучком ватных палочек «Павлин». выполнение влажная салфетка; фартук иллюстрации с изображением цветов; прямоугольники их пищевой фольги; готовый стебель; скотч. лист А3, дополнительный лист: гуашевые краски, кисть №7, нитки из пряжи; стаканчик с водой, салфетка; фартук листы с манкой А3; гуашевые краски; кисти №2,3,5; влажные салфетки Иллюстрации с изображением ночного неба; готовые силуэты котят; цветные мелки; гуашевые краски; кисть №7; поролон; стаканчик с водой; влажная салфетка фартук фотоиллюстрация с одуванчиками; лист А3; гуашь; кисти № 1,3,7; стаканчик с водой; влажная салфетка иллюстрации с изображением павлина; листу 2 2 2 2 2 2 «Морской пейзаж». «Цветок - лотос». «Морская звезда» изображения с формат А3; помощью карандаша - поролоновые губки; штампа гуашь; кисти № 1,3,7; влажные салфетки; фартук рисование с репродукции картин И.К. Айвазовского использованием «Утро на море»; «Среди волн». техник смешивание бумага формата А4; цветов, «набрызг», акварельные краски, гуашь; метод тычка». палитра; кисть жесткая; кисти №1,3,5; зубная щетка; карандаш/палочка; стаканчик с водой; салфетка. Обучение создания образец с изображением лотоса; изображения в лист А3, сложенный пополам; технике «монотипия» акварельные краски; кисти №1, 3; 6 стаканчик с водой; влажная салфетка. продолжать фотоиллюстрации с изображением морского знакомить с техникой дна; «клеевые картинки» листА3; палитра; набор гуашевых красок; кисти № 2, 3, 7; клей ПВА с дозированным носиком стаканчик с водой; влажные салфетки; фартук 2 2 2 «Мозаичное дерево». продолжать осваивать прием оформления изображения – «клеевые картинки» листА3; палитра; набор гуашевых красок; кисти № 2, 3, 7; клей ПВА с дозированным носиком; стаканчик с водой; влажные салфетки «Пасхальная познакомить детей с иллюстрации пасхальные композиция». техникой рисования – лист А3; ниткографии, простой карандаш; пуантилизма, набор гуашевых красок; обучение элементам кисти № 1,3,5; декупажа заготовки плоскостных пасхальных яиц; стаканчик с водой; салфетка. «Бабочки». продолжать обучение трафареты с изображением бабочек разной рисованию цветными формы, мелками с лист формата А3; использованием цветные мелки;; трафарета. влажные салфетки. итоговое мероприятие: выставка детских рисунков «Наш вернисаж» 2 2 2 4. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК Дата начала учебного года 02.10.2024 Дата окончания учебного года 31.05.2025 количество учебных недель 32 сроки контрольных процедур 5. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ К концу года дети должны знать и понимать: через нетрадиционные техники рисования создает образы, сюжеты, передавая основные признаки изображаемых объектов, их структуру, цвет, формы. создает многофигурные композиции при помощи линий, мазков, пятен с использованием различных материалов. применяет разнообразные изобразительные материалы и инструменты. умеет организовывать свое рабочее место, проявляет аккуратность и собранность в процессе выполнения, бережное отношение к материалам, инструментам. проявляет творческие способности, воображение, фантазию, мелкую моторику. поддерживает самостоятельность, создает выразительные образы. 6. КОМПЛЕКС ОРГАНИЗАЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ Изобразительные материалы: Листы формата А3, А 4, Фольга Острые палочки Восковые мелки Акварельные краски 12 цветов Гуашь 12 цветов Палитра Фломастеры 12 цветов Простой карандаш Кисти №3 ,5,7 Баночки для воды Салфетки Фартучки Репродукции картин с зимними весенним пейзажами, «Грачи прилетели». Техническое обеспечение: Магнитофон Фонограммы детских песен, классическая музыка Вивальди, П.И. Чайковского. 7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1.Гризик Т.И. Маленький помощник. – М. Просвещение, 2003 2.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. - Москва, - 2007. 3.Утробина К.К. Увлекательное рисование методом тычка с детьми, -М. «Гном и Д», 2004. 4. Н.Н. Леонова Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников. СанктПетербург, «Детство-Пресс», 2014. Приложение 8. ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА Качественная реализация дополнительной программы «Рисуем вместе» невозможна без определения оценки индивидуального развития детей, которая проводится в конце учебного года. Это позволяет оценить динамику развития ребенка, спланировать дальнейшую работу с учетом дополнительных занятий для формирования необходимых навыков. Форма проведения оценки индивидуального развития - наблюдение. 1.Использование нетрадиционных техник 3 балла: Полностью владеет техническими навыками и умениями. 2 балла: Испытывает затруднения в применении технических навыков и умений. 1 балл: Пользуется помощью педагога. 2.Развитие цветового восприятия. 3 балла: Использует всю цветовую гамму. Самостоятельно работает с оттенками. 2 балла: Использует всю цветовую гамму. 1 балл: Использует не более 2-3 цветов. 3.Развитие композиционных умений 3 балла: Самостоятельно составляет и выполняет композиционный замысел. 2 балла: Испытывает затруднения в композиционном решении. 1 балл: Изображает предметы не объединяя их единым содержанием. 4.Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения. 3 балла: Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества, отражает свое эмоциональное состояние в работе. Увлечен выполнением работы, создает образы самостоятельно, использует в полной мере приобретенные навыки. 2 балла: Видит красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Испытывает затруднения в передаче своего эмоционального состояния через образы. 1 балл: Чувствует красоту окружающего мира, художественных произведений, народного декоративно - прикладного творчества. Но не может самостоятельно выразить свое эмоциональное состояние через образ, цвет. Результаты оценки индивидуального развития заносятся в протокол. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 Результаты оценки индивидуального развития: От 12 баллов до 9 баллов – навык сформирован от 8 баллов до 5 баллов – навык на стадии формирования от 4 баллов и менее – навык не сформирован. оценка индивидуального развития Общее количество баллов Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения Развитие композиционных умений Ф. И. ребенка Развитие цветового восприятия № п/п Использование нетрадиционных техник Протокол оценки индивидуального развития детей старший дошкольный возраст 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 Результаты оценки индивидуального развития: От 12 баллов до 9 баллов – навык сформирован от 8 баллов до 5 баллов – навык на стадии формирования от 4 баллов и менее – навык не сформирован. оценка индивидуального развития Общее количество баллов Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения Развитие композиционных умений Ф. И. ребенка Развитие цветового восприятия № п/п Использование нетрадиционных техник Протокол оценки индивидуального развития детей по реализации программы «Юный художник» 2019-2020 учебный год старший дошкольный возраст (6-7лет)